RU74
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Челябинске
Погода-5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

5 м/c,

южн.

754мм 86%
Подробнее
0 Пробки
USD 102,58
EUR 107,43
Бизнес Светлана Киселева, гендиректор компании «ВнешЭкономАудит»: «Компания работает так, как работает ее руководитель»

Светлана Киселева, гендиректор компании «ВнешЭкономАудит»: «Компания работает так, как работает ее руководитель»

Светлана Киселева, генеральный директор компании «ВнешЭкономАудит» не скрывает: если бы в начале своей карьеры...

" src=

Светлана Киселева, генеральный директор компании «ВнешЭкономАудит» не скрывает: если бы в начале своей карьеры топ-менеджера она задумывалась о том, что в Челябинске зарегистрировано около 80 аудиторских компаний, то вряд ли решилась на то, чтобы начать собственный бизнес. Но риск оказался оправданным. За пять лет Киселевой удалось создать стабильно работающую фирму, имеющую сотни клиентов и обладающую одним из самых известных среди челябинских аудиторских компаний брендов. Вот уже третий год подряд «ВнешЭкономАудит» входит в список крупнейших аудиторских фирм России. А ее руководитель недавно стала обладателем российской награды «Молодой директор года». Оценивая пятилетний опыт в бизнесе, Светлана признается: главная ее ценность – в умении постоянно генерировать идеи и двигаться вперед, увлекая за собой других.

Много лет назад американские психологи смогли доказать что человек способен добиться большего, если с периодичностью в пять-семь лет будет менять специальность, получать новые знания и встречать в своей профессиональной жизни совершенно новые, необычные для него задачи. Если следовать этому правилу, то карьера Киселевой с самого начала развивалась по «американской модели».

Аудит и бухгалтерский учет заинтересовали Светлану задолго до появления собственного бизнеса. Еще тринадцать лет назад, будучи студенткой третьего курса Челябинского государственного университета, она получила предложение стать главным бухгалтером в финансово-брокерской фирме. Спустя какое-то время Киселева перешла на работу в более крупную компанию, посвятив бухгалтерскому делу еще четыре года.

«Наступил момент, когда я поняла, что достигла «потолка», – рассказывает Светлана. – Необходимо было что-то менять. Тогда я приняла решение совершить поворот в своей карьере и попробовать силы в новой профессии – профессии аудитора».

Проработав пять лет в аудиторской фирме, пройдя все ступени карьерного роста от ассистента аудитора до аудитора-эксперта и накопив соответствующий опыт, Светлана решила, что готова к созданию собственного бизнеса. Началом ее карьеры руководителя можно считать 21 мая 2001 года. Именно тогда была зарегистрирована компания «ВнешЭкономАудит».

– С какими сложностями вам пришлось столкнуться, начав собственное дело?

– Любой топ-менеджер в начале карьеры сталкивается с массой проблем. Мой пример в этом плане не стал исключением. Но я привыкла в любой неудаче находить позитивную составляющую. Еще Уинстон Черчиль отмечал, что «успех – это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом». Может быть, по этой причине, несмотря на сложности, мне никогда не приходилось жалеть о собственном решении. Чувство удовлетворения, которое ты получаешь, когда делаешь что-то сам и главное видишь результат своих усилий, невероятно вдохновляет.

Не скрою, что одной из основных трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться на начальном этапе построения бизнеса, стала проблема быстрого роста компании. За какие-то два года число клиентов увеличилось в геометрической прогрессии. Аналогичными темпами рос и коллектив компании. Период, когда я как руководитель со многими функциями справлялась сама, быстро прошел. Возникла острая необходимость делегировать полномочия и, главное, осуществлять контроль за действиями своих подчиненных. Постепенно нам удалось выстроить достаточно четкую управляемую структуру компании. Те ключевые направления деятельности, которые являлись для нас приоритетными с самого начала развития, сегодня успешно функционируют.

Сегодня компания «ВнешЭкономАудит» предлагает все виды аудиторских услуг, консультационное обслуживание по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, услуги по постановке бухгалтерского и налогового учета, правовое обеспечение бизнеса, бухгалтерский аутсорсинг, услуги в области МСФО.

За 5 лет работы компании на рынке, одним из приоритетных направлений бизнеса Светланы Киселевой традиционно оставался аудит. За это время специалистами фирмы проаудировано более 200 организаций и предприятий всех сфер предпринимательской деятельности. Только в 2005 году компанией подготовлено около 70 аудиторских заключений.

Показательно: в декабре прошлого года «ВнешЭкономАудит» прошел контроль качества аудиторской деятельности и соблюдения требований профессиональной этики, организованный Аудиторской палатой России. Проверка подтвердила соблюдение компаний всех требований существующих стандартов.

– Что сегодня является наиболее востребованным направлением компании у клиентов?

– В первую очередь, я бы отметила нашу услугу по предоставлению абонентского консультационного обслуживания. Возглавляет это направление партнер компании – Татьяна Лобко. В настоящий момент на обслуживании у нас находится порядка 200 организаций. Среди них Челябинский металлургический комбинат, Кыштымский медеэлектролитный завод, Южно-Уральский никелевый комбинат, Челябинский трубопрокатный завод и другие. Достаточно посмотреть на состав клиентов, чтобы понять какого уровня вопросы нам приходится решать. Преимуществ у такой формы получения консультаций очень много. Но главная из них – это возможность клиента задать неограниченное количество вопросов по бухгалтерскому учету и налогообложению консультанту в любое время и получить ответ в режиме онлайн.

– Очевидно, что необходимость получения консультационных услуг осознали уже многие челябинские предприниматели. С какой целью клиенты чаще всего обращаются к консультантам?

– Прежде всего, консультант обладает опытом работы с аналогичными предприятиями и в области решения аналогичных проблем. Как показывает практика, в 70% случаев проблемы, возникающие у наших клиентов, похожи. Поэтому ответы на большинство вопросов клиент может получить сразу же в момент обращения к консультанту.

Кроме того, не нужно забывать, что сотрудничество с консультантами многие клиенты рассматривают не только как средство получить оперативный ответ на конкретный вопрос, но и как возможность самому освоить определенные методы анализа и решения этой проблемы. Иными словами, клиенты обращаются к консультантам с целью собственного обучения.

В-третьих, очень часто компаниям для отстаивания свои интересов необходимо сослаться на рекомендации независимых консультантов. Недаром говорят: «Эксперт – любой человек не из нашей компании».

В-четвертых, даже самые профессиональные и компетентные специалисты могут испытывать большое влияние сложившихся корпоративных традиций и ценностей, что сильно мешает принятию решений на новых этапах развития компании. В этом случае полезен свежий взгляд на деятельность фирмы.

Ну и наконец, довольно часто клиент просто желает получить подтверждение правильности своих действий в той или ситуации у независимых экспертов. Вспомним известную пословицу «Одна голова – хорошо, две – лучше»

В любом случае, по каким бы причинам клиент не обратился в нашу компанию, он всегда получает профессиональное мнение команды консультантов. В конечном счете, это позволяет руководителю получить представление о всех вариантах решения проблемы, для того чтобы оценить возможные последствия и не допустить ошибок.

– Но ведь консультанты тоже ошибаются…

– Конечно. Не ошибается тот, кто не работает. На мой взгляд, профессиональный консультант должен уметь признавать свои ошибки. В противном случае это может обернуться потерей доверия клиента.

По мнению Светланы Киселевой, главная гарантия устойчивого положения аудиторской компании на рынке – это доверие клиентов.

Для фирмы, оказывающей профессиональные услуги, не существует более ценного актива, чем лояльность ее клиентов. И я горжусь тем, что наша компания на протяжении нескольких лет имеет устойчивые взаимоотношения со многими партнерами. Количество наших клиентов постоянно растет. Только по итогам 2005 года число организаций, обратившихся в нашу компанию, превысило 500. По этому показателю мы заняли 3 место в Уральском регионе среди аудиторско-консалтинговых компаний. Признаюсь, мы приложили немало усилий, для того чтобы заслужить доверие своих партнеров. На мой взгляд, залог успешной работы с клиентом – клиентоориентированность компании, умение специалистов фирмы поставить себя на место заказчика, понять его проблемы. Поэтому для консультанта и аудитора важно уметь не только слышать, но и слушать. То есть важно уметь анализировать и структурировать подлинные потребности клиента в профессиональных услугах, даже если он сам затрудняется их сформулировать. Наша задача – оперативно оценить ситуацию и понять, что необходимо клиенту, какие услуги, в конечном счете, повысят эффективность бизнеса заказчика.

" src=

– Светлана Витальевна, любопытно узнать, насколько изменился рынок аудиторско-консалтинговых услуг за прошедшие пять лет? Каковы его основные проблемные точки сегодня?

– Одна из проблем челябинского и российского рынка аудита в целом заключается в существовании ценового демпинга, который используют аудиторские фирмы, для того чтобы остаться на плаву, выжить в условиях усиливающейся конкуренции на аудиторском рынке.

Более того, существует ряд аудиторских компаний, готовых в нарушение всех требований и стандартов аудита продать аудиторское заключение клиенту вообще без проведения проверки. Насколько мне известно, приобрести такую подделку сегодня можно за 10-15 тысяч рублей.

С одной стороны я понимаю, почему так происходит, и почему отдельные компании идут на приобретение таких аудиторских заключений. Не секрет, что ряд организаций ведут так называемый двойной учет – «официальный» и «управленческий». Поскольку «официальная» отчетность не отражает реального состояния дел в компании, она воспринимается руководителями и собственниками таких организаций как ненужная вещь. В этом случае компания не чувствует необходимости в проведении аудиторской проверки и пытается получить обязательное заключение о достоверности такой отчетности за минимальные деньги.

Радует то, что в последнее время число компаний, стремящихся вести бизнес цивилизованно, становится больше. А они, в свою очередь, нуждаются в качественных аудиторских услугах. Соответственно, повышаются требования к аудиторам.

– Дефицит аудиторов-профессионалов на челябинском рынке ощущается остро?

– Нехватка профессионалов – это проблема, характерная не только для Челябинска, но и столицы. Готовых специалистов с пониманием нюансов профессии, желанием работать с отдачей и на результат практически нет. В этой ситуации гораздо эффективнее взять на работу человека, обладающего минимальным набором знаний в области бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, чтобы обучать его самостоятельно.

Человеческий фактор в интеллектуальном бизнесе имеет первостепенное значение. Мировой опыт аудиторской деятельности показывает: создать сколько-нибудь масштабную и эффективно работающую в течение продолжительного времени фирму, опираясь только на единоличное владение, практически невозможно. Как бы ни был талантлив предприниматель, по мере развития бизнеса он начинает нуждаться в содействии людей, которые работали бы с полной отдачей и главное – обладали бы недостающими знаниями и навыками. Поэтому рано или поздно владельцу аудиторского бизнеса приходится выходить на рынок, чтобы «покупать» специалистов высокой квалификации, а они прекрасно понимают ценность своих способностей. И эта цена очень высока. Вот почему партнерство является обязательным условием для развития бизнеса в компаниях, предоставляющих интеллектуальные услуги. Только развивая систему партнерства, можно создать механизм, эффективно обеспечивающий стабильную работу фирмы.

– Основными клиентами аудиторских и консалтинговых фирм традиционно выступали крупные предприятия. А как насчет среднего и малого бизнеса: он сегодня испытывает реальную потребность в аудите?

– Сейчас уже можно говорить об устойчивом спросе предприятий среднего и малого бизнеса на аудиторские и консалтинговые услуги. Как показывает практика, многие челябинские компании уже, по крайней мере, морально созрели для того, чтобы вести легальный бизнес. Отчасти это происходит благодаря активной политике государства, его попыткам ставить жесткие барьеры на пути нарушения налогового законодательства. Но есть и другие объективные факторы. Владельцы компаний осознают, что выжить в условиях растущей конкуренции можно только путем внедрения новых технологий в производство, торговлю, управление. И без привлечения инвестиций, кредитных ресурсов здесь не обойтись. Это, в свою очередь, предполагает наличие «прозрачной» бухгалтерской отчетности.

Поэтому для большинства компаний становится очевидно, что без помощи аудиторов и консультантов на этом этапе не обойтись. Наиболее востребованные услуги у таких компаний – постановка бухгалтерского и налогового учета, налоговое планирование и налоговый аудит, бухгалтерское и юридическое сопровождение бизнеса, бухгалтерский аутсорсинг.

– Вы считаете, что местные компании готовы к приходу инвесторов?

– На мой взгляд, не совсем. Вложение инвестиций предполагает прозрачность бухгалтерской и управленческой отчетности. Ведь вложив деньги, инвестор хочет, прежде всего, контролировать эффективность инвестиций, следить за использованием активов. Осуществить такой контроль он может только на основании бухгалтерской отчетности, достоверность которой подтверждена независимым аудитором. На мой взгляд, многие челябинские организации пока сами не готовы к тому, чтобы их отчетность стала прозрачной. Если говорить об иностранных инвесторах, далеко не все компании готовы к соблюдению требований международных стандартов.

– Именно поэтому инвесторы неохотно вкладывают деньги в российскую экономику?

– Действительно, одной из примечательных характеристик современной российской экономики в целом является нежелание отечественных и зарубежных инвесторов вкладывать свои деньги. И причин здесь несколько. Во-первых, России не хватает управляемости и прозрачности с точки зрения закона и правоприменительной практики. Во-вторых, серьезная преграда для инвестиций – действующая налоговая система, которая практически не предусматривает каких-либо льгот для инвесторов и отличается нестабильностью и непредсказуемостью.

На мой взгляд, сегодня инвесторам очень важно иметь подтвержденную законом уверенность в своих правах. Для этого необходимо, прежде всего, создать независимую юридическую систему. Инвесторам необходима предсказуемость в действиях правительства и в его прогнозах, в том числе и по курсу рубля. Кроме того, важно обеспечить большую стабильность налогового законодательства. Я считаю, что не допустимо каждый год перед принятием очередного бюджета менять налоговое законодательство.

Но перемены к лучшему, безусловно, есть. Ситуация меняется, и уже налицо новая общероссийская тенденция.

– О какой именно тенденции идет речь?

– В последнее время на российском рынке увеличилось количество сделок по приобретению и продаже компаний. И это объективный процесс. На мой взгляд, слияния и поглощения (M&A) – инструмент, обеспечивающий достаточно быстрое решение целого ряда проблем и задач, стоящих перед российскими организациями. Например, увеличение размера компаний, выход на новые рынки или увеличение своей доли рынка, повышение устойчивости бизнеса, получение операционных синергий, улучшение структуры капитала и другие. Решение этих задач становится особенно актуальным сегодня, когда бизнес сталкивается не только с растущей концентрацией конкурентной среды, но и с появлением на рынке глобальных игроков. Крупной и развитой компании проще конкурировать с транснациональными корпорациями. В то же время, укрупнение компаний путем естественного роста, – как правило, длительный, более сложный и в последние годы менее эффективный процесс. Высокая конкуренция не позволяет собственнику тратить время на внутреннее развитие бизнеса. Тогда как укрупнение компании путем слияний и поглощений позволяет резко ускорить процесс роста.

– Какова роль аудитора при совершении таких сделок?

– Любая сделка по M&A – это многоэтапный, длительный и уникальный процесс. В ходе сделки постоянно возникает огромное количество вопросов, на которые нельзя дать универсальный готовый ответ. Опыт аудиторов, юристов, консультантов поможет компании обойти подводные камни и избежать ошибок и возможных финансовых потерь.

При сопровождении таких сделок я вижу основную роль аудиторов в проверке финансового состояния компании и оценке рисков, которые могут значительно ухудшить его.

По моим прогнозам, в ближайшем будущем на челябинском рынке следует ожидать увеличения количества сделок по слиянию и поглощению. Эти прогнозы, кстати, подтверждаются и возросшим числом обращений организаций к аудиторам по сопровождению таких сделок. За последние полгода нами уже проведен ряд проектов по аудиторскому сопровождению сделок M&A.

Первое, что бросается в глаза в кабинете генерального директора компании «ВнешЭкономАудит» – большое количество дипломов. Три года назад она одержала победу во всероссийском конкурсе «Лучший аудитор России» (к слову, на сегодняшний день этим профессиональным званием не обладает больше ни один челябинский аудитор). Затем последовали победы в городском и областном конкурсе «Женщина-директор года». А в марте 2006 года Светлана получила очередную всероссийскую награду «Молодой директор года». Свое стремление побеждать она объясняет вполне прагматичной задачей.

– Я считаю, что компания работает так, как работает ее руководитель. Вот почему я пытаюсь своим примером вести компанию к победе, настраивать весь коллектив на успех. Ведь любая победа – это взрыв положительных эмоций. Если сотрудники видят, что я стремлюсь быть первой, ставлю для себя высокие планки, то аналогичные процессы начинают происходить и в коллективе. Мне нравится работать в такой атмосфере.

– Что для вас является основным показателем успешности в бизнесе?

– Меня часто спрашивают, в чем секрет успеха компании, которую я возглавляю. Факторов много. Это и люди, которые стоят во главе компании и которым я бесконечно признательна за преданность и профессионализм. Это и команда сотрудников, которая работает вместе со мной, причем многие – с момента основания компании. Наше стремление все время развиваться, двигаться дальше. Мне кажется, одна из самых больших проблем любого собственника бизнеса – это высокая скорость изменения процессов и неумение руководителя подстраиваться под эти метаморфозы бизнес-среды. В этой ситуации нужно постоянно быть на полшага впереди остальных. Вот почему я приветствую любые новации, которые способны повысить эффективность нашего бизнеса. К примеру, в этом году мы начали реализацию проекта по автоматизации аудиторской и консалтинговой деятельности. Это чрезвычайно важно в процессе оказания интеллектуальных услуг.

Есть и более масштабные проекты. Среди них – выход на другие региональные рынки. Уже сегодня у компании есть клиенты в Курганской, Свердловской, Тюменской области. Кроме того, в наших планах открыть свои офисы в Санкт-Петербурге и Москве. За пять лет нами пройден серьезный путь. Но моей задачей было и остается постоянное движение вперед. А тот, кто следует своей идее, обязательно добивается успеха.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
23
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления