Современное информационное сообщество диктует новые законы работы. Увеличение объемов данных и повышенные требования к скорости доступа к информации и ее безопасности заставляют искать инновационные решения. Оптимальным решением для предприятий как малого/среднего, так и крупного бизнеса, по мнению официального представителя Hitachi Data Systems (HDS) в Челябинске, компании Portvision, являются системы хранения данных Hitachi Data Systems.
Созданные на базе самой передовой технологии, СХД от HDS обеспечивают необходимый уровень производительности, надежности и масштабируемости, позволяя заказчикам любого уровня увеличить коэффициент окупаемости инвестиций и значительно сократить бизнес риски. Об этом мы беседуем с коммерческим директором компании PortVision Людмилой Портнягиной.
– Что представляет из себя система хранения данных?
– Физически это полки, в которые вставляются диски. И плюс, конечно, система управления. Это набор дисков и определенная операционная система, которая этими дисками управляет. Если говорить с точки зрения выполняемых функций, то есть следующее определение. Система хранения данных (СХД) – комплекс средств, предоставляющий высокоуровневый доступ к данным, обеспечивающий их постоянную готовность, защиту от сбоев и катастроф, мониторинг и управление использованием дискового пространства, автоматическое архивирование и прозрачное восстановление.
– Чем системы хранения данных Hitachi Data Systems отличается от других?
– Производители HDS изучают мировой опыт по всем системам хранения данных и не позиционируют себя как конкуренты комy бы то ни было. Мы будем производить такую систему, – говорят они, – которая может работать с любым сервером, любой иной системой хранения данных.
– Для кого актуальны системы HDS?
– Сначала оборудование HDS было нацелено только на крупных корпоративных пользователей, где важна непрерывность производственного процесса и постоянный доступ к информации. Потом в HDS поняли, что эта ниша быстро исчерпывается. Поэтому на сегодняшний день ведется активная работа по предоставлению решений для малого и среднего бизнеса – этот сегмент рынка гораздо шире, и с ним работать гораздо выгоднее. Что при этом было сделано? Предложен ряд инновационных решений, позволивших существенно снизить стоимость оборудования и сделать его привлекательным для малого и среднего бизнеса.
Раньше Hitachi работала только с FC-дисками или комбинациями FC и SATA. Последняя выпущенная система хранения (модульная система хранения WMS100) дешевле предыдущих, работает только с SATA дисками, но с той же функциональностью. Они будут работать чуть медленнее, но для долгосрочного хранения данных на первоначальном этапе вполне пригодятся.
– Кто сейчас применяет СХД HDS?
– Во-первых, очень многие сотовые компании. Во-вторых, банки. Почему, например, HDS выбрали сотовые компании? Потому что это одно из немногих решений, благодаря которому обеспечивается непрерывность бизнеса. Например, в ЮУСТ за полтора года не было ни одного простоя, ни на минуту.
– Каковы объемы СХД?
– Есть разные варианты. Для малого и среднего бизнеса, к примеру, существует Hitachi Thunder 9520V – она может хранить объемы до 20 (сырой объём) терабайт. У нее одна полка Fiber Channel дисков (они более дорогие, но более надежные) и еще три – на 15 SATA дисков каждая (они дешевле, но к информации на них доступ идет дольше). SATA-диски используются для долгого хранения файлов. А на FC можно хранить данные, к которым нужен быстрый и постоянный доступ.
– В чем состоит новое предложение PortVision?
– Есть два основных направления. Первое – поставка СХД для крупных предприятий, для которых важно иметь быстрый и надёжный доступ к большому объёму данных. При этом предприятие строит свой информационный центр.
Второе – работа с бизнес-центрами, которых строится сейчас огромное количество. Если люди покупают Интернет, почему бы им не купить место на централизованной СХД? СХД делится на несколько сегментов, и каждый такой сегмент отводится отдельной компании. При этом к своей информации доступ будет иметь только компания-хозяин. Ни другие компании, ни администраторы СДХ не будут иметь доступ к этим данным. Возможны два способа подключения – по локальной сети или через специально выделенный оптический канал.
При этом сразу отпадает необходимость в постоянном обслуживании СХД, вы не заботитесь о том, что купить, как настраивать эту систему и т.д. Все операции по резервированию данных, поддержке и апгрейду системы выполняются в едином центре. Вы размещаете данные и не заботитесь о железках. За небольшие деньги вы получаете возможность хранить данные на высокотехнологичной очень надёжной системе, которую обслуживают высококлассные администраторы. Это возможно благодаря тому, что информационный центр обсуживает несколько компаний, и накладные расходы делятся на всех.
Более того, повышается безопасность доступа и сохранность данных. Часто информация стоит почти столько же, сколько бизнес. И её потеря просто недопустима. Обеспечить сохранность данных дешёвыми решениями, привлекая неквалифицированных администраторов, невозможно. Особенно, при постоянно растущих объёмах хранимой информации.
Всё это позволяет значительно оптимизировать свои расходы, повысить производительность и надёжность бизнеса. Можно заниматься делом, получая удовольствие, заниматься тем, что умеете лучше всего, и не думать об IT-инфрастуктуре.
– В чем заключается выгода для фирмы, если она приобретает СХД?
– Первоначальные затраты при этом, конечно, гораздо больше, чем покупка CD или ленточного накопителя. Стоимость же зависит от модульности. Прямо сейчас у нас есть система с семью 146 Гб дисками. Эту систему вы можете подключить напрямую к серверу, значительно расширяя его внутреннее дисковое пространство и увеличивая надёжность и скорость доступа к данным.
Но самое интересное, когда вы объединяете серверы и дисковый массив или массивы в общую сеть данных (SAN – Storage Area Network). Что сейчас происходит? Каждый член команды, администратор, просит себе мощный сервер с большим дисковым пространством для хранения своей архиважной информации. При этом дисковое пространство расходуется на различных серверах по-разному: часто бывает, что на одном сервере много свободного места, а на другом – не хватает. При объединении дисковых массивов и серверов в SAN вы имеете один дисковый пул, который может распределяться между серверами. Вы из общего свободного места выделяете сегмент каждому конкретному серверу. В этом случае происходит примерно троекратная экономия дискового пространства. И управление этим дисковым пулом осуществляется централизованно. Более того, и backup-ировать эти данные можно тоже централизованно, то есть, и система резервирования будет общей.
И ещё один момент. Сколько живет сервер в нашем изменяющемся мире? Максимум три года, потом его нужно менять. СХД, которую предлагает Hitachi Data Systems, можно апгрейдить, а не заменять. Если вы докупаете еще одну, они просто стыкуются, потому что все унифицировано, и каждая старшая система может использовать младшую. Перед предприятием встает реальный выбор: покупать каждые три года новые сервера или использовать минимальный набор серверов, которые будут работать с хранилищем.
– Каковы могут быть варианты вашего участия?
– Если система ставится на несколько фирм, – самими разными. Мы можем продать систему бизнес-центру – им гораздо выгоднее ее приобрести и потом окупить большим количеством клиентов. Мы можем ее поставить в лизинг, то есть иметь взаимоотношения с бизнес-центром или провайдером, который там работает. Наконец, мы ее можем поставить сами, и сами же взимать абонентскую плату.
– В связи с этим сразу встает вопрос надежности. Насколько СХД защищена от различных неприятностей?
– Дисковые массивы Hitachi не имеют одной точки выхода из строя, все системы продублированы: контроллеры, блоки питания, вентиляторы и т.д.
При отказе чего-то одного, массив продолжает работать в обычном режиме. Кроме того, это позволяет заменять компоненты на ходу. В том же ЮУСТ за полтора года на массивах ни разу (!) не выключалось питание.
Фирма Hitachi Data Systems сделала ещё один шаг в сторону надёжности, поставляя программу мониторинга HiTrack. Вы подключаете систему хранения к интернет-каналу (только исходящий трафик), и по нему в сервисный центр Hitachi Data Systems периодически сбрасываются Log-файлы с анализом всех внутрисистемных процессов. И если вдруг процент ошибок больше, чем положено, партнёру Hitachi Data Systems (в данном случае, PortVision) отправляется сообщение об аварии. Системный администратор аварии может не заметить, если только ежедневно не просматривает эти Log-файлы сам. Например, при неполадках с диском Hitachi тут же отправляет на замену новый диск. К системному администратору приходит поставщик оборудования (в данном случае, мы) и заменяет этот диск.