Алексей оставил Toyota Land Cruiser Prado во дворе дома на Горького, 9, а когда вернулся, обнаружил рядом кирпич, упавший с крыши здания, и на капоте — сквозную пробоину. Автомобилист вызвал полицию и сотрудников УК, а также раздобыл запись, сделанную свидетелем. Но добиться компенсации он пока не может — управляющая компания отказывается платить. Мы спросили экспертов, как заставить её отвечать, и оказалось, что строптивость обслуживающей дом организации может выйти ей боком.
Алексей рассказывает, что после обнадёживающего начала дело застопорилось:
— Полиция зафиксировала повреждения, выдала документы и сказала: «Мы со своей стороны сделали всё что могли». Женщина, которая засняла последствия сразу после удара, теперь утверждает, мол, ничего не видела. Управляющая компания в резкой форме заявляет, что ничего платить не будет.
Автоюрист Лев Воропаев считает, что поведение управляйки вполне обычно — они крайне редко признают вину без суда. Но сначала, считает он, разумно направить в адрес УК досудебную претензию.
— Я бы попробовал действовать в рамках закона о защите прав потребителей, потому что управляющая компания предоставляет услуги и в данном случае предоставляет их некачественно, — объясняет он. — Применимость этого закона зависит от обстоятельств, но если случай подходящий, у такого подхода есть плюсы.
Так, если в общем случае с управляющей компании можно взыскать только сумму ущерба, то по закону о защите прав потребителей — ещё и штраф, пени и неустойку.
— В результате выплата увеличится в полтора раза или более, потому что штраф по закону составляет половину от суммы ущерба, — уточняет юрист. — К этому можно добавить моральный вред.
Если добровольно урегулировать вопрос управляющая отказывается, следующий этап — гражданский иск в суд. Шансы выиграть процесс достаточно высоки, но есть пара нюансов.
— Чаще всего управляющие ссылаются на то, что автомобиль стоял в неположенном месте, и это важно. Если машина запаркована на газоне, где её в принципе не должно быть, суд может снизить размер взыскиваемого ущерба или, что реже, отказать в компенсации, — говорит Лев Воропаев.
Разногласия может вызвать размер ущерба, правда, ситуация улучшилась: во-первых, конституционный суд разъяснял, что компенсацию нельзя снижать на степень износа транспортного средства, во-вторых, при оценке по разным методикам разница не должна быть более 10%. То есть ситуаций, когда насчитывали в 10 раз больше или меньше реального, стало меньше.
— В основном эксперты используют единую методику, которая применяется для расчётов по ОСАГО, — объясняет Лев Воропаев. — Экспертизу делает автовладелец, а если управляющая не согласна с размером ущерба, может быть назначена дополнительная судебная экспертиза. В любом случае, разброс сумм стал значительно меньше.
Справедливы ли требования Алексея к управляющей компании?
Кирпичи падают на автомобили не так уж часто: весной больше шансов поймать ледяную глыбу. Если это случится, вот что разумно сделать.
Другая частая проблема — повреждение машины из-за сильного ветра: здесь уже придётся доказывать, что он не относится к категории стихийного бедствия.
Наконец, автомобили иногда попадают под раздачу шлагбаумов.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 932 300–00–74. Телефон службы новостей 700–00–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».