„ем опасны дорожные реагенты

 аменна€ крошка

ƒорожные «присыпки» хочетс€ записать в ранг дедовских рецептов, которые непон€тно каким образом дожили до прогрессивных столетий. ќднако мелкий гравий и песок €вл€ютс€ основным антигололедным средством, например, в —кандинавских странах. » не в последнюю очередь – из-за минусов реагентов, о которых речь пойдет ниже. ƒа и средство вполне эффективное, по крайней мере, позвол€ет подн€ть коэффициент сцеплени€ до приемлемых величин даже у чистого льда.

¬прочем, каменна€ крошка имеет свои особенности. “ак, например, разные сорта грави€ отличаютс€ по размеру гранул и твердости, и в „ел€бинске в прошлые годы использовали фракции с достаточно крупными вкраплени€ми, которым вполне по зубам расколотить лобовое стекло автомобил€. ѕроблема остаетс€ актуальной до весны, когда камешки накапливают в выбоинах асфальта, а при наезде колеса «выстреливают» оттуда вместе с потоками талой воды. ѕокрытые сыпью капоты – это во многом результат бомбардировки антигололедным гравием (а еще – превышени€ скорости).

ј как за границей? ¬о-первых, когда период обледенени€ заканчиваетс€, дороги очищают, а после высыхани€ пылесос€т. Ёто в том числе снижает количество весенней пыли, котора€ образуетс€ из-за дорожных «присыпок». ¬о-вторых, скандинавы используют мелкие фракции грави€, что снижает ущерб в случае «вражеского» обстрела. Ќаконец, есть еще одно ноу-хау: перед посыпкой гравий увлажн€ют, поэтому он намертво примерзает ко льду или снежному насту.

„ем опасны дорожные реагенты

¬прочем, в компании «јќ «ёжуралмост», ответственной за уборку дорог, нам по€снили, что используема€ ими песко-сол€на€ смесь имеет гранулы щебн€ размером 3–5 мм, а кроме того обеспылена.

Ќа солененькое пот€нуло

’лорид натри€ или обычна€ пищева€ соль был и остаетс€ основным антигололедным реагентом, который используетс€ в чистом виде или в составе антигололедных препаратов, например все той же песко-сол€ной смеси. —оль удобна: стоит недорого, при намокании выдел€ет тепло, а заодно понижает температуру замерзани€ воды (мы ведь помним, что мор€ замерзают хуже озер).

ѕравда, хлорид натри€ тер€ет эффективность при низких температурах, а каша из пересоленного снега обладает высокой коррозионной активностью, портит обувь и угнетает флору.

 ампани€ против соли привела к изр€дному «очернению» этого реагента в общественном сознании, и многие кинулись искать альтернативы, нередко преподнос€ их как решение всех сол€ных проблем. ќднако после проб и ошибок те же скандинавы сохранили хлорид натри€ в арсенале антигололедных средств, разве что посыпают им дороги не столь фанатично.

» кроме того, обработка дорог песко-сол€ной смесью не замен€ет их уборки.

„ем опасны дорожные реагенты

 омпозитные реагенты

Ќесколько лет назад в „ел€бинске вошли в моду реагенты с коммерческими названи€ми, вроде «√еодор» или «Ѕионорд», которые преподносились современной альтернативой присыпкам и сол€м. ƒескать, и пыль не создают, и лед топ€т будь здоров, и даже почву удобр€ют. ¬ целом это было правдой, например, подобные препараты сохран€ют эффективность до температур пор€дка -20 градусов. ќднако есть и нюансы.

¬ большинстве подобных препаратов хлорид натри€ все равно присутствует, причем в некоторых рецептурах даже доминирует, так что избавитьс€ от соли полностью не удалось.

 оммерческие препараты обычно дороже «ветхозаветных», и хот€ производители за€вл€ют более высокую эффективность, достигаетс€ ли экономи€ в реальности за счет более рачительного «удобрени€» дорог – сказать сложно.

–анее компани€ «јќ «ёжуралмост» за€вила сайту 74.ru, что в этом году параллельно с использованием песко-сол€ной смеси будет испытыватьс€ препарат на основе хлористого кальци€, хот€ точной рецептуры новой «химии» не называют. ѕри этом эффективность хлористого кальци€ в целом известна, и, увы, есть у него побочные эффекты.

Ѕыстрый и скользкий

ћногочисленные тесты, в том числе российскими экспертами, показали, что обработанный хлористым кальцием асфальт оказываетс€ гораздо более скользким, чем, например, просто мокрое покрытие, что зачастую вводит водителей в заблуждение: вроде бы лед ста€л и они едут по обычному влажному асфальту, а сцепление все равно «пограничное». ”величиваетс€ врем€ высыхани€, а в морозы образуетс€ опасна€ композици€ льда и талой воды. ѕоэтому хлористый кальций считаетс€ препаратом эффективным, но коварным: иной раз езда по утрамбованному снегу более предсказуема, чем по асфальту с пониженным за счет химии сцеплением.

—кандалы с реагентами случаютс€ в –оссии посто€нно, но чаще всего в столицах, которые плотно «сид€т» на разнообразной антигололедной химии. ¬ прошлом году одной из версий массовой аварии с участием 20 машин посчитали как раз реагенты.

Ёто не значит, что препараты с кальций-хлором по умолчанию опасны или бесполезны: в конце концов, они удовлетвор€ют действующим российским нормативам. ƒругое дело, что примен€ть их нужно как медикаменты – воврем€ и в нужном количестве. Ѕессистемное поливание дорог антигололедной жижей создает иллюзию чистого асфальта, однако относитьс€ к нему зачастую нужно с той же подозрительностью, что и ко льду.

ƒа и потом, не слишком при€тно в -20 ехать по жиже, словно за окном весенн€€ оттепель.

¬прочем, на наш запрос «јќ «ёжуралмост» ответило, что не планирует поливать дороги химическими препаратами.

„ем опасны дорожные реагенты

Ќужны ли „ел€бинску реагенты?

¬опрос спорный. ≈ще в начале 2016 года отказатьс€ от реагентов решили власти —анкт-ѕетербурга, сделав ставку на очистку улиц и вывоз снега. Ёто дороже, дольше, но зато безопаснее и эстетичнее, если хотите.

¬прочем, проблема, наверное, не в самих препаратах, а в их использовании. јнтигололедные смеси и реагенты €вл€ютс€, по сути, средствами экстренного реагировани€, которые позвол€ют быстро справитьс€ с проблемой на ключевых направлени€х, но не предполагают массированного использовани€ в качестве панацеи. ћеханическа€ очистка и вывоз снега – это в любом случае чище и эффективнее.

¬прочем, и водител€м нужно помнить, что зимние покрыти€, будь то асфальт, снег или лед, как правило, имеют непосто€нный уровень сцеплени€ и очень обманчивы. » коли уж мы живем в –оссии, нужно научитьс€ чувствовать дорогу, а не лететь все врем€ с превышением лимита скорости на 20 км/час.