В сентябре 2023 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству до февраля 2024 года принять меры для пересаживания государственных и муниципальных служащих на «российские высоколокализованные автомобили». Во второй половине сентября Совет Госдумы единогласно решил использовать только автомобили, произведенные в нашей стране. Правда, касаться это будет только тех машин, которые депутатам предоставляет местная власть в их избирательных округах. В остальном курс на русификацию чиновничьего автопарка обозначен четко, и тут интересна не только сама инициатива, но и сжатый срок исполнения. Ведь российских высоколокализованных автомобилей, которые бы удовлетворили даже среднего регионального чиновника, сегодня практически нет. Мы составили список потенциальных кандидатов в «отечественные членовозы», но идеального варианта пока не просматривается. Чиновники рискуют промучиться на своих BMW и Toyota еще какое-то время.
Lada Aura. Подчищая карму
Пожалуй, это пока единственный проект, удовлетворяющий сразу всем критериям машины для чиновника средней руки: российская марка, высокая локализация, местный инжиниринг. Lada Aura является удлиненной на 250 мм Lada Vesta, во многом повторяющая концепцию Lada Vesta Signature, выпущенной в единичных экземплярах. Разительных отличий от простой «Весты» нет: Aura должна оснащаться 1,8-литровым мотором и вариатором. Скорее всего, она получит хорошую комплектацию с акцентом на комфорт задних пассажиров: за счет растянутой колесной базы второй ряд должен быть просторен.
Но есть как минимум две проблемы. Lada Vesta является бюджетным автомобилем, и даже улучшенная комплектация вряд ли скроет этот факт. Скажем, будет ли достаточно для потяжелевшей машины вазовского мотора, пусть и в топовом исполнении? В лучшем случае производство начнется в августе-сентябре следующего года и, вероятно, в опытно-промышленном производстве АВТОВАЗа, не рассчитанном на большие тиражи. Поскольку машина адресована чиновникам невысокого уровня, а их в России — целая армия, сразу на всех не хватит.
Aurus, которого не хватает
На другой части спектра еще один российский проект, созданный при участии иностранных компаний (например, Porsche), но всё же достаточно локализованный и вполне честно несущий статус «сделано в России». Проблема Aurus — его редкость и цена. Текущая стоимость Aurus не афишируется, но в 2021 году цена седана Senat декларировалась на уровне 24 млн рублей. Сейчас же она возросла: на сайтах автообъявлений за Aurus просят в районе 40 млн рублей и больше.
Вторая модель, кроссовер Komendant, еще дороже: год назад заявлялась стоимость от 34 млн рублей, в реальности также просят не менее 40 млн. Ограничен и тираж, и, хотя точные сведения не публикуются, речь в лучшем случае о сотнях машин в год. Aurus может быть альтернативой машинам немецкой «тройки» для высших госуправленцев, но вряд ли по чину служащим низких рангов и региональным властям.
«Москвич» слезам не верит
Спикер Госдумы Вячеслав Володин после одобрения депутатами новой инициативы сказал:
— В нашей власти, чтобы как можно быстрее парк Госдумы пополнили «Лады» и «Москвичи».
Не очень ясно, в курсе ли депутаты, что современные «Москвичи» не имеют отношения к чисто российскому АЗЛК-2141? Есть подозрение, что имеют, иначе бы не упоминали их (кому охота садиться на 2141?). Сейчас «Москвич-3» и «Москвич-6» — это китайские JAC JS4 и A5 Plus с российскими шильдиками и близкой к нулевой локализацией, поскольку собирают их на бывшем заводе Renault в режиме крупноузловой (отверточной сборки), для чего в КНР их приходится частично разбирать. Формально это противоречит требованиям президента о высокой локализации, но «Москвич» уже готовит производственные линии под переход на полный цикл производства со сваркой и окраской кузовов. В оптимистичном сценарии уже к весне 2024 года требование о локализации может быть выполнено.
При этом «Москвич», не пользуясь особенной популярностью у граждан, изначально делал ставку на корпоративные продажи и уже обеспечивает автопарки разных ведомств, такси и каршеринга. В августе марка отметилась резким подорожанием, увеличив стоимость кроссовера «Москвич-3» сразу на 228 тысяч рублей.
Красное знамя перемен
Глотком свежего воздуха для задыхающихся в малолитражках чиновников мог бы стать китайский бренд Hongqi («Красное знамя»), старейшая и наиболее престижная марка из КНР. До недавнего времени ее автомобили не продавались в частные руки.
В России представлено четыре модели Hongqi, каждая из которых вполне подходит для чиновников разного уровня. К тому же они заметно дешевле «Аурусов» и, хотя уступают им по технической навороченности (например, имеют двигатели-маломерки), выглядят вполне трезвой альтернативой. Так, например, седаны H9 стоят 7–10 млн рублей, то есть в четыре раза доступнее Aurus Senat.
Однако пока все модели Hongqi импортируются, и разговоры об их производстве на бывшем заводе Mercedes в Подмосковье не подтвердились. Теперь ветер дует с запада: Минпромторг Белоруссии сообщает, что выпуск автомобилей Hongqi стартовал на заводе «Юнисон» под Минском, первые машинокомплекты уже привезены, а план до конца года — аж 1000 машин. Белоруссия входит с Россией в единое таможенное пространство, поэтому такие автомобили вполне могут признать продуктами местной сборки. Особенно если на кону будет чиновничий комфорт.
Haval ждет часа
Единственным китайским производителем, который серьезно инвестировал в росавтопром, был Haval, запустивший в 2019 году завод в Тульской области. Сейчас в режиме полного цикла здесь собирают большую часть популярных кроссоверов марки: Jolion, F7, F7x, Dargo, а также рамный внедорожник H9. Трудно сказать, подходят ли Haval под критерии российского автомобиля, но в любом случае местный вклад в их производство куда выше, чем, например, у «Москвича».
У Haval нет люксовых и премиальных моделей, ориентированных на комфорт задних пассажиров. Однако в целом они являются сбалансированными и не слишком дорогими (в нынешних реалиях) моделями, которые вполне могут удовлетворить чиновников среднего ранга.
Нужно ли пересаживать госуправленцев на российские автомобили?
Кстати, объявлены цены на кроссоверы под белорусским брендом Belgee, который, как вы догадались, тоже плоть от плоти «китайцы». Еще одним псевдороссийским автомобилем является Lada X-Cross 5. Ее производство вроде бы запущено, но больше о машине неизвестно ничего. В России появился новый бренд Jetour и сходу попал в топ-10 наиболее востребованных.