В феврале в России продали 104 тысячи автомобилей, сообщает агентство «Автостат». Это на 85% выше значений февраля в 2023-м, но еще важнее, что на 5% перекрыт уровень двухлетней давности — последнего месяца перед масштабным спадом после начала СВО. Подобное произошло впервые за два года, например, еще в январе 2024-го продажи уступали прошлогоднему уровню 7%. Это позволяет с осторожностью предположить, что российский авторынок вернулся к докризисным показателям.
Продажи восстанавливались весь прошлый год, по итогам которого было продано чуть более миллиона новых легковушек, что примерно в полтора раза ниже допандемийного уровня. Начиная со второй половины 2023-го ежемесячные продажи автомобилей превышали уровень 100 тысяч, и февраль этого года не стал исключением. С учетом сезонности можно ожидать и дальнейшего роста продаж в количественном выражении: март и апрель традиционно считаются наилучшими месяцами для авторынка.
Оживление происходит на фоне снижения цен, хотя явление не носит характера устойчивой тенденции: скидки предлагают на автомобили прошлого года. К декабрю произошло затоваривание складов, что повысило сговорчивость дилеров в начале года. Динамика весенних цен пока неясна, но серьезных поводов для их снижения не видно.
Драйвером продаж остаются кредиты, выдача которых в феврале значительно выросла — на 89% в количественном выражении и в 2,2 раза в денежном (относительно февраля 2023 года). Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что ситуация довольно любопытная с учетом высокой ключевой ставки в 16%:
— Было ожидание, что автокредитование снизится, но оно продолжило расти, — рассказал он. — Понятно, что в денежном выражении этот рост оказался больше, поскольку цены на машины значительно выросли. Коллеги из еКредит тоже видят на рынке автокредитов рост самих заявок и рост их одобрений, который составил примерно 18% по новым автомобилям и около 13% по подержанным.
Лидером продаж предсказуемо стала Lada (28,7 тысячи машин), за которой идут Geely (12,3 тысячи) и Haval (12 тысяч). Наиболее востребованной иномаркой по-прежнему остается Haval Jolion.
Подскочили и продажи электромобилей: в феврале реализовано 1905 таких машин, что в 3,5 раза больше, чем год назад. Это лишь чуть ниже уровня декабря 2023-го, который стал рекордным для электрокаров за всю недолгую историю их присутствия в России (1922 единицы). Zeekr по-прежнему доминирует на рынке, обеспечивая более половины продаж, тогда как результаты Evolute, Volkswagen и «Москвич» заметно слабее. Продажи электрокаров наверняка стимулирует апрельское изменение правил параллельного импорта, которое сильнее всего скажется именно на рынке электромобилей. По нашим оценкам, популярный Zeekr 001 может подорожать на величину до 2 миллионов рублей.
Покупая машину, ввезенную параллельным импортом, уделите пристальное внимание тому, как она была растаможена: ФТС начала взыскание «недостач» в утилизационных сборах, таможенных пошлинах, акцизах и НДС. Скидки на автомобили постепенно кончаются, но цены пока остаются стабильными. А самой ожидаемой новинкой 2024 года должна стать новая Lada Iskra.