Бизнес

Профи в дефиците

Специалисты в сфере продаж и топ-менеджеры – самые востребованные на сегодняшний день позиции на рынке труда Челябинска. Это показали наблюдения специалистов рекрутинговых агентств...

Специалисты в сфере продаж и топ-менеджеры – самые востребованные на сегодняшний день позиции на рынке труда Челябинска. Это показали наблюдения специалистов рекрутинговых агентств региона, осуществлявших поиск персонала для челябинских фирм в 2005 году. Эксперты также отмечают возросший статус продавцов-консультантов и некоторое падение престижа специальности «секретарь-референт». Но, пожалуй, самая главная тенденция, которую отмечают все опрошенные специалисты по поиску сотрудников, – это то, что нехватка профессионалов во всех сферах стала особенно острой.

Весь прошлый год в Челябинске активно развивался ритейл, банковский и страховой бизнес. Крупные компании старались быть представленными во всех районах города. Открытие новых супермаркетов, магазинов, филиалов и дополнительных офисов банков порождало устойчивый спрос на персонал, начиная с базового звена и заканчивая управленческим персоналом и узкими специалистами.

«Продолжающаяся политика экспансии Центра на Урал порождала спрос на руководителей высшего звена (директора по продажам, директора филиалов, региональные представители), – отмечает общую тенденцию исполнительный директор рекрутингового агентства «Финансы и Кадры» Анастасия Коваленко. – Востребованными на рынке оставались специалисты в области информационных технологий, финансов и продаж».

Активное развитие компаний обусловило значительный спрос на топ-менеджеров. Специалисты агентства «Апрайт» связывают это, прежде всего, с повышением требований к ведению бизнеса и отсутствием достаточного количества соответствующего уровня функциональных топ-менеджеров. Кроме того, часть владельцев челябинских компаний отходит от оперативного управления компаниями, поэтому повышается спрос на генеральных директоров.

«Надо отметить, что эта тенденция общероссийская и в течение 3-5 ближайших лет она будет только крепнуть, что позволяет необоснованно (соотношение цена-компетенция) завышать требования наемных «топов» к зарплате и соцпакету, – прогнозирует директор компании «Апрайт» Павел Неверов. – Избежать «выкручивания рук» владельцы смогут лишь в том случае, если качественно структурируют свой бизнес и сделают его более системным или же продадут его более сильным, с управленческой и рыночной точки зрения, командам».

Специалисты в сфере продаж и управления продажами (торговые представители, супервайзеры, региональные представители, начальники отделов продаж) по-прежнему на пике популярности. Хотя, как отмечают эксперты компании «Бизнес и кадры», эта профессия начинает терять актуальность.

«К сожалению, к нам обращается все больше людей, которые хотят стать менеджерами по продажам не по зову души, а волею судьбы, – отмечает исполнительный директор «Бизнес и кадры» Наталья Серебрякова. – Сегодня соискатели в основном идут в эту профессию в двух случаях: либо не смогли найти себя в чем-то другом, либо рассматривают ситуацию как стартовую. В этом случае претенденты хотят побыстрей проскочить этот период и занять управленческую позицию».

В оплате труда специалистов по продажам по-прежнему лидирует система «оклад + проценты». Средний размер оклада составляет от шести до двенадцати тысяч рублей. Доход сотрудников этой сферы зависит от многих факторов: от сферы деятельности компании, от того, какой продукт приходится продавать, наконец, от сезона. Поэтому разброс в доходах менеджеров по продажам, пожалуй, один из самых серьезных: от 10 до 70 тысяч рублей. Доход начальников отделов продаж – от 30 до 60 тысяч рублей. В эту сумму входит оклад (15-25 тысяч) и проценты или бонусы.

В 2005 году вырос статус продавца-консультанта. Все чаще работодатели ищут не просто продавца, а менеджера по работе с клиентами. Соответственно, повышается сфера ответственности этих сотрудников. Теперь уже, чтобы получить работу продавца, претенденту не достаточно просто обладать хорошей внешностью. Для многих предприятий торговли продавец-консультант с высшим образованием – это норма. Особенно, это касается магазинов высокого уровня, торгующих бытовой техникой, одеждой. Средний размер дохода продавцов-консультантов в прошлом году составлял от пяти до восемнадцать тысяч рублей.

Рекрутеры отмечают, что в эту профессию все чаще идут в надежде сделать карьеру в ритейле. Многим это, действительно, удается. По наблюдениям сотрудников кадровых агентств, обычно на это уходит три – пять лет.

«Развитие существующих розничных сетей, объявленные планы на вход и развитие в Челябинске национальных и уральских игроков («Монетка», «Кировский», «Дикси» и пр.) повысит спрос на массовый персонал и даже создаст определенных дефицит в этом сегменте рынка труда», – отмечает Павел Неверов.

Развитие производственных предприятий особенно в сфере среднего бизнеса привело к росту спроса на технические специальности. Компании стали тщательно подходить к подбору технических специалистов. По всей видимости, с этим был связан и отмеченный в прошлом году всплеск интереса к выпускникам технических вузов.

«Эта тенденция пока еще только намечается, – подчеркивает директор агентства «Бизнес и кадры» Людмила Соколова. – Некоторые предприятия начали проявлять интерес к специалистам без опыта работы. Руководство готово идти на определенные затраты для развития их практических навыков».

Однако, как отмечает Павел Неверов, пока промышленные предприятия Челябинска еще не очень активно создают кафедры и факультеты «под себя» в челябинских вузах, в отличие от их Екатеринбургских, Магнитогорских и Пермских коллег. К примеру, УГМК в В. Пышме прямо на территории предприятия открывает филиал УГТУ-УПИ.

Несмотря на то, что 2005 год был отмечен колоссальным ростом спроса на строительные специальности, с сфере строительства и производства наблюдался острый дефицит кадров. Рекрутеры объясняют это общей тенденцией падения престижа рабочих специальностей. Зачастую потенциальные претенденты отказывались от предложений, хотя уровень зарплаты рабочего мог быть сопоставим с доходами ИТР и менеджеров по продажам.

В 2005 году наметилось падение престижа и в некоторых относительно благополучных ранее профессиях. По наблюдению сотрудников «Бизнес и кадры», в отличие от специалистов в области продаж, желающих продолжать карьеру секретаря-референта в 2005 году стало меньше. Несмотря на обилие курсов подготовки, в прошлом году кадровые агентства столкнулись с нехваткой профессионалов в этой сфере. Произошло это в большей степени потому, что в обществе изменился взгляд на профессию.

«Раньше должность секретаря-референта рассматривали как стартовую ступень для дальнейшего роста в компании, – делится наблюдением Людмила Соколова. – Однако опыт показал, что очень непросто вырасти из секретаря-референта в нечто большее с точки зрения профессиональной принадлежности, перейти в другой профессиональный класс». Зарплата секретаря-референта без знания иностранного языка составляла в среднем семь – девять тысяч рублей.

К негативным тенденциям рынка труда, отмеченным в прошлом году, сотрудники кадровых агентств относят мощный разрыв между потребностями рынка и образовательными программами. В результате этого юристы, экономисты, социологи, психологи, специалисты по связям с общественностью после окончания вузов в основной массе вынуждены идти на стартовые позиции не по специальности, а чаще всего в торговлю и сферу услуг.

При этом, как отмечают рекрутеры, нехватка профессионалов высокого уровня в различных сферах бизнеса становится с каждым годом все острее. «Спрос на высокопрофессиональных менеджеров постоянно растет, на основе чего можно спрогнозировать увеличение хедхантинговых проектов, – считает Анастасия Коваленко. – Уже не компании выбирают специалистов, а наоборот, специалисты выбирают компанию».

Говоря о тенденциях, касающихся всех сегментов рынка, рекрутеры отмечают, что специалисты стали гораздо чаще строить осознанную (не хаотичную) карьеру в рамках определенных видов бизнеса, содержания деятельности. Эксперты связывают это с тем, что время специалистов широкого профиля прошло. Компании предъявляют все более детальные требования к претендентам на ту или иную должность, к их профессиональному опыту. Эта тенденция, начавшаяся в последнее время, в 2006 году только усилится.

С этим напрямую связан еще один положительный момент – в последнее время увеличивается срок работы в одной компании. Это коснулось даже торговых представителей, специалистов, в большинстве своем не отличающихся постоянством. Предложение о смене работы сотрудники стали принимать более взвешенно, учитывая не только материальную составляющую предложения, но и ряд других факторов: менеджмент компании, положение на рынке, известность бренда, возможность построения карьеры и так далее.

Таблица уровней оплаты труда
(данные приводятся в рублевом эквиваленте)

Источник: Агентство «Бизнес и кадры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления