Авто Ввод танков в Челябинск: вся техника парада

Ввод танков в Челябинск: вся техника парада

9 мая в Челябинске состоится один из самых зрелищных парадов военной техники. Какие боевые единицы увидят в действии челябинцы?

Торжественное построение в честь Дня Победы начнется в 10 часов (по местному времени). После завершения торжественного шествия вся техника останется на площади Революции. Параллельно экспозиция военных машин развернется на Театральной площади Челябинска, где можно будет поближе познакомиться и сфотографироваться на фоне техники.

Танк Т-34-85

Колонну боевых машин возглавит легендарный танк Т-34 – самый массовый танк Второй мировой войны, специально отреставрированный работниками Челябинского тракторного завода. В машине сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем В-2 и широкими гусеницами. Технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. 22 августа 1942 года из сборочного корпуса ЧТЗ вышла первая челябинская «тридцать четверка».

ГАЗ-АА «полуторка»

Грузовой автомобиль выпускался на Нижегородском автомобильном заводе (позже – Горьковском) с 1932 по 1950 год. Лицензионная копия американского автомобиля Ford Model AA. Во время войны «полуторка» была одним из основных военных автомобилей, выполнявших функции перевозки военного состава, боеприпасов, продовольствия, снаряжения и т. д.

Большую роль автомобиль сыграл во время ленинградской блокады, доставляя жителям Ленинграда все необходимое для существования. Немецко-фашистские войска блокировали город, отрезав все сухопутные пути к нему. В Ленинград можно было проникнуть только по Ладожскому озеру. 22 ноября 1941 года на замерзший водоем вышли первые «полуторки». Дорога, по которой они шли, официально называлась «Военно-автомобильной дорогой №101», неофициально – «Дорогой жизни».

С началом войны внешний вид автомобиля изменился: крылья изготовлялись из простого кровельного железа, а двери и крыша – из брезента. Одна фара и дворник устанавливались только со стороны водителя, отсутствовали бампер, глушитель и передние тормоза. После войны все эти элементы были возвращены на автомобиль.

Танк ИС-3 – «Иосиф Сталин»

Тяжелые танки ИС гармонично сочетали броню, скорость и вооружение. ИСы были почти на 10 тонн легче немецких тяжелых танков, имея при этом более толстую броню и мощную пушку, обладали лучшей проходимостью, маневренностью и приспособленностью к полевому ремонту. Немецкое командование запрещало своим танкистам вступать с нашими ИСами в открытый бой. В ночь на 31 октября 1943 года начался серийный выпуск танков ИС. А в августе 1944 года на ЧТЗ впервые в мире был пущен конвейер по сборке этих танков.

Willys MB

Не менее легендарный автомобиль – американский вездеход «Виллис». Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW). «Виллис» мог быть и быстроходным артиллерийским тягачом, и передвижным командным пунктом, возить радиостанцию и офицеров связи, и даже ходить в бой в качестве высокомобильной 12,7-миллиметровой пулеметной установки. Он проходил там, где до него не бывало ни одного автомобиля. В Красную Армию «Виллисы» стали поступать по ленд-лизу летом 1942 года и сразу же нашли себе эффективное применение в первую очередь как командирские автомобили и тягачи для 45-миллиметровых противотанковых пушек. Всего до конца войны нам было поставлено около 52 тысяч машин.

«Виллис MB» закончил войну поистине легендарным автомобилем, осыпанным восторженными отзывами солдат и маршалов. Впоследствии он стал образцом для массового подражания и даже прямого копирования. От него ведут свою родословную многие послевоенные вездеходы и класс легковых внедорожников в целом.

Бронеавтомобиль БА-64

Бронеавтомобиль был принят на вооружение в мае 1942 года и предназначался для решения задач командирской разведки, управления боем и связи, сопровождения автоколонн. БА-64 – первый советский бронеавтомобиль со всеми ведущими колесами, что позволяло ему преодолевать подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 м и косогоры. Автомобиль имел противопульную защиту со значительными углами наклона броневых листов. На нем устанавливались пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной ГК.

Тяжёлая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152

6 ноября 1943 года новая самоходка была принята на вооружение Красной Армии под названием ИСУ-152 и запущена в серию на ЧКЗ (современный ЧТЗ). Испытания первого серийного образца были проведены 21 ноября 1943 года на Чебаркульском и Гороховецком артиллерийском полигоне. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» – самоходная установка, означает «на базе танка ИС». Танк СУ-152 выпускался на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.

ИСУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении.

Развитие самоходных установок ИСУ-152 не прекратилось и после ВОВ. По своим боевым и эксплуатационным характеристикам они неплохо соответствовали требованиям армии 50-ых и начала 60-ых годов, поэтому оставшиеся в строю машины прошли в 1956 году серьезную модернизацию.

ЗиС-5В

Грузовик ЗиС-5В (буква «В» обозначала «военный»), выпущен в июне 1942 г, стал настоящей рабочей лошадкой Красной Армии. Он отлично работал в любое время года, при любых погодных и дорожных условиях, был неприхотлив к качеству бензина и легок в обслуживании. При мощности двигателя 73 л. с. мог тянуть до 3,5 т груза. На базе автомобиля было создано много спецмашин: санитарные, ремонтные, зенитные и др. За период с 1942 по 1945 гг. было выпущено 83000 машин. Во время войны упрощенную военную модификацию ЗИС-5В выпускал в том числе и завод «Урал» (1944–1947 гг.).

В 1942 году на ЗИС-5В были применены облегченная на 124 кг кабина из фанеры и дерева. Доски обшивки крепились гвоздями. Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дерматин. Крылья сделаны методом простой гибки из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой на довоенной модели, тормоза оставлены только на задних колёсах, бортовая платформа с одним задним откидным бортом и единственная фара (левая).

Dodge WС-51

Американский армейский автомобиль повышенной проходимости выпускался с 1941 года. WC (Weapon Carrier), в переводе с английского – носитель оружия. В СССР автомобиль поставлялся из США по договору ленд-лиза. В Красной Армии получил прозвище «Додж Три Четверти» из-за своей грузоподъёмности 750 кг (3/4 тонны). Автомобиль отличался простотой, технологичностью в производстве и высокой степенью унификации.

В Красной Армии применялся вначале как артиллерийский тягач дивизионных противотанковых пушек, но вскоре стали широко использоваться во всех родах войск, в разведке, в сопровождении колонн и даже как санитарная машина, машина связи и передвижной ремонтной мастерской.

Мотоцикл М72

Производился с 1941 до середины 1950-х годов, а его разработка началась в 1939 году, причем конструкция во многом повторяла мотоцикл BMW R71. На М72 устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). В ограниченном количестве в войска поступали модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым минометом. За все время было выпущено более 330 000 мотоциклов M-72.

Также Великая Война стала и великой инженерной кузницей – благодаря опыту и технологиям полученным от зарубежных братьев по оружию и пользуясь знаниями разбитого врага, был совершен мощный технологический прорыв в автомобилестроении и создан весомый задел на будущее. Яркий тому пример – легендарный автомобиль «Победа» Горьковского автомобильного завода, производившаяся с 1946 по 1958 годы.

ГАЗ М-20 «Победа»

Заводской индекс модели – М-20. Машина, созданная сразу после войны в кратчайшие сроки с чистого листа воплотила в себе все самое лучшее и прогрессивное в инженерии автомобиля тех лет. ГАЗ-20 является одним из первых в мире серийных автомобилей с несущим кузовом и гладким бортом без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар. Первоначальное название автомобиля – «Родина». Однако когда автомобиль показали Иосифу Виссарионовичу Сталину, он поинтересовался у конструкторов: «А сколько стоит Родина?». Так машину назвали «Победой».

Что еще?

Помимо перечисленных машин, в параде примут участие полноприводные легковые автомобили ГАЗ-67Б и ГАЗ-69 в двух модификациях, грузовые автомобили ГАЗ-51 и ЗИЛ 164, боевая машина пехоты БМП-1, МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Также будет представлена современная армейская техника – транспортно-заряжающая машина комплекса С-125 на базе «Урал», БТР-80, военные вездеходы, бортовые автомобили, пушки и гаубицы. Впервые на параде будут представлены системы залпового огня «Град» и «Ураган». Эти установки созданы на основе легендарной машина реактивной артиллерии БМ-13, более известной как «Катюша», которую в годы Великой Отечественной собирали на Южном Урале.

Завершая рассказ, можно отметить – автомобиль с момента своего появления стал верным помощником человека, но в годы войны, боевое товарищество водителя и машины крепчало, и автомобиль становился уже не просто механизмом, а настоящим другом, спасавшим жизнь. Сейчас с музейных площадок и постаментов на нас смотрят машины, чей металл закален огнем страшнейшей из войн. Железо прочнее людей и порой долговечней их памяти. Они помнят.

Леонид Адамович
Фото: Фото Олега Каргаполова и с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления