амера зафиксировала проезд ёри€ со скоростью 89 км/час, хот€ он убеждЄн, что скорость была ниже 80 км/час 
 амера зафиксировала проезд ёри€ со скоростью 89 км/час, хот€ он убеждЄн, что скорость была ниже 80 км/час 

ћы уже рассказывали о попытках чел€бинца ёри€ создать прецедент и оспорить штраф за превышение скорости с камеры видеофиксации на проспекте Ћенина. ¬ качестве эксперта он привлЄк казанского физика ёри€ √орюнова, который в 2016 году прославилс€, оспорив постановление за превышение скорости с комплекса « –»—-ѕ» — тогда он сослалс€ на природу эффекта ƒоплера. ƒл€ тех, кто не знает, что это, объ€сним ниже. Ќо в случае с чел€бинским нарушением судь€ оставила постановление в силе, несмотр€ на расчЄты физика, что реальна€ скорость Opel Antara была 72 км/час против 89 км/час. ћы св€зались с ёрием √орюновым, чтобы разобратьс€: действительно ли чел€бинский суд отрицает очевидное?

–асчЄты выполнены по законам тригонометрии: зна€ истинные размеры автомобил€ (его колЄсной базы), ёрий √орюнов вычислил его смещение на двух снимках
–асчЄты выполнены по законам тригонометрии: зна€ истинные размеры автомобил€ (его колЄсной базы), ёрий √орюнов вычислил его смещение на двух снимках

–асчЄты занимают 15 листов формата ј4, поэтому не будем нагружать вас всеми детал€ми. Ћежащий в их основе принцип прост: по двум фотографи€м из постановлени€ с помощью тригонометрических расчЄтов ёрий √орюнов определ€ет смещение автомобил€ за указанное врем€ — в нашем случае, это 0,893 секунды. ѕомимо измеренных на фотографи€х размеров используютс€ известные характеристики Opel Antara, например, размер его колЄс, длина колЄсной базы и порогов. ¬ расчЄтах учитываютс€ перспективные искажени€.

“ак определ€лась точка, где сход€тс€ линии проекций: это позвол€ет учесть перспективные искажени€
“ак определ€лась точка, где сход€тс€ линии проекций: это позвол€ет учесть перспективные искажени€

„то интересно, применив свою методику на практике, ёрий √орюнов получил разброс значений скорости от 80,9 до 81,3 км/час со средним значением 81,1 км/час. —корость в городе ограничена 60 км/час, и даже с учЄтом зоны нечувствительности в 20 км/час значени€ свыше 81 км/час означают, что водитель заслуживал наказание по части 2 статьи 12.9  ојѕ. ѕри этом в постановлении указана скорость 89 км/час, и как минимум возникают вопросы к точности измерени€ скорости, потому что по √ќ—“ – 57144–2016 абсолютна€ погрешность не должна превышать плюс-минус 2 км/час. “ем не менее расчЄт подтверждает, что автомобилист действительно превышал.

ќднако ёрий √орюнов пошЄл дальше и обратил внимание, что на одном из снимков автомобиль расположен не параллельно лини€м разметки, а под углом 4–5 градусов, веро€тно, из-за рыскань€. Ёто, по мнению физика, искажает проекцию автомобил€ и вносит погрешность в расчЄт. —корректировав его, ёрий получил результат уже 72,55 км/час. ƒалее идЄт большой блок оценки погрешностей и вли€ни€ различных факторов.

Ќо раз расположение автомобил€ относительно разметки столь драматично вли€ет на результат, возникает вопрос к тому, как этот угол определ€етс€. “ем более величина в 4–5 градусов слишком мала, чтобы ловить подобные «блохи» на неразборчивых снимках из постановлени€. —ам ёрий √орюнов признает, что определение этого угла — слабое место в расчЄтах.

— ƒа, угол определ€лс€ фактически на глаз, но то, что автомобиль рыскал, хорошо видно, если продолжить все линии за пределы снимка и найти точку их схождени€ в перспективе, — объ€сн€ет он. — Ћини€, проложенна€ по колесам автомобил€, не проходит в той же точке, что говорит о наличии угла рыскань€.

–асчЄты рассто€ний и скоростей по снимкам сопр€жены с большими погрешност€ми, которые возникают из-за линзовых искажений камеры, деформации изображени€ при печати и невысокой точности измерени€ длин линейкой. “ем более рискованно закладывать в расчЄты величины, определ€емые на глаз или с большой погрешностью, как, например, угол рыскань€.

ћногие современные комплексы определ€ют скорость в «визуальном» режиме, поэтому не излучают электромагнитных сигналов. ѕо€вились они сравнительно недавно, поэтому детальной информации о погрешност€х измерений таким способом в разных услови€х нет
ћногие современные комплексы определ€ют скорость в «визуальном» режиме, поэтому не излучают электромагнитных сигналов. ѕо€вились они сравнительно недавно, поэтому детальной информации о погрешност€х измерений таким способом в разных услови€х нет

“ем не менее сам подход ёри€ √орюнова заслуживает внимани€, потому что камеры с «визуальным» определением скорости получают всЄ большее распространение. ѕервые «спидганы» в основном работали за счЄт излучени€ электромагнитного сигнала, отражение которого от автомобил€ приводило к изменению частоты (эффект ƒоплера). —овременные комплексы всЄ чаще рассчитывают скорость, сравнива€ две фотографии автомобил€, сделанные с небольшим интервалом времени. » поскольку оба снимка прилагаютс€ к постановлению, по€вл€етс€ возможность перепроверить расчЄты камер.

Ќо как это сделать легально? јвтоюрист Ћев ¬оропаев скептически оценивает перспективы убедить судью расчЄтами:

— ћне видитс€ два пути: первый — привлечь сертифицированного специалиста, например, разработчика комплексов или настройщика, — объ€сн€ет он. — ¬торой путь: это добитьс€ назначени€ судебной экспертизы.

—пециалист, работающий на производител€ камер, вр€д ли захочет свидетельствовать против себ€ или компании, поэтому такой способ не €вл€етс€ универсальным. Ќо реально ли назначить судебную экспертизу? „ел€бинцу ёрию не удалось:

— я просил об этом, но судь€ сказала, что мы и так много времени потратили на этот случай, аргументы выслушаны, и поводов дл€ экспертизы нет.

Ћев ¬оропаев считает такую позицию судей вполне типичной:

— ƒа, с большой веро€тностью в назначении экспертизы откажут, если дело не вызывает у судьи обоснованных сомнений. Ќа мой взгл€д, добитьс€ этого можно только в случае, если предоставить вал доказательств в свою пользу. ¬еро€тно, сначала стоит обратитьс€ к эксперту в частном пор€дке, но это должен быть не просто физик или преподаватель института, а именно технический эксперт с необходимой квалификацией. ≈сли в его заключении будут веские доводы в пользу ошибочности измерени€, судь€ уже может назначить свою экспертизу.

Ётот путь также €вл€етс€ муторным и не гарантирует результата. ѕока превышение скорости €вл€етс€ одним из самых трудных дл€ оспаривани€ нарушений.

 омплексы « –»—-ѕ» используют эффект ƒоплера: при отражении любой волны от движущегос€ объекта мен€етс€ частота еЄ колебаний, например, если объект движетс€ навстречу, частота увеличиваетс€. »змер€€ разность частот исходной волны и отражЄнной, можно определить скорость автомобил€. ќднако такие приборы чувствительны к высоте и углу установки
 омплексы « –»—-ѕ» используют эффект ƒоплера: при отражении любой волны от движущегос€ объекта мен€етс€ частота еЄ колебаний, например, если объект движетс€ навстречу, частота увеличиваетс€. »змер€€ разность частот исходной волны и отражЄнной, можно определить скорость автомобил€. ќднако такие приборы чувствительны к высоте и углу установки

¬прочем, у ёри€ √орюнова есть положительный опыт отмены таких постановлений. ¬ 2015 году он получил штраф за езду со скоростью 92 км/час в зоне ограничений 70 км/час и сумел убедить суд, что передвижной комплекс фотовидеофиксации « –»—-ѕ» был установлен неправильно: слишком низко и не под нужным углом к проезжей части. ¬ обосновании своей позиции ёрий ссылалс€ на эффект ƒоплера и его зависимость от среды, в которой распростран€ютс€ радиоволны — по его мнению, низка€ установка излучател€ привела к увеличению погрешности. Ёта подробность привлекла к случаю повышенное внимание, и он был растиражирован —ћ», хот€ по факту суд отменил постановление не из-за особенностей эффекта ƒоплера, а лишь потому, что камера была установлена не в соответствии с инструкцией.

Ќа это ранее нам указывал автоэксперт ёрий ѕанченко: по его мнению, нужно оспаривать не конкретные значени€ скорости, а нарушени€ методики измерений. ≈сли они были, по€вл€ютс€ основани€ отменить результаты измерений полностью вне зависимости от того, кака€ именно скорость была «реальной».

— ƒостоверность значени€ скорости, которую измер€ет комплекс фотовидеофиксации, формально подтверждаетс€ его поверкой, поэтому если все необходимые сертификаты есть, судь€ исходит из того, что измерение достоверно, — объ€сн€ет Ћев ¬оропаев. — ѕоэтому дл€ отмены постановлени€ нужны какие-то веские основани€, а не просто альтернативные расчЄты.

„то касаетс€ ёри€ √орюнова, он продолжает разработку методики определени€ реальной скорости по снимкам с постановлений: в момент нашего звонка он был на судебном заседании, где пыталс€ оспорить измерени€ скорости комплексом «јзимут».

— “онкостей очень много, например, многие комплексы определ€ют скорость по перемещению рамки номерного знака автомобил€, — говорит ёрий. — Ќо еЄ размер на снимке невелик, и на него вли€ет даже пикселизаци€ изображени€: по€вл€етс€ дискретность результата. Ќапример, на некоторых снимках длина номерного знака составл€ет 15–16 пикселей, что само по себе может давать погрешность до 7%.

ѕопутно он отмечает, что погрешность камер в 2 км/час указываетс€ дл€ веро€тности лишь 68%, то есть 32% значений могут выходить за этот интервал.

¬прочем, остроту проблемы несколько снижает зона нечувствительности в 20 км/час, котора€ и была введена дл€ исключени€ подобных споров. ѕƒƒ по-прежнему ограничивают скорость в городах на уровне 60 км/час, но в 2013 году была отменена стать€  ојѕ, наказывающа€ за превышени€ менее чем на 20 км/час.

 ажутс€ ли вам убедительными расчЄты ёри€ √орюнова дл€ определени€ скорости по фотографи€м?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, прекрасна€ методика, судам нужно еЄ учесть
  • ѕринцип верный, но много «блох»
  • ѕохоже на чушь
  • я гуманитарий
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

ѕопытки оспорить постановлени€ с передвижных комплексов « –»—-ѕ» предпринимались и в „ел€бинске, правда, пока безуспешно.

Ќедавно был подн€т вопрос о снижении порога нечувствительности до 10 км/ч: в этом случае камеры в городе будут штрафовать за езду на 70+ км/ч.

ќбнаружили ошибку или хотите предложить тему? —мело пишите на электронную почту редакции «јвто».