Сергей стал одним из пострадавших от деятельности серых дилеров в Челябинске: прошлым летом он приехал в автосалон «Авто-Люкс» на Кожзаводской, 100, клюнув на низкие цены в рекламе, и отдал 1,76 миллиона рублей за Chery Tiggo 4, который в тот момент стоил от 1,1 миллиона. Большая часть средств была взята в кредит под большие проценты, кроме того, клиенту навязали дополнительные страховки. Автомобилист с помощью юристов выиграл спор, отсудив более 3 миллионов рублей (включая штрафы, неустойки, проценты по кредиту) — этого хватит почти на два новых «Тигго». Тяжбы с серыми дилерами считаются бесперспективными, но эта история — редкий пример хэппи энда. Вот как удалось вернуть деньги.
Что такое серые дилеры? Так называют мультибрендовые автосалоны, схема работы которых заключается в продаже автомобилей с серьезными наценками относительно официальных дилеров. Клиентов заманивают рекламой низких цен, затем изматывают долгим ожиданием (до 10–12 часов), после чего склоняют к покупке автомобиля в кредит, маскируя реальную цену. Психологически сломленный клиент подписывается под невыгодными для себя условиями и часто уезжает на машине другой модели или в другой комплектации, чем планировал изначально. Подобные автосалоны впервые появились в России более 10 лет назад, в Челябинске их расцвет начался в 2018 году. Серые дилеры часто меняют вывески, например, в Челябинске они «прославились» под названиями «Металл-Моторс», «Феррум Авто», «Аспект Авто», «Миасс», «Авто-Люкс», «Владис-Авто», «Малахит».
Директор компании «Автоадвокат» Наталья Усова, представлявшая интересы автомобилиста в суде, говорит, что тяжбы с серыми дилерами достаточно сложны: покупка машины формально является добровольной, а компании-продавцы часто меняют вывески и/или юрлица. Например, ООО «Вектор Плюс», которое продало Сергею Chery Tiggo4 на Кожзаводской, 100, до этого засветилось в качестве юрлица компании «Аспект Авто», располагавшейся в автосалоне на Блюхера, 96. К тому же серые дилеры часто навязывают допуслуги от лица третьих фирм, например, в случае с Сергеем была оформлена дополнительная страховка на 66 тысяч рублей от некого ООО «Д.С. Дистрибьютор», которое также фигурировало в наших материалах. Поэтому вернуть даже часть суммы удается редко, не говоря уже о полной компенсации.
— В данном случае клиент хотел расторгнуть договор купли-продажи, кредитный договор, проценты и все расходы за навязанные услуги, — объясняет Наталья Усова. — Фактически, требовалось найти легальный повод для расторжения сделки. Закон «О защите прав потребителей» в случае с автомобилями (технически сложными товарами) позволяет сделать это при обнаружении существенного недостатка, но если обратиться в течение 14 дней после покупки, то достаточно и несущественного недостатка.
Поэтому первым вопросом к Сергею было, всё ли его устраивает в автомобиле. Он пожаловался, что у кроссовера постукивает при нажатии педаль сцепления, плохо двигается рычаг переключения передач и слышны звуки при работе подвески (часть из перечисленных дефектов экспертиза не подтвердила).
В адрес продавца — ООО «Вектор Плюс» и дистрибьютора — «Чери автомобили Рус» была направлена претензия, и первым отреагировал, как ни странно, сам дилер, предложив провести экспертизу на базе компании «Планета Авто» (официальный дилер Chery в Челябинске). Там протянули соединения ходовой части, но стуки не исчезли. Дистрибьютор назначил еще одну экспертизу там же, и при очередной протяжке соединений лопнула стойка стабилизатора. Именно это обстоятельство и стало поводом для возврата автомобиля: еще одна экспертиза, проведенная ООО «Техническая экспертиза и оценка», признала дефект стойки стабилизатора производственным. Что интересно, сама по себе деталь стоила 2368 рублей — копеечная сумма на фоне всей сделки.
Экспертиза легла в основу решения Калининского районного суда, принятого в начале августа. Основным ответчиком выступал дистрибьютор — ООО «Чери автомобили Рус»: дело не только в том, что дефект признан заводским, но по закону о защите прав потребителя, истец может выбрать ответчика: производителя товара или продавца. С практической точки зрения выгоднее судиться с производителем (или его представителем, то есть дистрибьютором), так как взыскать компенсацию с крупной компании проще, чем с фирмы-однодневки (автосалон «Авто-Люкс» уже закрыт).
ООО «Вектор Плюс», по данным сервиса «Контур.Фокус», продолжает работу с 2014 года. Компания зарегистрирована в Самаре, где находится центр подобного бизнеса в России. Директором организации числится Юсубов Рафиг Асрат Оглы. «Вектор Плюс» выступал ответчиком в гражданских судах, в том числе в Челябинске, но в большинстве случаев заявления были отозваны или разбирательства прекращены.
Но если рассматривать ситуацию с точки зрения «наказания» автосалона и ООО «Вектор Плюс», им удалось выйти сухими из воды, поскольку иск касался не условий сделки, а конкретного дефекта автомобиля. Соответчиками стали также ООО «Быстробанк» (суд не удовлетворил претензии истца) и ООО «Д.С. Дистрибьютор», с которого присудили взыскать порядка 100 тысяч рублей за навязанные допуслуги. Еще 131 тысяча рублей была возвращена за такие услуги в рамках досудебной претензии.
— В каком-то смысле нам повезло, потому что если бы в присутствии мастеров сервиса и экспертов не сломалась стойка стабилизатора, экспертиза могла прийти к выводу, что у автомобиля нет дефектов, — объясняет Наталья Усова. — В каждом подобном случае приходится искать свои поводы для расторжения договора.
Юрист говорит, что после экспертизы ее клиент готов был пойти на мировое соглашение с продавцом автомобиля или дистрибьютором, если бы те выплатили компенсацию — то есть вернули часть денег, взятых сверх прайса. Но компании не пошли на уступки, и дело дошло до суда. Наталья Усова не сомневается, что ответчики постараются отменить решение в судах вышестоящих инстанций.
А стоило ли судиться?
Интересно, что за последнее время стоимость автомобилей выросла так сильно, что сделка Сергея уже не выглядит кабальной. Минимальная цена Chery Tiggo 4 составляет сейчас 1,7 миллиона рублей без учета возможных дилерских наценок (Сергей заплатил 1,76 миллиона), а государственные скидки на китайские машины не распространяются. Кстати, в решении суда одна из сумм, около полумиллиона рублей, — это как раз компенсация суммы, на которую подорожал автомобиль за время разбирательств, а еще 216 тысяч — это проценты по кредиту.
Но всё же не получилось ли так, что Сергей перехитрил сам себя, ведь с учетом новых реалий его Tiggo был куплен за относительно разумные деньги? Наталья Усова считает, что нет:
— Во-первых, трех миллионов рублей ему хватит на Chery Tiggo в лучшей комплектации, чем у него была, во-вторых, он может купить ее без дорогого кредита.
Судебная борьба с «серыми дилерами» в любом случае полезна, поскольку ограничивает поле для маневра. Например, частым приемом является продажа сильно подержанной машины под видом новой или почти новой, и есть прецеденты аннулирования таких сделок.
А что делает полиция?
Весной 2022 года было возбуждено уголовное дело против владельцев серого автобизнеса по редко применяемой статье — 210 УК РФ (создание преступного сообщества). Правда, речь идет об организаторах одной из ветвей такого бизнеса, некогда представленной в Челябинске автосалонами «Миасс» и «Феррум Авто» (оба закрыты после рейдов силовиков). Другая ветвь этого бизнеса всё это время продолжала работать параллельно под разными вывесками, и полиция не усматривала поводов для возбуждения дел, хотя с жалобами обращались десятки клиентов.
Последние жалобы такого рода мы получали на автоцентр «Малахит» на Университетской Набережной, 66а/2. Сейчас на этом месте находится автосалон «Марк Моторс», сайт которого также пестрит сверхнизкими ценами на машины: Lada Granta якобы стоит от 310 тысяч, что в два с лишним раза ниже дилерского прайса.