До сих пор, реанимируя оставшиеся от иностранцев заводы, власти предпочитали сдувать пыль с советских брендов типа «Москвич» и «Волга». И вдруг для бывшего завода Nissan в Петербурге не стали выкапывать из могилы условный «Руссо-Балт», а придумали новую марку Xcite с латинским написанием, да еще на основе словечка из недружественного лексикона (excite, англ. — возбуждать, восторгать). Впрочем, случилось это в силу форс-мажора, потому что изначально «ниссановский» завод планировали загрузить моделями Lada X-Cross 5 на базе китайского FAW Bestune T77. Только АВТОВАЗ угодил под санкции, проект медленно заглох, и теперь в судьбе петербургского предприятия формально не участвует. Но именно что формально: начиная от названия модели X-Cross 7 и заканчивая продажами «Иксайтов» через дилеров Lada чувствуется, что АВТОВАЗ всё равно курирует проект, но скорее на уровне маркетинга. Что же касается матчасти, не ищите в X-Cross 7 даже следов «Лады», потому что на самом деле это... Впрочем, модель-донор является таким секретом, что страшно называть ее в первом абзаце. Как бы чего не вышло. Поэтому назовем во втором.
Секрет Полишинеля таков: Xсite X-Cross 7 — копия дорестайлингового Chery Tiggo 7 Pro. Петербургская сборка мало что поменяла: машины пока делают в отверточном режиме. Кузова и силовые агрегаты приходят в сборе, и задача предприятия — «поженить» их, установить подвеску, залить технические жидкости и провести необходимые проверки в дождевальной камере и на полигоне. Может быть, локализовали шины? Нет, тут стоят Atlas (компания принадлежит концерну Linglong). Может быть, технические жидкости российские? И опять мимо: как объяснил мне технический специалист марки, в Xcite залит гибридный (силикатный) антифриз типа G11, и это нужно иметь в виду российским владельцам, потому что у нас популярнее антифризы G12, а смешивать их нельзя. То есть пока уровень локализации минимален, и если вы знакомы с Chery Tiggo 7 Pro до 2023 года выпуска, то вы знакомы и с Xcite.
На этом тест-драйв можно заканчивать, потому что Tiggo 7 Pro — одна из самых продаваемых иномарок в России и известна вдоль и поперек. Ее популярности помог удачный выход на рынок: в 2020 году из-за пандемии случился микропроцессорный кризис, иномарки старой школы стали дефицитом, и доля «китайцев» резко возросла. А потом случился 2022 год, и Tiggo 7 Pro мгновенно оказался лидером «белого» импорта. Но хотя автомобиль и знакомый, мы подвергли Xcite X-Cross 7 придирчивому тесту, в том числе помучив в полузатопленном песчаном карьере. Как минимум нужно было понять, как он соотносится с рестайлинговым Chery Tiggo 7 Pro Max, которые продают в автосалонах Chery с начала 2023 года.
В конце теста я стал понимать, почему Tiggo 7 Pro популярен. С одной стороны, у него нет выдающихся качеств, которые бы вызывали потребительскую ломку и заставляли алкать этот автомобиль. Но у него нет и откровенно слабых сторон. Перед тест-драйвом я читал отчеты других журналистов, и некоторые отнеслись к Tiggo 7 Pro критически: например, отмечали неважную управляемость, большие крены, склонность к недостаточной поворачиваемости. Мы поскрипели шинами «Иксайта» сначала по асфальтовой площадке, а потом на извилистой горной дороге. С одной стороны, крены действительно есть, и подвеска имеет скорее комфортную настройку. Но крены не пугают, а недостаточная поворачиваемость хорошо контролируема. Если не пытаться обмануть физику, повадки «Иксайта» предсказуемы и стабильны: он ничем не шокирует водителя. И для семейного кроссовера это важнее «плоской» езды в поворотах. На песке, кстати, он иногда уходил в заносы, которые гасились системой стабилизации, так что в целом за управляемость можно поставить зачетный балл. Кстати, у руля есть настройка уровня обратной связи, но режим «Спорт» — это чистое плацебо: никакой дополнительной связи не чувствуется, и стандартного усилия вполне достаточно.
Неплохи и настройки подвески: на ухабистых дорогах она склонна к раскачке, что иногда ограничивает скорость, но хорошо фильтрует мелкие и средние ухабы, поэтому и за рулем, и на втором ряду никого не растрясает. Шумоизоляция, правда, слабее, чем у старших моделей линейки Tiggo, «восьмерки» и «девятки», но не настолько, чтобы записать это в глобальные минусы. Вообще он кажется расслабленным и комфортным, как подобает кроссоверу среднего класса.
Но внедорожный потенциал модели ограничен. В отличие от рестайлингового Tiggo 7 Pro Max, «Иксайт» лишен полноприводных версий, просвет составляет 190 мм, а шоссейные шины быстро зарастают грязью. Фактически, это легковая проходимость с поправкой на 20–30 мм дополнительного просвета. На мокрых грунтовках и песке двойственное впечатление оставляет работа страхующей электроники: с одной стороны, ESP иногда прихватывает буксующее колесо, позволяя второму толкать автомобиль. Но если заскользили оба колеса, противобуксовочная система душит мотор до такой степени, что встаешь еще до того, как зарылся основательно. Может быть, в этом и есть сакральный смысл: спасти дурака-водителя от фатальной ошибки. Но порой это мешает, не позволяя использовать набранный машиной ход: ее бы чуть подпихнуть газом, поплеваться грязью, а не получается — машина стухает и останавливается. В песчаном карьере Xcite с трех попыток не смог заехать в горку, замирая по воле электроники на середине, хотя до полноценного окапывания было еще далеко. Попробовали задним ходом — помогло. В этом случае большая часть массы приходится на передние колеса, и штурмовать скользкие уклоны на переднеприводных машинах лучше так, задом наперед. В принципе, ESP можно отключить через бортовой компьютер, но стоит ли этим заниматься владельцам — не знаю. Побуксовав, можно выехать, а можно закопаться окончательно. На раскисших дорогах нужны как минимум другие шины, потому что у самого Xcite особенных козырей в рукавах нет.
Турбомотор объемом 1,5 литра и вариатор CVT25 хорошо знакомы по разным моделям Chery и не только: например, ставят их на Kaiyi E5, Omoda S5 и Jetour Dashing. С водительской точки зрения сочетание довольно удачное: динамика у машины среднестатистическая, 9,8 секунды до 100 км/час, но разгон получается линейный и хорошо контролируемый, а вариатор имитирует работу обычного автомата, то есть мотор не зависает на зудящих частотах. Кстати, вариатор CVT25 имеет гидротрансформатор и двухступенчатый планетарный редуктор, и в каком-то смысле является помесью бесступенчатой и гидромеханической трансмиссий. Поэтому и старты с места получаются мягкими и плотными, без назойливых пауз, которыми иногда грешат автоматические сцепления «роботов». В общем, для города и трассы — что надо. Впрочем, не утихают споры о его надежности, и в последний месяц масла в огонь подлил отзыв вариаторных Lada Vesta, которые используют младшую разновидность этой коробки CVT18. Впрочем, проблемы вестовских вариаторов, вероятно, связаны с недостаточным уровнем масла, которое заливал китайский поставщик коробок, компания WLY, так что проблема выглядит решаемой.
Интерьер также повторяет «черевский» вплоть до нюансов. Материалы не самые изысканные, но и неплохие с учетом класса машины, а эргономика — на уверенную четверку. Мне не очень нравится профиль сидений с азиатским акцентом — это когда европеоид сидит с подвисшими плечами. В остальном здесь всё традиционно, и даже сенсорный пульт управления климат-контролем особенных проблем не вызывает: срабатывает он четко и поддакивает звуковым сигналом. Да, физические кнопки лучше, но в любом случае такая система куда приятнее меню, запрятанных в недра тачскрина, как у того же Jetour Dashing. К чему я никак не мог привыкнуть — к алгоритму работы селектора, который включает режимы D и R через нейтраль. При тесных разворотах то и дело газуешь вхолостую в режиме N.
С практичностью у Xcite X-Cross 7 порядок, и, думаю, это одна из причин популярности «семерки»: у него довольно просторные задние сиденья и неплохой багажник, под полом которого — полноразмерная запаска. Автомобиль не очень крупный, длиной 4,5 метра, и его грузопассажирские возможности вполне сопоставимы с аналогичными машинами корейских производителей: скажем, с Kia Sportage III.
И если подытожить, Xcite ощущается автомобилем прежде всего сбалансированным. Он не столько восторгает, сколько вызывает чувство мещанского удовлетворения от того, что у него всё на месте: предсказуемый характер, приличный комфорт и практичность. Его популярность еще под вывеской Chery не вызывает удивлений, тем более и бренд Chery у нас не новичок: уже 20 лет на рынке.
Но если у Chery всё хорошо, то для молодого бренда Xcite задачка получается со звездочкой, ведь его «донор» остается в строю и к тому же обновился, добавив приставку Max к своему и без того длинному имени Chery Tiggo 7 Pro. С выходом Xcite братские модели попытались развести по нишам, и весной 2024 года «Тигго» получил другой базовый мотор объемом 1,6 литра (150 л. с.) и семиступенчатую роботизированную коробку передач, хотя выигрыша в динамике это почти не дало (разгон до 100 км/час сократился на 0,1 секунды). Важнее, что «Тигго» может быть полноприводным, а Xcite нет, а в остальном разница между ними осталась на уровне нюансов.
Xcite предсказуемо дешевле и стоит от 2,5 миллиона рублей в базовой версии против 2,72 миллиона за самый доступный Tiggo 7 Pro Max. Есть незначительная разница в комплектациях: у Chery крупнее экраны, есть подогрев задних сидений, адаптивный круиз-контроль и датчики дождя и света. Зато базовому Xcite сразу положены электроприводы передних сидений и крышки багажника. В остальном оснащенность «иксайтовской» версии Enjoy весьма неплоха: четыре подушки безопасности, ABS и ESP, мультимедийная система, отделка из кожзама, легкосплавные колеса, подогрев руля и передних сидений, двухзонный климат-контроль и так далее. Вторая комплектация Techno стоит 2,636 миллиона: добавляются шторки безопасности, панорамная крыша, беспроводная зарядка для телефона, электропривод сиденья пассажира, камера кругового обзора, датчики дождя и света. А вот многочисленные помощники водителя (автономное торможение, адаптивный круиз-контроль) положены только обновленному Tiggo 7 Pro Max.
В модельный ряд Lada новый бренд вписался почти бесшовно: на ценовой шкале «Иксайты» начинаются примерно там, где кончаются топовые Lada Vesta. И наверняка возникнет маркетинговая синергия, когда человек приходит за Lada Vesta SW, а уезжает на Xcite, добавив к ежемесячному платежу тысяч 5–10. Я, кстати, поймал себя на мысли, что если бы АВТОВАЗ действительно спроектировал автомобиль уровня Xcite, это была бы очень добротная Lada. Но увы, пока это чистое заимствование, причем отсутствие локализации — это не просто формальность.
Например, у китайских машин есть традиционная проблема с коррозией кузова из-за отсутствия или неполноты оцинковки. Chery Tiggo 7 Pro на фоне прочих «чайнакаров» выглядел неплохо: у него оцинкованы хотя бы внешние панели, кроме крыши и пятой двери. И поэтому производитель Xcite дает вроде бы шестилетнюю гарантию на кузов от сквозной коррозии, но с условием, что на нулевом ТО владелец за свой счет сделает дополнительную антикоррозийную обработку днища или скрытых полостей. Насколько я понял со слов сервисников Lada, вопрос стоимости этой процедуры еще согласуется, но если Xcite хочет закрепиться на российском рынке, ему придется предложить что-то получше. В идеале — полностью оцинкованный кузов из российского проката, как делали иномарщики прежней волны.
Впрочем, будущее у Xcite X-Cross 7 определенно есть. Да, у них на двоих с Tiggo 7 одна рыночная ниша, и это — не считая других близких моделей вроде Jetour Dashing и Jaecoo J7 (они построены на той же платформе T1X). С другой, ниша это совсем немаленькая, и в середине июня 2024 года тот же Tiggo 7 Pro Max выбился на первое место в рейтинге иномарок, опередив даже более доступный Haval Jolion тульской сборки. Малоизвестность бренда Xcite вроде бы является проблемой, но продажи через дилерскую сеть Lada снимают массу забот с первичным знакомством с маркой. Да и вложения в нее немаленькие: телереклама идет даже во время чемпионата Европы по футболу, а это дорогое удовольствие. Поэтому я бы поставил на то, что через месяц-другой мы увидим Xcite в топ-10 российского рынка. К слову, нечто подобное удалось белорусскому Belgee, который по cхожей схеме продает Geely местной сборки.
В феврале этого года АВТОВАЗ вышел из проекта по реанимации бывшего завода Nissan, а само предприятие перешло в госсобственность. Вероятно, завод попытался завуалировать свое участие в проекте из-за попадания под американские санкции. Выпуск автомобилей Xcite стартовал еще раньше, в конце 2023 года.
Благодарим компанию «Сатурн» за помощь в подготовке материала.