В декабре Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, отменяющий взимание полного НДС при перепродаже автомобиля между юридическими лицами. Автодилеры давно просили о подобном изменении, что, по их мнению, сделает вторичный рынок более цивилизованным. Но ряд экспертов считает, что такой шаг приведет к монополизации вторичного авторынка дилерами и поставит частников в невыгодное положение.
Было и стало
Первичный НДС в 20% взимается с полной стоимости автомобиля при его производстве или ввозе в страну юрлицами. Но при дальнейшей перепродаже машины между физическими лицами НДС отсутствовал, а при продаже от дилера к частнику взимался с разницы в цене. Но при сделках между юрлицами за базу НДС принималась полная стоимость автомобиля, что фактически увеличивало ее сразу на 20%. С будущего года эти 20% будут взиматься только с разницы в цене.
Прежняя схема исключала переток машин между юрлицами и приводила к использованию обходных путей, например, с физлицом-посредником. По данным Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), только 1% сделок на вторичном рынке совершался между юрлицами, тогда как 90% перепродаж происходило между частными лицами, в том числе перекупщиками. РОАД давно призывала отменить двойной НДС, чтобы увеличить долю дилеров на вторичном рынке, которая сейчас составляет в районе 10–12%. Это, по мнению руководства ассоциации, повысит надежность сделок и создаст новую структуру вторичного авторынка как географически (снизив долю столичных продаж), так и с точки зрения бизнеса. Например, появится возможность организовывать аукционы по продаже автомобилей: такая схема популярна в Японии.
Отмена двойного НДС позволяет создавать отдельные компании, которые специализируются на выкупе автомобилей у частных лиц и предпродажной подготовке, тогда как торговлей займутся другие компании, имеющие шоурумы и клиентскую базу. Кроме того, дилеры смогут перейти на оптовый выкуп машин у других юрлиц.
Ложка скепсиса
В группе компаний «Регинас» считают, что от поправок в Налоговый кодекс не стоит ждать многого, например, они вряд ли скажутся на стоимости автомобилей на вторичном рынке, которая определяется другими факторами. Что касается расширения ассортимента у региональных дилеров за счет перетока машин из столицы, в «Регинасе» скептически смотрят на такую тенденцию:
— В Москве больше ассортимент автомобилей, но и цены выше, поэтому скорее возможен обратный переток машин из регионов в столицу, где можно продать их более выгодно, — считают в компании.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин настроен еще более критично: он считает, что отмена двойного НДС приведет к монополизации вторичного рынка автодилерами.
— Самая востребованная на авторынке профессия сейчас — это байер автомобилей, который будет оценивать, общаться с продавцом-«физиком», сбивать цену и выкупать машину. Дилеры готовятся, формируют целые отделы таких сотрудников. Потребителю, который захочет купить б/у машину, придется забирать жалкие остатки, которые не нужны дилеру, или опередить каким-то образом целые отделы профессиональных байеров, или покупать машину у дилера, где он из своего кармана оплатит маржу всех дилеров, участвующих в цепочке поставки, обязательные кредиты, страховки, карты помощи и прочее навязанное. Если раньше дилеры в крупных городах выкупали лишь отдельные, самые ликвидные позиции, чтобы сформировать свой сток, то сейчас они будут забирать всё, что способно самостоятельно передвигаться и хоть как-то ликвидно.
Антон Шапарин сомневается, что продажа подержанных автомобилей через дилеров обезопасит покупателей. Так, в отсутствие ответственности ничто не мешает продавать автомобили со скрученным пробегом. Хотя прецеденты аннулирования таких сделок есть, но они являются скорее исключением.
У дилеров — только 10% вторички
Игроки рынка, опрошенные «Автостатом», напротив, склоняются к тому, что изменение Налогового кодекса повысит конкурентность среды и ассортимент машин, например, позволит дилеру выкупать нужный клиенту автомобиль у компании в другом регионе, не накручивая при этом стоимость сразу на 20%.
В РОАД также подчеркивают, что вторичный рынок России еще далек от идеалов цивилизованных стран: например, доля продаж между частниками составляет 90%, тогда как в Евросоюзе она на уровне 50%, в Японии — 10%. При этом год от года растет привлекательность вторичного рынка, и если в 2021 году его объем оценивался в 5 миллиардов рублей, то в этом году приближается к 8 миллиардам. За два года резко выросла и средняя стоимость подержанной машины: с 788 тысяч рублей до 1,362 миллиона. В количественном выражении объем продаж на вторичном рынке уже который год колеблется около отметки в шесть миллионов, что примерно в шесть раз превосходит объем рынка новых машин. Поэтому б/у автомобили являются перспективным направлением автодилеров, и отмена двойного НДС должна интенсифицировать их работу в этом направлении.
Эксперты отмечают разрастание дилерских складов из-за нераспроданных китайских автомобилей. На этом фоне цены на «чайнакары» слегка снизились. На этой неделе в Челябинске начались официальные продажи бренда Jetta, который, по сути, предлагает модели Volkswagen для китайского рынка.