Владелец Lada Vesta дважды попался сотрудникам ГИБДД Челябинска за езду с тонированными стеклами и был доставлен к мировому судье, который в качестве наказания выбрал административный арест на двое суток. У многих такие случаи вызывают недоумение, ведь вообще-то штраф за езду с тонировкой символический — всего 500 рублей, а таких мер, как арест, не предусмотрено вовсе. Но у инспекторов ДПС есть альтернатива в виде статьи 19.3 КоАП, наказывающей за неповиновение полиции, и максимальное наказание по ней — арест на срок до 15 суток. На конкретном примере разбираемся с юристом, чем грозят споры с сотрудниками ГИБДД.
Первый раз тонированная Vesta попала в поле зрения инспекторов 21 сентября, повторно — 4 октября. Водитель так и не снял тонировку, хотя в первый раз инспектор оформил и вручил ему соответствующее требование. Поэтому на владельца машины завели административное дело по статье 19.3 КоАП и 4 октября доставили его к мировому судье.
В городской ГИБДД объяснили, что светопропускание стекол должно укладываться в требования регламента о колесных транспортных средствах, то есть для передней полусферы составлять не менее 70%. В Госавтоинспекции призвали водителей соблюдать эти нормативы, так как в первую очередь затемненные стекла влияют на безопасность. При этом определение светопропускания на глаз невозможно — в ГИБДД используют специальные приборы, тауметры.
«Применяют к тем, кто качает права»
Автоюрист Лев Воропаев объясняет, что статью 19.3 КоАП, помимо наказания тонировщиков, применяют к водителям, которые отказываются передать инспектору права и другие документы или проследовать в патрульный автомобиль, например для проведения освидетельствования. В некоторых регионах ее используют для борьбы с автомобилистами без полисов ОСАГО, и такие ситуации были в Челябинской области, но, по словам нашего эксперта, по сложившейся в регионе практике остаются редкостью. В случае с тонировкой процедура выглядит следующим образом.
— Остановив машину в первый раз, инспектор вместе с постановлением о штрафе в 500 рублей выносит требование об устранении тонировки, — рассказывает Лев Воропаев. — Срок давности о привлечении составляет три месяца. Это значит, что, если водитель попадается в этот период повторно, инспектор имеет право возбудить административное дело по статье 19.3 КоАП и доставить водителя к мировому судье, который примет решение о наказании. Иногда водители хитрят и говорят, что выполняли требование инспектора, просто нанесли тонировку заново. Но этот аргумент обычно не работает, если водитель попался в течение трех месяцев.
Статья 19.3 КоАП. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции <…> влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.
Юрист объясняет, что судья при выборе наказания часто ориентируется на то, какая из мер более доходчива.
«Если судья понимает, что штраф на водителя не подействует, он выбирает административный арест»
Эксперт добавляет, что в редких случаях инспекторы применяют статью 19.3 КоАП для слишком дерзких водителей, которые кричат, грубят или качают права.
Как вы относитесь к тонировке автомобильных стекол?
Кстати, с 1 сентября действуют новые требования к технической исправности автомобиля. Например, обязательной стала зимняя резина в декабре-феврале. А ранее власти увеличили утилизационный сбор, что привело к повышению цен на автомобили.