RU74
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Челябинске

Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

6 м/c,

зап.

729мм 69%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Авто Водителей будут готовить со школьной скамьи

Водителей будут готовить со школьной скамьи

Госдума предлагает ввести новый предмет для старшеклассников – «Правила дорожного движения». В основе проекта – теоретическая подготовка будущих водителей еще в школе...

Госдума предлагает ввести новый предмет для старшеклассников – «Правила дорожного движения». В основе проекта – теоретическая подготовка будущих водителей еще в школе. Если ученик хорошо сдаст материал, то экзамен перезачтется в автошколе, где нужно будет освоить только практику, а потом сдать экзамен в ГИБДД. Эксперты считают, что ПДД нужно изучать в школах и формировать культуру поведения на дороге. Но предмет не должен вытеснять теоретический курс в автошколе, иначе это серьезно скажется на качестве подготовки водителей.

Россия входит в число стран с самой неблагополучной обстановкой на дорогах. Например, в прошлом году в ДТП пострадали более 250 тысяч человек, 26,5 тысячи погибло. Поэтому сейчас как мощное оружие продвигается тема формирования дорожной культуры с раннего возраста. В транспортном комитете созрел проект масштабного изучения ПДД в старших классах. И обучать планируют не в рамках ОБЖ, как это происходит сейчас – пару часов о переходе по зебре, о светофорном регулировании, о том, как обходить маршрутный транспорт и так далее.

Давать информацию хотят в полном объеме в рамках самостоятельного предмета. Однако неясно, будут ли занятия включать информацию об устройстве авто, об оказании первой помощи и другие сопутствующие дисциплины. При этом успехи в освоении материала с последующей сдачей экзамена намерены приравнять к теоретическому курсу автошколы. Если не брать профучреждения, «дорожная» подготовка несовершеннолетних носит, скорее, порционный характер – информация дается дозировано и в очень усеченном виде. Для каждого возраста своя. В Челябинской области, например, в прошлом году открылся класс ГИБДД, но правила изучаются как дополнительный курс: «Вся проблема с проектом в том, смогут ли школы взять на себя весь объем теории, – говорит методист Челябинского областного центра дополнительного образования детей Оксана Прокопьева. – Сейчас программы для школьников и воспитанников детских садов занимают 36 часов в год (час разный по продолжительности – 30 и 45 мин). Есть постоянные классы – группы от школ. Есть переменные классы, где ребята осваивают отдельные темы. Сейчас решается вопрос о создании автогородка на базе нашего центра, но опять же он формируется для детей и подростков до 18 лет. В целом программы составлены для дополнительного образования, но не основного».

На первый взгляд, идея госдумовцев благая – правила знать нужно, но школы вряд ли готовы взять на себя часть функций автошкол: «Изучать ПДД в школах просто необходимо. Сейчас подростки очень лихо ездят на скутерах, мопедах, которые не нужно регистрировать, ими можно управлять без прав. Но ведь это не отменяет обязанности учить ПДД, – считает секретарь совета директоров автошкол Челябинской области Андрей Николаев. – В Челябинске огромное количество пешеходных переходов, перекрестков, на которых тоже нужно знать, как себя вести. А в школах все сводится к нескольким занятиям. База нужна, но пока заменить теоретическую подготовку в автошколе занятия в общеобразовательных учреждениях не смогут. Во-первых, чтобы выдать материал в том же объеме, понадобится 200 часов. Во-вторых, нужно будет преподавать не только основы безопасности движения, но и базу юридической подготовки, доврачебной помощи, устройства автомобиля и так далее, а после этого выдавать свидетельство или сертификат. Если отдать всю теоретическую часть средней школе, то нужно менять законодательство, ведь сейчас лицензирование автошкол предполагает оказание определенных услуг, в том числе и теоретической подготовки».

Эксперты считают, что изучение ПДД в старших классах нельзя приравнивать к обучению в автошколе. Теория и практика должны осваиваться одновременно, а не по прошествии нескольких лет. И чтобы обеспечить комплексное изучение дисциплины, школам придется серьезно вложиться и переработать учебный план.

Да и отношение учеников, когда они не чувствуют «близкого» опыта вождения, мягко говоря, безответственное – в старших классах хватает других забот и экзаменов. Не стоит забывать и о позиции автошкол, которым вряд ли захочется отдавать свой хлеб: «Автошколам это совершенно не интересно: ни с финансовой точки зрения, ни с позиции ответственности. Кто знает, как средняя школа подготовила ученика? А ведь именно после курсов в автошколе присваивается профессия водителя, и за это отвечает учреждение, выдавшее свидетельство, – ведущий специалист отдела лицензирования минобразования Челябинской области Олег Поленин. – Поэтому бессмысленно даже устраивать вступительные экзамены. Тем более преподавать будут несовершеннолетним – сразу после теоретического курса они не смогут обучаться вождению и получить права. А через пару лет, боюсь, знаний не хватит. Да и в школах нужно оборудовать классы, принимать преподавателей, закладывать эти расходы в бюджет. На мой взгляд, предмет должен быть факультативным или подаваться в какой-то другой форме, но не заменять теоретический курс в автошколе. Особо он будет полезным подросткам, кто ездит на мопедах, скутерах, велосипедах – на транспорте, не требующем прав. Но водителей с категориями должны готовить специализированные учреждения».

И изучение правил должно носить систематический характер, потому что отдельными акциями и мероприятиями не обойтись – они охватывают отдельные группы людей и имеют непродолжительный эффект. Тем не менее с 10 по 15 мая областная ГИБДД проводит мероприятие «Нетрезвый водитель-мотоциклист». Основное внимание уделят как раз подросткам до 16 лет, которые управляют скутерами и мопедами. Они попадают в группу риска – водители молодые, неопытные, часто садятся на транспорт, не зная правил.

В прошлом году в Челябинской области произошло 511 аварий с участием детей и подростков до 16 лет – погибло 22 ребенка и ранено еще 537. Дети страдают, находясь в автомобилях и переходя улицы. Если не брать случаи, где они были пассажирами, самая распространенная причина дорожных несчастий – переход дороги в неположенном месте. Так, в декабре 2010 года в Златоусте девятилетний школьник угодил под колеса «Фокуса», переходя дорогу вне пешеходной зоны. Водитель не успел среагировать на мальчика, который появился в темноте на проезжей части. В результате школьника доставили в больницу с переломом правого предплечья и ушибом левого бедра.

В феврале этого года в Курчатовском районе Челябинска первоклассник попал под колеса, перебегая дорогу в неустановленном месте. Школьника госпитализировали с переломом бедра. Заканчиваются подобные случаи и более трагично: в мае 2010 года водитель на Porsche Cayenne насмерть сбила 10-летнего ребенка, перебегавшего проспект на красный свет.

За три месяца этого года на дорогах страны уже погиб 131 ребенок и пострадали еще три тысячи. Если школьная теория ПДД заменит учебу в автошколе, не исключено, что жертв станет еще больше.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления