ѕочему √Ѕќ стало «незаконным»?

— 1 €нвар€ 2015 года вступил в силу технических регламент “аможенного союза, который определил новый пор€док узаконивани€ автомобилей с изменени€ми конструкции, в том числе с √Ѕќ. Ќекоторое врем€ власти смотрели на вопрос сквозь пальцы, однако с июн€ 2016 года соблюдение нормативов стало провер€тьс€ в ходе спецрейдов √»Ѕƒƒ.

«Ќекоторые автомобилисты еще в прошлые годы пытались узаконить √Ѕќ, то есть внести отметки в паспорт технического средства, – рассказывает нам установщик √Ѕќ “имур √оров. – ќднако в √»Ѕƒƒ им отвечали, что это сложно и вообще не об€зательно. —оздавалась иллюзи€, что те, кто установил √Ѕќ до вступлени€ в действие регламента, могут ездить спокойно. ј с лета 2016 года начали зат€гивать гайки».

Ќеузаконенные переделки приравниваютс€ к услови€м, при которых запрещена эксплуатаци€, что влечет штраф 500 рублей (ч. 1, ст. 12.5  ојѕ), но главное, водитель может быть отстранен от управлени€, автомобиль помещен на штраф-сто€нку, а в отдельных случа€х √»Ѕƒƒ может приостановить регистрацию транспортного средства.

ƒл€ обнаружени€ баллона √Ѕќ сотруднику √»Ѕƒƒ как правило требуетс€ процедура досмотра, котора€ подразумевает составление протокола и наличие двух пон€тных. ќднако в р€де регионов сотрудники дежур€т около пропан-бутановых заправок и вы€вл€ютс€ нарушителей в «пр€мом эфире».  ак сообщили нам в √»Ѕƒƒ „ел€бинской области, массовых отловов владельцев легковых автомобилей с √Ѕќ в области пока не проводилось, однако сотрудники √»Ѕƒƒ работают по вы€влению коммерческого транспорта с неузаконненными переделками.

 роме того, отказать в продаже газа может администраци€ заправки, если на оборудование нет соответствующих документов.

ѕор€док легализации

„тобы √Ѕќ стало законным, соответствующие отметки должны быть внесены в регистрационные документы: паспорт технического средства (ѕ“—) и свидетельство о регистрации. —ама по себе процедура несложна€ и выполн€етс€ по за€влению в областном √»Ѕƒƒ, но есть нюанс: в списке об€зательных документов есть «—видетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменени€ми требовани€м безопасности» (сокращенно его называют —— “—). ј вот чтобы получить его, нужно пройти дев€ть кругов бюрократического ада. ƒл€ удобства мы представили алгоритм действий в виде таблицы.

 ак легализовать √Ѕќ в „ел€бинске

ƒокументы, об€зательные на всех этапах: паспорт или другой документ, удостовер€ющий личность; паспорт технического средства (ѕ“—), свидетельство о регистрации (—“—).

Ётап

¬едомство, исполнитель

¬ход€щие документы

»сход€щие документы

ѕримечани€

ƒемонтаж √Ѕќ

 омпани€-установщик

-

-

¬ последнее врем€ не требуют.

“ехническа€ экспертиза

‘илиал аккредитованной испытательной лаборатории

«а€вление

«аключение предварительной техэкспертизы.

—тоимость пор€дка 4000 рублей.

ѕолучение разрешени€ на установку

ќдин из пунктов ћ–Ёќ (список)

• за€вление;
• заключение экспертизы.

–азрешение на установку.

Ѕесплатно. Ќеудобный график работы. ќчереди. “ребуетс€ сверка номеров.

”становка √Ѕќ

 омпани€-установщик

• за€вление;
• заключение экспертизы;
• разрешение на установку.

ƒеклараци€ с перечнем выполненных работ;
копии сертификатов на элементы √Ѕќ;
свидетельства 2а и 2б;
сертификат компании-установщика.

ƒл€ ранее установленного оборудовани€ не требуетс€ (см. этап 1). Ќеобходимы документы, а также опрессовка баллона, если срок действи€ вышел (2–2,5 тыс€чи).

“ехосмотр

ѕункт техосмотра

• паспорт;
• —“—;
• ѕ“—.

ƒиагностическа€ карта.

—тоимость зависит от пункта “ќ, в среднем 500–900 рублей.

“ехническа€ экспертиза

‘илиал аккредитованной испытательной лаборатории

• за€вление;
• заключение предварительной техэкспертизы;
• разрешение на установку (√»Ѕƒƒ);
• комплект документов установщика;
• опрессовка баллона;
• диагностическа€ карта.

ѕротокол технической экспертизы.

—тоимость пор€дка 4000 рублей.

ѕолучение —— “—

ќтдел государственного техосмотра и регистрации транспортных средств. „ел€бинск, ул.  арпенко, 26 или „ел€бинск, ул. ’арлова, 20.

• за€вление;
• заключение предварительной техэкспертизы;
• документы установщика;
• протокол технической экспертизы.

—видетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменени€ми требовани€м безопасности (—— “—).

ќчереди на подачу документов, непредсказуемый срок рассмотрени€. —тоимость 800 рублей.

»зменение регистрационных данных

ќбластна€ √»Ѕƒƒ

• за€вление;
• —— “—.

ѕ“— и —“— с отметками о внесении изменений в конструкцию.

—тоимость 850 рублей.

Ќужно ли демонтировать √Ѕќ?

—трого говор€, получать разрешение на переделку автомобил€ нужно до самой процедуры, а не после, поэтому одно врем€ на первую сверку в √»Ѕƒƒ необходимо было приезжать с демонтированным оборудованием. ќднако еще в прошлом году √»Ѕƒƒ –оссии разослала по регионам –оссии рекомендацию не усердствовать с этим требованием. ѕо нашей информации, в насто€щий момент в „ел€бинской области демонтаж оборудовани€ перед легализацией не требуетс€.

ѕри этом фирмы-установщики √Ѕќ сказали, что при оформлении все равно приходитс€ заполн€ть документы таким образом, как будто оборудование ставитс€ впервые: таковы формальные требовани€.

 абинеты и очереди

ќпрошенные нами автомобилисты жаловались на очереди в √»Ѕƒƒ дл€ подачи документов. ¬рем€ работы соответствующих кабинетов – один-два дн€ в неделю по несколько часов, что вызывает столпотворени€ и зат€гивает процедуру.

« огда подавал документы на  арпенко, оказалс€ 364-й в очереди, – рассказывает автомобилист —ергей. – ‘изически стоит человек п€тьдес€т, но есть списки, и поскольку € заранее знал, что дело небыстрое, сразу зан€л очередь в списках. ѕримерно недели за две подал документы. ¬ областном √»Ѕƒƒ кабинет работает один день в неделю до обеда, если приехать к полудню, очереди как таковой нет, но и получить документы в этот день уже не успеешь, то есть все зат€гиваетс€ минимум на неделю. я приехал к 6:30 утра и оказалс€ дес€тый, поэтому успел с первого раза».

«ѕо€вление очередей объ€снимо – в этом году мы столкнулись с дес€тикратным ростом числа автомобилистов, провод€щих процедуру узаконивани€ √Ѕќ, – рассказывает заместитель начальника отдела технического надзора ”√»Ѕƒƒ √” ћ¬ƒ –оссии јндрей  узнецов. – “олько в августе этого года было выдано свыше 2 тыс€ч разрешений. ¬ ближайшее врем€ получить —— “— автомобилисты смогут в любом регистрационно-экзаменационном отделении (по области их 19), то есть заработает принцип одного окна: они будут получать разрешение на установку и получать итоговые документы по одному адресу. ¬ любом случае, в насто€щий момент волна уже пошла на спад».

ƒругой повод дл€ жалоб: длительный срок рассмотрени€ документов на получение —— “—.

«ѕо закону на это даетс€ мес€ц, – рассказывает владелец автомобил€ с √Ѕќ ≈гор. – я подал документы в начале сент€бр€, уже несколько раз узнавал – пока ничего. Ћюди ждут два-три мес€ца. “ут еще така€ тонкость: разрешение на установку √Ѕќ мы сдаем на техэкспертизу в √»Ѕƒƒ, а значит, ездить с оборудованием все это врем€ нельз€. “о есть формально нужно ставить машину на сто€нку и ждать завершени€ всех процедур».

ћифическа€ сертификаци€

Ќе меньше вопросов вызывает работа испытательных лабораторий (или филиалов): за два посещени€ автомобилист отдает в среднем 8000 рублей, а что получает взамен? ¬о врем€ первого обращени€ за сумму пор€дка 4000 рублей ему выдают заключение, что автомобиль в принципе подходит дл€ установки √Ѕќ.

«¬от представьте: по городу ездит 10 000 одинаковых "газелей", – рассуждает установщик √Ѕќ “имур √оров. – ≈сли √Ѕќ можно ставить на одну из них, то, по логике, можно и на остальные. Ќо нет, на каждую машину нужно подавать документы и платить 4000 рублей просто за подтверждение факта, что машина пригодна дл€ установки √Ѕќ. ќсобенно смешно это выгл€дит в отношении машин, которые уже езд€т с оборудованием. ‘актически, за 4000 рублей они просто сравнивают марку и модель автомобил€ со списком и выдают положительное заключение».

¬о врем€ второго обращени€ в лабораторию автомобилист сдает документы, включа€ комплект бумаг от установщиков √Ѕќ, и получает заветный —— “—, на основании которого в техпаспорт внос€тс€ изменени€. Ќо оп€ть же физических испытаний √Ѕќ на безопасность не производитс€: за 4000 рублей лаборатори€ фактически анализирует документы и делает внешний осмотр оборудовани€ (при обращении по почте «исследуютс€» фотографии).

ѕо сути, единственным гарантом качества были и остаютс€ сами компании по установке √Ѕќ, тогда как лаборатории и √»Ѕƒƒ лишь изучают документы, предоставленные установщиками. ќднако львина€ дол€ времени и денег уходит именно на формальную часть.

« ак € вижу, единственной полезной процедурой €вл€етс€ опрессовка баллона, – делитс€ впечатлени€ми один из владельцев автомобилей с √Ѕќ. – Ќо ее в любом случае по закону нужно проходить регул€рно, раз в 2 года или 5 лет в зависимости от типа баллона. ¬ остальном это чиста€ бюрократи€».

ј если как-нибудь?...

ѕо нашим подсчетам, стоимость легализации √Ѕќ в „ел€бинской области начинаетс€ от 12 тыс€ч рублей, хот€ некоторые автомобилисты называли и большие суммы: 18–20 тыс€ч. ≈сли заниматьс€ регул€рно, на все потребуетс€ два-три мес€ца, в течение которых через ваши руки пройдет около 20 документов. ј хуже всего элемент непредсказуемости: удастс€ сегодн€ подать документы или ждать еще неделю? » когда их вернут обратно?

Ќеудивительно, что город запестрил баннерами «–егистраци€ √Ѕќ. ¬се виды услуг по переоборудованию». ћы позвонили в одну из таких компаний, где за 23 тыс€чи рублей нам предложили «легализацию под ключ». »з документов потребовалс€ лишь паспорт и документы на автомобиль, а также сведени€ о √Ѕќ, при этом сделать все вз€лись за две недели без отрыва от производства. Ќам обещали вполне законный, заверенный всеми инстанци€ми —— “—, после чего останетс€ лишь внести изменени€ в регистрационные данные автомобил€.

Ћегализовать оборудование по закону пытаетс€ лишь один автомобилист из дес€ти: остальные сразу идут в «серые» фирмы. ƒа, получаетс€ дороже, но ненамного, а главное – нет нужды отпрашиватьс€ с работы и сто€ть в очеред€х.

 акова технологи€ «серой легализации» – можно только догадыватьс€. ќжидающие своей очереди автомобилисты ворчат, что процедуру словно специально забюрократили до такой степени, чтобы загнать людей в офисы коммерсантов, которые делают нужные документы через свои каналы.

«Ќа наш взгл€д, подобные компании занимаютс€ откровенным очковтирательством, – говорит установщик √Ѕќ “имур √оров. – Ќапример, если баллон был в употреблении, ему нужна опрессовка. “ак эти компании просто став€т в документах, что баллон новый и с действующей опрессовкой».

ј хуже всего, что легализаци€, законна€ или сера€, мало что гарантирует с точки зрени€ безопасности. ј страдают от бюрократии в большей степени добросовестные установщики оборудовани€ и их клиенты.