Около девяти вечера Владимир (имя изменено) ехал на своём внедорожнике по тихой дороге, когда, с его слов, под колёса ему вильнул ехавший вдоль обочины велосипедист. Вильнул он, судя по всему, из-за крайней степени опьянения: проведённое через три часа медосвидетельствование пострадавшего показало 2,7 мг/л этанола в выдыхаемом воздухе — состояние, близкое к коме. Алкобайкер получил лёгкие травмы, машина — незначительные повреждения. Но возникла проблема другого рода — в моче Владимира обнаружили фенобарбитал, и вот чем это грозит.
Фенобарбитал — один из самых спорных психотропов, потому что, с одной стороны, он включён в перечень веществ, запрещающих вождение, с другой — входит в состав очень многих разрешённых препаратов, от банальных «Корвалола» и «Валокордина». При этом водитель считается опьянённым вне зависимости от концентрации вещества в моче или крови — запаса на погрешность, как в случае с алкогольным опьянением, нет.
В случае с Владимиром алкометр показал нули, а инспектор ГИБДД не выявил признаков опьянения. Тем не менее автомобилиста направили на медосвидетельствование, где также не установили клинических признаков опьянения, но забрали мочу для теста на наркотики — по правилам, действующим с 2016 года, это делается вне зависимости от повода, по которому водителя доставили на медосвидетельствование.
Тесты показали наличие фенобарбитала. Сам Владимир не отрицал, что за полтора дня до этого у него разболелся зуб, и он выпил таблетку обезболивающего, содержащую фенобарбитал. Например, он входит в состав «Пенталгина Плюс», «Седала М», «Седальгина Нео» и многих других лекарств. Нередко препараты с фенобарбиталом используют гипертоники, например, «Андипал».
Фенобарбитал сохраняется в организме очень долго: период полувыведения составляет 50–120 часов. То есть в некоторых случаях даже через пять суток его концентрация падает лишь вдвое, через десять суток — вчетверо от начальной.
В результате Владимиру грозит серьёзная ответственность. Что касается самого ДТП, то следствие ещё идёт: в пользу автомобилиста говорит тот факт, что велосипедист, в отличие от него, был в состоянии сильного опьянения с явными клиническими признаками.
Но помимо возможной ответственности за ДТП Владимиру светит лишение прав на срок до двух лет и штраф 30 тысяч рублей за езду в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП), а также ответственность по статье 6.9 КоАП за употребление наркотических или психотропных веществ: это либо штраф 4–5 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток. Насколько справедливо применять эту статью к человеку, у которого даже медики не установили признаков опьянения?
— В данном случае это второстепенно: раз вещество в организме обнаружено, пусть даже в следовых количествах, гражданин с точки зрения судов считается опьянённым, — рассуждает автоюрист Лев Воропаев. — При этом последняя редакции приказа Минздрава 933н о порядке медосвидетельствования не требует отражать в документах точное количество психотропного вещества.
В акте медосвидетельствования, который выдали Владимиру, значится лишь номер справки и фраза «обнаружен фенобарбитал». А насколько вообще законно привлекать водителя к медосвидетельствованию, если у него нет признаков опьянения? Объясняет Лев Воропаев:
— Если в ДТП есть пострадавшие, даже с лёгкими травмами, инспекторы ГИБДД обязаны провести освидетельствование с помощью алкометра. И есть три законных основания, когда водитель может быть направлен на медосвидетельствование: это отказ «дышать в трубочку», несогласие с результатами измерений или подозрение на опьянение — его признаки инспекторы отражают в протоколе.
Эксперт говорит, что, в принципе, сделать это несложно, потому что все признаки субъективны (покраснение кожных покровов, поведение, не соответствующее обстановке и так далее).
— Поэтому сложилась практика, когда водителя доставляют в медцентр для освидетельствования после любого ДТП с пострадавшими, — резюмирует Лев Воропаев.
В случае с Владимиром, правда, даже инспекторы не отметили в протоколе признаков опьянения. А почему они повезли его в медцентр, предстоит выяснить в ходе судебных заседаний, куда инспекторы вызваны для дачи показаний. По идее, в отсутствие признаков и при нулевых показаниях алкометра медосвидетельствование и не требовалось.
Теперь Владимиру предстоят судебные разбирательства и, вероятно, полтора-два года лишения прав, не считая крупного штрафа. Если автомобилист проиграет дело, ему наверняка придётся оплачивать и ущерб велосипедисту за ДТП, но не напрямую, а в ходе регресса:
— Если Владимира признают виновным в наезде на велосипедиста, ущерб последнему оплатит страховая компания по ОСАГО, — прогнозирует Лев Воропаев. — Но если Владимира признают опьянённым, это будет считаться грубым нарушением правил страхования и основанием для регресса, то есть взыскания с него всей суммы компенсации уже в пользу страховой.
Насколько, на ваш взгляд, оправдано суровое наказание для подобных ситуаций?
Итого таблетка от зубной боли увеличила шансы Владимира стать виновным в ДТП и оплатить весь ущерб из своего кармана, а заодно получить крупный штраф и лишиться прав на полтора–два года. Окончательные решения будут приняты в ходе судебных заседаний, но водителя в любом случае ждёт нервотрёпка.
Последнее время случаи лишения прав за незначительные количества фенобарбитала участились: вот относительно свежий пример из Тюмени. Впрочем, по Сети ходит и много страшилок, например, об инспекторах, которые лишают прав за «Нурофен» или «Супрастин».
Обсуждалась даже идея установить для лекарственных психотропов допустимые концентрации, при выявлении которых водитель не считается нарушителем. Но инициативу отвергли.
Кстати, за повторную езду нетрезвым (даже если опьянение вызвано лекарствами) грозит до двух лет лишения свободы. ДТП в состоянии опьянения, если пострадали и погибли люди, и вовсе грозят сроками, как за предумышленное убийство.
Несправедливо лишились водительского удостоверения? Пишите нам на электронную почту, в группы во «ВКонтакте» и Facebook, а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74, делая пометку «Для Артема Краснова». Подписывайтесь на наш канал на YouTube.