В России нарастает дефицит автовозов, что осложняет доставку новых автомобилей до дилерских центров: это следует из обращения АВТОВАЗа и группы Sollers (марка УАЗ) в правительство с просьбой способствовать решению проблемы. В Минпромторге и Минтрансе на письмо отреагировали и обещали проработать варианты оптимизации. Автовозная проблема не только увеличивает срок поставки и делает его непредсказуемым, но также влияет на цену. Так, с 1 ноября УАЗ был вынужден ввести дополнительную наценку в 50 тысяч рублей в связи с неконтролируемым ростом стоимости доставки. По словам опрошенных нами дилеров, стоимость услуги возросла за последнее время в два и более раза.
Почему возникли сложности
У дефицита автовозов нет единой причины. С одной стороны, авторынок России с февраля 2022 года сократился в 1,5–2 раза, дилеры получают меньше автомобилей, чем два года назад. Но сократилось и количество автовозов из-за ухода иностранных компаний, а также сложностей с запчастями для импортных тягачей. Кроме того, перераспределилась структура поставок: если раньше основные производственные кластеры были в Центральной и Западной России, а поставки шли в том числе из Европы, то сейчас основной поток машин едет с Востока: из Китая, Японии, Южной Кореи. Кроме того, транспортные компании жалуются на дефицит кадров.
Показательно, что с жалобой в правительство обратились два российских производителя, что связано отчасти с динамикой их продаж. Например, в октябре АВТОВАЗ отгрузил почти 41 тысячу автомобилей, и последний раз столь хорошие месячные продажи у завода были десять лет назад. Lada Granta разошлась тиражом 21 тысяча машин, что является ее личным рекордом за всё время.
«Хавейлы» везут по железке
Проблемы с автовозами ощущают и дилеры иномарок. Так, в челябинском автоцентре «Регинас», который работает в основном с азиатскими марками, рассказали, что ситуация остается сложной:
— Действительно, большой дефицит в логистике, — пояснил представитель компании. — Часть импортеров переходит на железнодорожный транспорт: например, мы сейчас получаем Haval поездами — целый состав приходит под наши нужды в Екатеринбург, и оттуда уже развозят автовозами.
Но железнодорожная логистика сопряжена со своими сложностями, и экономии в любом случае нет.
— Но железнодорожный транспорт нас выручает, — добавили в «Регинасе». — Цены на доставку автотранспортом выросли в 2–3 раза: например, автовоз на 6–7 машин из Москвы в Челябинск стоит 450–550 тысяч рублей.
На востоке всё спокойно
При этом компании, работающие на востоке страны, сильных проблем не испытывают, что косвенно свидетельствует о перераспределении логистики в азиатские части России. Руководитель компании «Сибирь-Япония» Алена Гулина рассказала нам, что именно сейчас доставка автомобилей от Владивостока до Новосибирска автовозами идет в рабочем режиме и в последние месяцы стало даже проще.
— После августовских изменений сильно снизился поток, и рынок еще адаптируется, плюс Япония запретила экспорт ряда машин, поэтому сложностей с наймом автовозов нет, — говорит она.
Однако серьезно возросла цена услуги: например, если пару лет назад стоимость машино-места на автовозе Владивосток — Новосибирск составляла 45 тысяч рублей, то сейчас — не менее 90 тысяч рублей.
Представитель компании «АВТОСЕЛЕКТ — отборные автомобили» Дмитрий Еременко также отметил отсутствие каких-либо сложностей с автовозами, но добавил, что его компания работает с достаточно дорогими автомобилями и в небольших объемах, поэтому стоимость доставки на них сказывается меньше.
Логистические расходы называют одним из драйверов цен, которые продолжают расти. Вот пятерка машин с самым абсурдным прайсом. Продолжают ужесточаться правила параллельного импорта: судя по всему, через два года покупателям машин, ввезенных перекупщиками, предложат доплатить изрядные суммы утилизационного сбора.