В редакцию 74.RU снова поступают жалобы на работу камер челябинской компании Digital Patrol, которые якобы завышают показания скорости. Похожие сообщения мы уже получали в начале года, но тогда проверка не выявила проблем. Мы обратились в ГИБДД за разъяснениями, и Госавтоинспекция снова отправила своих сотрудников для оценки работы комплексов фотовидеофиксации дорожных нарушений. Вот что удалось выяснить.
«Место видное, камера бьет в лоб...»
Мы бы не обратили внимание на единичное обращение, касающееся камер, но на прошлой неделе похожие жалобы пришли от трех автомобилистов. Так, водитель Mitsubishi Grandis получил три штрафа с камеры на Гончаренко, 96 (автодорога «Меридиан»), причем, по его словам, третий раз он ехал с невысокой скоростью. Нарушения зафиксированы 3, 7 и 8 мая.
Владелец Mazda CX-5 получил два штрафа «как под копирку» за езду со скоростью 83 км/час на Уфимском тракте в районе въезда в город. Нарушения зафиксированы 3 и 5 мая. При этом 83 км/час является тем порогом, с которого камеры Digital Patrol имеют право штрафовать автомобилистов: 20 км/час — это «зона нечувствительности», 2 км/час — погрешность камеры, поэтому в городе фиксируется езда со скоростью более 60+20+2 км/час.
Наконец, с этой же камеры сразу 10 штрафов получил владелец Nissan X-Trail Дмитрий. Соответствующие нарушения были зафиксированы с 5 апреля по 13 мая 2022 года, скорость была в районе 83–84 км/час.
— Там место очень видное, камера бьет в лоб, предупреждение есть на асфальте — нужно быть конченым дебилом, чтобы там нарушать, — говорит он. — Я там езжу 20 лет и никогда не превышал «штрафуемый» лимит скорости, а тут — сразу десять штрафов.
Дмитрий написал обращение в прокуратуру и считает, что подобные случаи должны разбирать независимые эксперты.
— В своем обращении в прокуратуру я ссылаюсь на конкретные методические рекомендации, написанные Генеральной прокуратурой РФ, и там в числе прочего говорится про статистический анализ — это инструмент, который позволяет определить адекватность работы камеры. Грубо говоря, в среднем она фиксирует по пять нарушений в день, и вдруг их становится 50. Это дает основания полагать, что камера работает некорректно. Тут можно даже метрологией не заниматься.
Согласно ПДД, разрешенная в городе скорость движения — не более 60 км/час. При этом в 2013 году из КоАП убрали часть 1 статьи 12.9 КоАП, которая наказывала за превышение на 20 км/час и менее. Решение было крайне спорным, но прижилось, поэтому многие автомобилисты считают, будто в городе разрешено ездить со скоростью 80 км/час. Это не так: например, в случае ДТП будут учитываться фактические лимиты скорости, без добавки 20 км/час. Но по закону камеры могут наказывать лишь за превышения скорости более чем на 20 км/час. К этой величине плюсуется заявленная производителем погрешность камеры (обычно +2 или 3 км/час).
ГИБДД проверила обе камеры
После нашего обращения специалисты компании «Инженерные сети — Интеграция», занимающиеся обслуживанием камер, провели их внеплановую проверку в сопровождении сотрудников центра видеофиксации нарушений (ЦАФАП). Заместитель начальника ЦАФАП областной ГИБДД Андрей Смирнов рассказал:
— Жалобы на камеры видеофиксации в ГИБДД приходят постоянно, но заявления автомобилистов не всегда являются достоверными, и в данном случае мы не фиксировали массовых жалоб именно на эти два комплекса. Скорость здесь фиксируется техническими средствами, внесенными в реестр средств измерения и прошедшими поверку, имеющими действующий сертификат. Утром 19 мая подрядная организация в присутствии нашего сотрудника проехала данные участки на автомобиле, оснащенном специальным трекером, который внесен в реестр средств измерения — это единственный способ определить точность работы камеры. В одном случае скорость автомобиля полностью соответствовала результатам измерения комплексом Digital Patrol, во втором разница составляла 0,5 км/час, что меньше заявленного уровня погрешности в 2 км/час.
Вообще превышение скорости, зафиксированное в автоматическом режиме, оспорить крайне трудно. Если проезд на красный или обгон в запрещенном месте — нарушения, хорошо различимые на глаз, то скорость определяет сам комплекс видеофиксации. Первые модели камеры делали это за счет эффекта Доплера, «обстреливая» машину электромагнитным сигналом. Современные комплексы в основном работают в визуальном режиме, то есть вычисляют скорость при прохождении машиной контрольного участка.
Проверить каждое нарушение в отдельности могут только специалисты, но массовость жалоб — косвенный признак того, что камера работает некорректно. В ЦАФАП ГИБДД отмечают, что также ведут статистический анализ, но в данном случае не фиксируют всплеска количества постановлений.
— Для камер Digital Patrol есть программное обеспечение, которое мониторит работоспособность комплексов фотовидеофиксации, — рассказывает Андрей Смирнов. — То есть мы примерно понимаем среднее количество нарушений на данном участке и, если фиксируем резкий всплеск, отключаем данную камеру и разбираемся: проверяем ее с помощью специальных трекеров, актируем, принимаем решение. Если камера действительно работает некорректно, выносится предписание провести ее настройку.
Андрей Смирнов также добавил, что в Челябинске был случай, когда в результате ДТП автомобиль повредил опору, на которой висела камера Digital Patrol, изменив угол установки камеры и точность ее работы. Чтобы избежать завышения скорости после подобных инцидентов, и используется статистический анализ.
Кто владеет камерами в Челябинске
Много лет камерами видеофиксации нарушений на Южном Урале занимались сторонние компании: область проводила услугу через госзакупки. Например, в Челябинске в разные годы комплексы видеофиксации ставили компании «Ростелеком» и нижегородская «АЭЛЬ-РТС Инжиниринг». Подобная схема работы оказалась неудобна, потому что бюрократические проволочки то и дело ставили систему видеофиксации на паузу. Накануне несостоявшихся саммитов-2020 Челябинская область взяла курс на перевод комплексов фотовидеофиксации в собственное управление, чтобы их работа не зависела от результатов конкурсов. Непосредственно работой камер занялось областное государственное казенное учреждение «Центр обработки вызовов системы 112 — Безопасный регион», входящее в структуры областного правительства. ЦАФАП ГИБДД в Челябинской области установкой или настройкой комплексов не занимается: в его полномочия входит непосредственный контроль движения с помощью камер.
Попутно стали менять «матчасть»: в 2019 году в городе стали появляться камеры челябинской компании «Диджитал Патрол». Она использует комплексы сторонних производителей, но разрабатывает собственное программное обеспечение. Сейчас камеры «Диджитал Патрол» получают всё большее распространение, например, их применили на Комсомольском проспекте для контроля движения по выделенным полосам.
Техническую поддержку работы таких камер обеспечивает сам производитель, ООО «Диджитал Патрол». Первый контракт с «Безопасным регионом» компания заключила в начале 2021 года: его сумма составила 4 миллиона рублей. В конце того же года был заключен еще один аналогичный контракт — на 5 миллионов рублей.
Генеральный директор ООО «Диджитал Патрол» — Константин Крымский. Он же значится руководителем ООО «Инженерные сети — Интеграция», которое ведет уже куда более масштабную деятельность по установке и обслуживанию камер на территории всей области, включая Челябинск. Например, в 2022 году между «Безопасным регионом» и ООО «Инженерные сети — Интеграция», по информации сервиса «Контур.Фокус», были заключены 6 контрактов на сумму более 220 миллионов рублей.
При этом в Челябинске нет независимого арбитра на случай возникновения споров по поводу точности работы камер, ведь их производством, установкой, обслуживанием и проверкой занимаются связанные между собой компании.
Имейте также в виду, что некоторые челябинские камеры приравнивают проезд на желтый сигнал светофора к красному. Штраф за первое нарушение составляет 1000 рублей, за второе — 5000 рублей.
С прошлого года городские камеры видеофиксации больше не обозначают специальным знаком или разметкой.
Большой скандал с челябинскими камерами разгорелся осенью 2021 года, когда они стали выписывать штрафы по 150–300 тысяч.