7-8 сентября в Челябинске проходит межрегиональный семинар «Интернет-школа «Просвещение.ru» как модель использования информационных технологий». С 2004 года министерство образования и науки Челябинской области совместно c московским некоммерческим партнерством «Телешкола» проводят эксперимент по внедрению в систему образования дистанционных технологий.
Программы «Телешколы» осваивали учащиеся из 16 зарубежных стран 65 регионов России. В их числе и Челябинская область, представленная челябинским лицеем № 97, школами Магнитогорска, Каслей и Юрюзани.
От обычной школы виртуальная отличается только тем, что уроки проходят не в школьных классах, а в Интернете. Там тоже есть учительская, библиотека, кабинет психолога. На сайте можно посмотреть учебные планы, расписание занятий, получить консультацию преподавателя. В качестве площадки для виртуального общения вместо перемен существует форум.
Обучение в «Интернет-школе» проходит следующим образом: ученик заходит на сайт, выбирает предмет, который будет изучать экстерном, выполняет задания и получает оценки. Каждый учащийся имеет свою страничку, на которой отображены имя и фамилия его виртуального преподавателя, план урока, лекционный материал, тесты для закрепления темы. Кроме того, предусмотрена специальная колонка, где размещаются ссылки на дополнительную литературу по теме. Также здесь есть проверочные и контрольные работы. Лабораторные занятия по химии, физике и биологии проводятся с помощью флэш-ролликов.
В результате такой формы обучения 75% учащихся экспериментальных школ области заметно повысили уровень своей успеваемости. При этом школьники проявили явный интерес к освоению интернет-ресурсов. Больше всего они оценили значимость закрепляющих тестов. Если результаты низкие, преподаватель объясняет тему еще раз и более доступно. «Это гораздо удобнее, чем говорить, что ты не понял», – признались ученики в анкетах. Кроме того, в виртуальной школе невозможно сорвать урок или нарушить дисциплину.
По словам представителя компании «Телешкола» Сергея Воронцова, дистанционное обучение может заменить учителя в случае его болезни или увольнения. Также в проекте предусмотрены отдельные программы для одаренных детей и учеников, отстающих в развитии или обучающихся на дому.
Несмотря на плюсы новых дистанционных программ, говорить о том, что они смогут заменить живое обучение, пока рано. По словам начальника областного управления общего образования Татьяны Абрамовой, задача интернет-программ – работать качественным дополнением к образовательному процессу и расширять его возможности.
Однако в школах Южного Урала возможности компьютерной техники реализованы менее чем на треть – в основном, исключительно на уроках информатики. Сегодня перед областным министерством стоит другая задача – для начала обучить работе с компьютерами всех учителей.