1 июня понедельник
СЕЙЧАС +18°С

Этой зимой в Челябинске будут использовать традиционный для России набор антигололедных средств, каждое из которых имеет плюсы и минусы. О некоторых особенностях дорожной «химии» полезно знать заранее.

Каменная крошка

Дорожные «присыпки» хочется записать в ранг дедовских рецептов, которые непонятно каким образом дожили до прогрессивных столетий. Однако мелкий гравий и песок являются основным антигололедным средством, например, в Скандинавских странах. И не в последнюю очередь – из-за минусов реагентов, о которых речь пойдет ниже. Да и средство вполне эффективное, по крайней мере, позволяет поднять коэффициент сцепления до приемлемых величин даже у чистого льда.

Впрочем, каменная крошка имеет свои особенности. Так, например, разные сорта гравия отличаются по размеру гранул и твердости, и в Челябинске в прошлые годы использовали фракции с достаточно крупными вкраплениями, которым вполне по зубам расколотить лобовое стекло автомобиля. Проблема остается актуальной до весны, когда камешки накапливают в выбоинах асфальта, а при наезде колеса «выстреливают» оттуда вместе с потоками талой воды. Покрытые сыпью капоты – это во многом результат бомбардировки антигололедным гравием (а еще – превышения скорости).

А как за границей? Во-первых, когда период обледенения заканчивается, дороги очищают, а после высыхания пылесосят. Это в том числе снижает количество весенней пыли, которая образуется из-за дорожных «присыпок». Во-вторых, скандинавы используют мелкие фракции гравия, что снижает ущерб в случае «вражеского» обстрела. Наконец, есть еще одно ноу-хау: перед посыпкой гравий увлажняют, поэтому он намертво примерзает ко льду или снежному насту.

Впрочем, в компании ЗАО «Южуралмост», ответственной за уборку дорог, нам пояснили, что используемая ими песко-соляная смесь имеет гранулы щебня размером 3–5 мм, а кроме того обеспылена.

На солененькое потянуло

Хлорид натрия или обычная пищевая соль был и остается основным антигололедным реагентом, который используется в чистом виде или в составе антигололедных препаратов, например все той же песко-соляной смеси. Соль удобна: стоит недорого, при намокании выделяет тепло, а заодно понижает температуру замерзания воды (мы ведь помним, что моря замерзают хуже озер).

Правда, хлорид натрия теряет эффективность при низких температурах, а каша из пересоленного снега обладает высокой коррозионной активностью, портит обувь и угнетает флору.

Кампания против соли привела к изрядному «очернению» этого реагента в общественном сознании, и многие кинулись искать альтернативы, нередко преподнося их как решение всех соляных проблем. Однако после проб и ошибок те же скандинавы сохранили хлорид натрия в арсенале антигололедных средств, разве что посыпают им дороги не столь фанатично.

И кроме того, обработка дорог песко-соляной смесью не заменяет их уборки.

Композитные реагенты

Несколько лет назад в Челябинске вошли в моду реагенты с коммерческими названиями, вроде «Геодор» или «Бионорд», которые преподносились современной альтернативой присыпкам и солям. Дескать, и пыль не создают, и лед топят будь здоров, и даже почву удобряют. В целом это было правдой, например, подобные препараты сохраняют эффективность до температур порядка -20 градусов. Однако есть и нюансы.

В большинстве подобных препаратов хлорид натрия все равно присутствует, причем в некоторых рецептурах даже доминирует, так что избавиться от соли полностью не удалось.

Коммерческие препараты обычно дороже «ветхозаветных», и хотя производители заявляют более высокую эффективность, достигается ли экономия в реальности за счет более рачительного «удобрения» дорог – сказать сложно.

Ранее компания ЗАО «Южуралмост» заявила сайту 74.ru, что в этом году параллельно с использованием песко-соляной смеси будет испытываться препарат на основе хлористого кальция, хотя точной рецептуры новой «химии» не называют. При этом эффективность хлористого кальция в целом известна, и, увы, есть у него побочные эффекты.

Быстрый и скользкий

Многочисленные тесты, в том числе российскими экспертами, показали, что обработанный хлористым кальцием асфальт оказывается гораздо более скользким, чем, например, просто мокрое покрытие, что зачастую вводит водителей в заблуждение: вроде бы лед стаял и они едут по обычному влажному асфальту, а сцепление все равно «пограничное». Увеличивается время высыхания, а в морозы образуется опасная композиция льда и талой воды. Поэтому хлористый кальций считается препаратом эффективным, но коварным: иной раз езда по утрамбованному снегу более предсказуема, чем по асфальту с пониженным за счет химии сцеплением.

Скандалы с реагентами случаются в России постоянно, но чаще всего в столицах, которые плотно «сидят» на разнообразной антигололедной химии. В прошлом году одной из версий массовой аварии с участием 20 машин посчитали как раз реагенты.

Это не значит, что препараты с кальций-хлором по умолчанию опасны или бесполезны: в конце концов, они удовлетворяют действующим российским нормативам. Другое дело, что применять их нужно как медикаменты – вовремя и в нужном количестве. Бессистемное поливание дорог антигололедной жижей создает иллюзию чистого асфальта, однако относиться к нему зачастую нужно с той же подозрительностью, что и ко льду.

Да и потом, не слишком приятно в -20 ехать по жиже, словно за окном весенняя оттепель.

Впрочем, на наш запрос ЗАО «Южуралмост» ответило, что не планирует поливать дороги химическими препаратами.

Нужны ли Челябинску реагенты?

Вопрос спорный. Еще в начале 2016 года отказаться от реагентов решили власти Санкт-Петербурга, сделав ставку на очистку улиц и вывоз снега. Это дороже, дольше, но зато безопаснее и эстетичнее, если хотите.

Впрочем, проблема, наверное, не в самих препаратах, а в их использовании. Антигололедные смеси и реагенты являются, по сути, средствами экстренного реагирования, которые позволяют быстро справиться с проблемой на ключевых направлениях, но не предполагают массированного использования в качестве панацеи. Механическая очистка и вывоз снега – это в любом случае чище и эффективнее.

Впрочем, и водителям нужно помнить, что зимние покрытия, будь то асфальт, снег или лед, как правило, имеют непостоянный уровень сцепления и очень обманчивы. И коли уж мы живем в России, нужно научиться чувствовать дорогу, а не лететь все время с превышением лимита скорости на 20 км/час.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!