![Параллельный импорт загибается. Автодилеры считают серый ввоз машин невыгодным Японские автомобили, ввозимые из КНР, были важным направлением параллельного импорта. На фото — Mazda CX-4 (аналог CX-5) и Atenza (аналог Mazda6) | Источник: КЛЮЧАВТО](https://n1s1.hsmedia.ru/12/b6/b9/12b6b92928059bcee4f141d480d91199/656x438_1_db0e9328058cfc6d353ae617bfab05f0@1280x853_0xAIBJFxVB_4198331956016759844.jpg.webp)
В ноябре резко сократился параллельный импорт автомобилей в Россию. Результат соответствует мрачным прогнозам после увеличения утилизационных сборов. Так, если за первые семь месяцев 2023 года доля параллельного импорта оценивалась в 14% от объема авторынка, то в ноябре она упала до 6,2% (оценки АЕБ) или 8% (оценки «Автостат»). Если в октябре по параллельным схемам ввезли более 12 тысяч машин, то в ноябре — 8,8 тысячи.
Что такое параллельный импорт
Это схема ввоза в страну новых автомобилей, которую правительство одобрило в 2022 году на волне массового ухода крупных автоконцернов из России. В докризисные времена действовал запрет на импорт в РФ автомобилей без разрешения правообладателя, то есть производителя или импортера. К примеру, новый Porsche Cayenne мог ввезти только дистрибьютор немецкой марки. В перечень марок для параллельного импорта правительство включило ушедшие бренды, надеясь таким образом заполнить опустевший рынок. Схема оказалась небезупречной: параллельные машины получались довольно дорогими, а их поставка сопряжена с логистическими сложностями.
Постепенное отмирание схемы параллельного импорта связано с рядом факторов, в числе которых — резкий рост утилизационных сборов, усложнение правил параллельного импорта, ослабление рубля, автовозный кризис и запрет на вывоз из Японии ряда моделей. Так, новые правила подразумевают, что, если ввезенный через страны ближнего зарубежья автомобиль через два года не встанет на учет в одной из стран ЕАЭС (кроме России), владельцу придется заплатить утильсбор по тарифу для юрлиц. А разница с тарифом для физлиц составляет сотни тысяч рублей.
О невыгодности параллельного импорта говорят и дилеры: в середине ноября два крупных холдинга объявили об отказе от такой схемы. Вместо этого компании делают ставку на официальный импорт китайских автомобилей.
![Toyota Avalon — это удлиненная Camry для китайского рынка. Ее ввозили в Россию по схеме параллельного импорта на замену седанам петербургской сборки | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/18/a5/b018a5f6618d951b807a583d05a556d0/656x370_1:5723_e193789536090d4f2a4c27744d01762f@1500x844_0xvNBSaIRN_2961202022226019976.jpg.webp)
В целом же импорт автомобилей (включая «белый») обеспечивает почти половину поставок машин на российский авторынок. Это резко контрастирует с докризисными временам, например, в последний хороший год, 2019-й, доля импортированных в Россию машин составляла менее 14%. Но остановки российских автозаводов привели к тому, что доля иномарок российской сборки упала с 63,7% до всего 12%. При этом нынешний импорт весьма однообразен: 83% автомобилей ввозят в Россию напрямую из Китая.
Сейчас параллельный импорт остается важным для рынка премиальных автомобилей, менее чувствительных к цене. Например, таким образом ввозят популярные электромобили Zeekr.
В целом же продажи автомобилей в ноябре снизились относительно октября. А вот детальная раскладка, что именно делает каждый из оставшихся в России автозаводов.