Более чем половине представителей малого бизнеса, оценивающих свой бизнес как устойчивый, не хватает средств для развития предприятия. Такие данные приводит «ОПОРА России» по итогам исследования проблем малого бизнеса, которое проводилось в этом году совместно с ВЦИОМом. 60,4% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, около трети собственников предприятий используют для этих целей личные средства. И лишь 16,2% опрошенных обращались в банк за кредитом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы.
Среди причин, которые помешали получить кредит, предприниматели чаще всего называют высокие процентные ставки (47,4%) и невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2%). Преградой для многих стали необходимость предоставления запрашиваемых банком финансовых документов и слишком короткие сроки кредитования – эти пункты в опроснике отметили около 18% бизнесменов.
Почему банки не спешат выдавать кредиты малому бизнесу, очевидно. Главная причина – невысокая экономическая эффективность в соотношении с издержками на развитие данного вида кредитования. Сегодня программы кредитования предприятий малого бизнеса имеют около 80% крупных российских банков. Однако лишь один из десяти представителей малого бизнеса, обращающихся за кредитом, получает положительный ответ. Банки осторожно относятся к мелким заемщикам и не спешат наращивать объемы кредитования. Прежде всего потому, что часть представителей малого бизнеса – компании-однодневки. Кроме того, многие предприятия работают «по-серому», и отследить их финансовые потоки бывает крайне сложно. Банк должен быть уверен, что выданный кредит к нему вернется.
«Банк откажет в кредите предприятиям малого бизнеса, которые занимаются производством или торговлей табачными изделиями, спиртными напитками, оружием, занимаются игорным бизнесом или деятельностью, которая наносит вред окружающей среде, – комментирует руководитель группы розничного бизнеса кредитно-кассового офиса «Челябинск» КМБ-Банка Ольга Жукова. – Сложно будет получить кредит и тем фирмам, чей доход заранее трудно подсчитать. Так, в ссуде, скорее всего, будет отказано компаниям, занимающимся валютными спекуляциями или операциями с ценными бумагами. Около 80% получателей кредитов – торговые компании, оставшаяся доля – фирмы по производству различных стройматериалов и предприятия сервиса».
Если общим первоначальным требованиям банка компания соответствует, то остается доказать кредитному учреждению собственную платежеспособность. На рынке компания, желающая получить кредит, должна успешно работать как минимум три месяца. Заключение о доходности предприятия выносится кредитным комитетом банка после того, как кредитный эксперт посетит торговую точку или производственный цех. В процессе оценки бизнеса просматривается внутренний управленческий отчет, в котором отражена выручка компании, проверяется наличие долгосрочного договора аренды и товарных остатков. Практически все банки требуют в качестве дополнительного обеспечения залог, которым может выступить недвижимость или товар в обороте – ликвидная продукция предприятия. В качестве залога может быть использовано и личное имущество заемщиков – от квартиры до автомобиля. Хорошую службу могут послужить личные поручительства или гарантии юридических лиц, но поручители также должны предоставить банку подтверждение своей финансовой состоятельности.
«За последние три года объемы кредитования в целом по стране увеличились в два раза, – говорит директор департамента по работе с корпоративными клиентами Уральского банка реконструкции и развития Алексей Икряников. – Причем этот рост пришелся в основном на долю устойчивых предприятий, которые взаимодействуют с банковским сектором. А малым предприятиям, особенно вновь создающимся, получить заем по-прежнему очень сложно. В прошлом году объем кредитов, выданных малому бизнесу, составил около 9 миллиардов долларов, то есть примерно 10% от совокупного кредитного портфеля банков. По оценкам экспертов, сегодня потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20-30%. А потребность в микрокредитах, то есть в кредитах на сумму от 1 до 10 тысяч долларов, – всего на 5-7%. И это вполне объяснимо. Банкам невыгодно работать с мелкими заемщиками: очень велика доля операционных расходов при оформлении микрокредитов, высоки риски, нет залога, базы кредитных историй. А с другой стороны, банки уже поделили между собой сегмент крупных предприятий и все активнее смотрят на «малышей», развивая направления розничного бизнеса и для корпоративных клиентов».
Стимулировать развитие сектора кредитования малого бизнеса, по мнению экспертов, могут несколько факторов, и прежде всего, наличие большого пласта компаний, которые ведут прозрачную и достоверную систему финансового учета, и эффективность судебной системы по взысканию долгов как с юридических лиц, так и с физических лиц. Все это позволит применять банкам более технологически оправданные подходы при продаже кредитов.
«Основным препятствием на пути развития кредитования малого бизнеса являются, конечно, риски, – считает Алексей Икряников. – Причем банк должен учитывать не только макрориски, связанные с экономической ситуацией в стране, но и риски на микроуровне, то есть те, которые касаются каждого конкретного предприятия. Во-первых, достаточно высоки риски заемщика. Конечно, в значительной степени можно снизить высокий риск кредитуемой операции за счет создания бюро кредитных историй. Вторая проблема – это легитимные ограничения. Прежде всего, фискальная политика государства, сдерживающая развитие малого предпринимательства. В силу несовершенства налогового законодательства предприятия малого бизнеса, да и не только малого, различными способами стремятся минимизировать налоговое бремя и скрывают значительную часть своего бизнеса. В результате, подавая в банк документы на кредит, в которых отражена только часть бизнеса, заемщик изначально занижает свой кредитный статус». По мнению банкиров, для развития кредитования среднего и малого бизнеса нужна целенаправленная государственная политика: несмотря на стремление правительства развивать сегмент малого и среднего бизнеса, почти все начинания в этой сфере пока остаются проектами на бумаге.
«Одним из способов упрощения доступа малым предприятиям к кредитным ресурсам может стать внесение изменений в нормативные акты Банка России, которые позволили бы упростить процесс кредитования, – полагает Алесей Икряников. – Другим вариантом является создание действенной системы финансирования под гарантии правительства или за счет средств государственных фондов. Проблема в том, что, несмотря на большое количество действующих в настоящее время государственных фондов и программ, их адресность и эффективность использования ресурсов не всегда оптимальны».
Осенью депутаты Госдумы рассмотрят законопроект, в соответствии с которым в России может быть введен новый правовой режим – семейное предпринимательство. Цель законопроекта – легализация мелких предпринимателей. Как правило, это небольшие фермерские хозяйства, цеха по производству полуфабрикатов, мелкие швейные производства. Законопроект предусматривает уведомительный порядок регистрации семейной фирмы, а также устанавливает полный перечень видов деятельности, которыми она будет вправе заниматься. Разработчики закона считают, что семейная фирма – первая ступень к малому предприятию.
По словам Алексея Икряникова, в последние годы наблюдается перераспределение интересов коммерческих банков с рынка ценных бумаг на рынок кредитов нефинансовым организациям, в том числе и малым предприятиям. Хотя процесс кредитования малого бизнеса еще не стал массовым – к сотрудничеству с малыми предприятими готовы немногим более трети банков – потребительский потенциал есть: данные всероссийского опроса взрослого населения говорят о том, что каждый десятый взрослый россиянин рассматривает для себя возможность предпринимательского старта. Поэтому перспективы развития программ кредитования малого и среднего бизнеса выглядят весьма привлекательно.