Южная Корея расширила список товаров, которые требуют специального разрешения правительства для отправки в Россию, пишут РИА Новости. Помимо тяжелой строительной техники, аккумуляторов, станков и авиационных компонентов, в него попали новые категории автомобилей. Запрет, который вступит в силу в начале 2024 года, ставит окончательный крест на ввозе машин из Южной Кореи. О том, насколько это чувствительно для российского рынка, — в нашем разборе.
Под ограничения попали автомобили ценой до 50 тысяч долларов и объемом мотора более 2 литров. Введенные ранее санкции ограничивали экспорт из Южной Кореи машин дороже 50 тысяч долларов, то есть сейчас запрет действует для всех категорий легковушек. В начале января правительство Южной Кореи проведет семинар для экспортеров и детализирует новые условия поставок товаров в Россию.
До кризиса 2022 года автомобили из Южной Кореи доминировали среди иномарок на российском рынке, но речь шла о машинах местной сборки: Hyudai Solaris, KIA Rio и так далее. Импорт новых автомобилей напрямую из Южной Кореи не был значим, и все популярные модели (например, KIA Optima или Sportage) собирались в России. Сейчас их производство в РФ полностью свернуто, а импорт новых машин из Южной Кореи не играет существенной роли, составляя менее 1%. Однако машины везли в подержанном виде, и в этом сегменте они занимали порядка 7% от общего объема импорта, при этом значительно уступая японским автомобилям, которые составляли более половины среди всех ввезенных в страну б/у машин.
Новые ограничения не нанесут заметного удара по российскому рынку, но их следует рассматривать в череде других барьеров: например, еще в августе серьезные лимиты на экспорт автомобилей ввела Япония. По итогам 10 месяцев 2023 года более 80% импорта новых автомобилей шло из КНР, еще 17% — из стран Таможенного союза, 1% — из Арабских Эмиратов. Прямой импорт новых автомобилей из Европы, Японии и США прекратился, но среди подержанных машин, помимо Японии и Южной Кореи, около 3% везли из Германии. При этом в последние месяцы доля параллельного импорта упала.
Автопром Южной Кореи неохотно разрывал отношения с Россией, и до последнего времени главный автоконцерн Hyundai-KIA не делал заявлений об уходе с российского рынка. В декабре 2023 года стало известно, что завод марки под Питером продают российской компании за символическую сумму, при этом он может временно вернуться к выпуску корейских машин из ввезенных ранее автокомпонентов. Производство южнокорейских автомобилей на калининградском «Автоторе» свернуто окончательно, и завод переключился на китайские бренды.
В Челябинске закрылся и автосалон KIA компании «Техно-Моторс»: это был один из последних дилеров, который сохранял верность исконному бренду.
Будете ли вы скучать по корейским автомобилям?
Ранее мы рассказывали, как санкции разбомбили автопром России (и почему АВТОВАЗ ломит такие цены). Серьезный конкурент для Lada Vesta — это Jetta VA3, которую собирает в Китае Volkswagen на предприятии FAW.