2023 год складывается для АВТОВАЗа кисло-сладко. С одной стороны, полный уход конкурентов, увеличение продаж в 1,5 раза (правда, в сравнении с мертвым 2022 годом) и, как вишня на торте, — очередная помощь от правительства в виде резко возросших утилизационных сборов. Но и проблем хватает: поставки запчастей нерегулярны, и в течение лета завод уже дважды уходил в отпуск не по графику. Мы собрали дайджест новостей об АВТОВАЗе, который в одиночку заполняет сегодня нишу более-менее доступных автомобилей. Ведь самая дешевая иномарка, Chagan Alsvin, стоит сегодня от 1,65 миллиона рублей.
АВТОВАЗ против инфляции
За последний месяц подорожали почти все доступные иномарки, а в августе ожидается очередной виток роста цен из-за удорожания валют и утилизационных сборов. Глава АВТОВАЗа Максим Соколов во время выставки «Иннопром» в Екатеринбурге заявил, что ослабление рубля скажется на стоимости «Лад», но завод постарается минимизировать рост цен, который провоцирует политика поставщиков:
— Даже если мы имеем дело с российскими юридическими лицами, то субкомпоненты, материалы, сырье во многом они получают из-за рубежа, — объяснил топ-менеджер АВТОВАЗа. — Поэтому влияние определенное оказывается. Какое и с каким лагом с точки зрения подписанных контрактов — здесь надо анализировать в конкретный момент, для конкретной модели. Но то, что это влияние будет, это безусловно так. Это реалии нашей экономической жизни.
По словам главы АВТОВАЗа, стоимость автомобилей будет корректироваться в ближайшие месяцы, когда завод выработает запас компонентов, закупленных по прежним ценам. Он также сослался на давление со стороны глобальных игроков, которые отказываются поставлять даже простейшие компоненты, не входящие в санкционные списки. Но Максим Соколов отрицает поставку некомплектных машин, о чем ранее сообщали СМИ. Он заявил, что с конвейера иногда действительно сходят автомобили без ряда компонентов, но машины дооснащают ими на складах или дилерских площадках.
Позже на форуме «Россия — Африка» Максим Соколов пообещал сохранить стоимость наиболее доступных Lada в пределах 700 тысяч рублей, а также увеличить их производство, назвав это «непростым решением».
Самая доступная Lada Granta сегодня стоит 692 300 рублей. Дороже «Гранта» была во время кратковременного пика в марте прошлого года, когда за нее просили минимум 728 тысяч. Но тогда речь шла о Lada Granta c АБС, которая сейчас недоступна в самых дешевых версиях машины. Минимальная же цена Lada Granta c антиблокировочной системой, которая недавно вернулась в список опций, составляет 775 тысяч рублей, то есть больше, чем в марте 2022-го. А максимальная цена модели перевалила 1 миллион рублей: версия Drive Active с АБС обойдется в 1,049 миллиона.
Последний раз АВТОВАЗ корректировал стоимость Granta в марте и мае 2023 года, при этом цена Lada Niva чуть подросла летом. Вышедшая в июне Lada Vesta стоит сейчас 1,24–1,69 миллиона рублей, но диапазон явно будет расширен вверх. С одной стороны, может сказаться обесценивание рубля, с другой, «Весту» пока выпускают в более простых модификациях: для нее недоступны автоматические коробки передач, системы стабилизации и двигатель объемом 1,8 литра. Часть из этих опций обещают уже до конца года, и тогда стоимость машины может приблизиться к 2 миллионам рублей. Пока же АВТОВАЗ занят борьбой с дилерскими наценками.
Largus возвращается
Уже в августе АВТОВАЗ планирует запустить в Тольятти производство универсала Largus, который больше других моделей концерна пострадал от ухода Renault, поскольку был практически копией Dacia (Renault) Logan MCV первого поколения. До начала СВО его выпускали на специальной ветке АВТОВАЗа в Тольятти, заточенной под машины на платформе B0 вместе с Lada XRAY, Renault Logan и Sandero. Несмотря на моральное устаревание конструкции, Largus пользовался высоким спросом и периодически попадал в разряд дефицита.
Глава АВТОВАЗа Максим Соколов заявил, что машину запускают на месяц раньше графика: ранее анонсировали старт производства в сентябре. До конца года в Ижевске начнут выпуск электрических «Ларгусов» мощность 150 л. с., и АВТОВАЗ рассматривает перенос в Ижевск и бензиновых версий универсала.
Текущая стоимость Lada Largus, согласно прайс-листам АВТОВАЗа, начинается от 1,301 миллиона рублей. Не исключено, что она возрастет после рестарта производства.
X-Cross 5 — самая дорогая Lada в истории
До конца 2023 года планируют начать продажи еще одной Lada, кроссовера X-Cross 5, который является полной копией продающегося в России китайского переднеприводного паркетника FAW Bestune T77. Выпуск автомобиля в режиме крупноузловой (отверточной) сборки начали в июне 2023 года на бывшем заводе Nissan под Петербургом, но пока неизвестны ни комплектации, ни цены автомобиля. Представители Минпромторга и самого завода ранее заявляли, что цена будет в пределах 2,5 миллиона рублей. Оригинальный FAW Bestune T77 стоит в диапазоне 2,17–2,43 миллиона.
По всем признакам автомобиль является полной копией китайской модели, и даже мощность 1,5-литрового турбомотора оставили на невыгодном с точки зрения налогов уровне в 160 л. с. «Ладу» предложат только с семиступенчатым роботом BorgWarner, тогда как для FAW предлагают и механическую коробку передач. В ближайшее время запланирована адаптация модели к российским условиям, в частности это коснется настроек подвески. Переход на мелкоузловую сборку состоится не ранее 2025 года.
Lada X-Cross 5 попадет в весьма насыщенный сегмент рынка, где представлены также Omoda C5, Haval F7, Geely Coolray и ряд других китайских кроссоверов. При этом недавно вышедший Haval M6 крупнее и дешевле FAW Bestune T77, поэтому легкой жизни у новой Lada не предвидится. До конца года завод под Питером планирует выпустить до 10 тысяч машин.
Lada Iskra. Позднее зажигание
Но главным прорывом АВТОВАЗа должна стать сменщица Lada Granta, получившая новое имя — Iskra. Старт производства запланирован на 2024 год, но как минимум до 2026 года новую модель будут выпускать параллельно с Granta. Сейчас на заводе идут доводочные испытания, и на территории АВТОВАЗа регулярно видят закамуфлированные «Искры».
Автомобиль построен на доставшейся в наследство от Renault платформе СMF-B-LS, которая лежит в основе третьего поколения Renault Logan. Предположительно, Iskra будет компактнее, получит тольяттинские моторы и дизайн, напоминающий стилистику Lada Vesta.
Разработка модели началась еще до начала СВО, тестовая сборка стартовала в феврале 2022 года, а презентовать ее планировалось к лету того года. После начала СВО казалось, что проект положили на полку, но позже АВТОВАЗ возобновил работу над новой моделью. Судя по всему, ее ждет серьезная русификация и китаизация, в связи с чем АВТОВАЗ называет платформу собственным именем XJO. Модель занимает промежуточное положение между «Грантой» и «Вестой», а значит, в нынешних ценах она бы стоила порядка 1–1,3 миллиона рублей.
Lada Aura. Повторение пройденного
Еще одна нашумевшая презентация АВТОВАЗа — это удлиненная на 250 мм Lada Vesta, которая получила имя собственное — Aura. С ее помощью АВТОВАЗ планирует захватить нишу госзакупок автомобилей для мелких чиновников и ведомственных работников, которым правила приличия не позволяют покупать за госсчет иномарку. При этом анонсированная Максимом Соколовым цена «где-то 2,5 миллиона рублей» позволяет купить вполне сносный китайский кроссовер, но с точки зрения госзакупок Lada наверняка окажется вне конкуренции. Автомобиль уже прославился тем, что не завелся на презентации. Абсолютной новинкой он не является: еще при бывшем руководителе АВТОВАЗа Бу Андерссоне по его инициативе были собраны три аналогичные по концепции Lada Vesta Signature с растянутой колесной базой. При этом для серийного производства проект сочли нецелесообразным. Впрочем, перспективы модели пока туманны, и ее будущее во многом зависит от наличия конкурентов с точки зрения госзакупок.
Niva — это навсегда
Lada Niva Legend выпускают с 1977 года, и вопрос о ее снятии с производства поднимают уже более 20 лет. В очередной раз новости об окончании карьеры «Нивы» появились пару лет назад, когда концерн Renault-Nissan решил сменить ее моделью на платформе Duster. Но после начала СВО «Ниву» реабилитировали, и, по последним заявлениям Максима Соколова, она будет выпускаться минимум до своего пятидесятилетия в 2027 году. Аналогичная участь, видимо, ждет Lada Niva Travel, которую под брендом Chevrolet выпускали с начала 2000-х годов. Глобальной переработки модели не планируется, но АВТОВАЗ рассматривает возможность приспособить для нее моторы переднеприводного семейства объемом 1,6 литра (106 л. с.) и 1,8 литра (122 л.с.). Сейчас «Нивы» оснащают 80-сильным 1,7-литровым мотором, который ведет родословную от 1,6-литровых двигателей ВАЗ-2106 и подходит для машин с продольным расположением силового агрегата. Именно компоновочные сложности не позволяют пока ставить на машину более современные моторы, и это считается одним из главных минусов автомобиля.
Ранее АВТОВАЗ объявлял об отзыве автомобилей для установки системы ЭРА-ГЛОНАСС. А вот обзор конкурентов Lada Vesta NG. Производство модели стартовало в июне, но ценовая политика оказалась разочаровывающей.