2 октября 2006 года журнал «Деловой квартал – Челябинск» перешел на еженедельный формат – теперь свежий номер будет выходить каждый понедельник. О причинах этого шага и о рынке деловых изданий в целом мы беседуем с директором журнала Натальей Бормотовой.
– В последнее время чего только не происходит на рынке деловых СМИ – ребрендинг, перепозиционирование, запуск новых проектов. Все ли издания способны на самом деле обеспечить качественную редакционную информацию и собрать серьезную аудиторию? Каково место «Делового квартала» на этом рынке?
– Чтобы лучше понять то, что происходит с деловой прессой сейчас, нужно вернуться в апрель 2005 года. Ровно полтора года назад вышел первый номер журнала «Деловой квартал – Челябинск». В тот момент в городе издание именно делового журнала считалось занятием невыгодным, бесперспективным, в основном из-за нехватки технологии и ресурсов. Колоссальной проблемой практически у всех изданий была доставка. Никто не мог гарантировать рекламодателю, что каждый номер журнала доходит до читателя, что у издания есть своя постоянная аудитория.
И вот появился «Деловой квартал» – качественный, интересный, актуальный – и разом снял все вопросы. Стало понятно – деловой журнал может быть успешным. По мере роста популярности и влияния журнала отношение к деловым СМИ существенно изменилось и у читателей, и у рекламодателей, и у издателей. Рынок деловых изданий, фактически заново открытый «ДК», стал для многих лакомым кусочком. Новые и сменившие название журналы переключаются на деловую аудиторию, кто-то интуитивно, кто-то, особо не скрывая, в погоне за длинным рублем. Тем не менее, ключевые слова на этом рынке – качество, доверие, репутация. А это нельзя скопировать.
– Появившись в Челябинске, «Деловой квартал» на самом деле сразу завоевал внимание и уважение бизнес-аудитории. В чем вы видите основную причину успеха?
– Причин много, но основной я считаю то, что «ДК» появился в нужное время в нужном месте. И это не случайность, а грамотный и выверенный до мелочей бизнес-план. Концепция «Делового квартала» разработана издательским домом «Абак-Пресс» несколько лет назад. За это время журнал занял лидирующие позиции в Екатеринбурге, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону. Интересен подход – в каждом городе сначала проводятся исследования, создается своя сильная редакция, обучается служба продаж, и только потом запускается сам журнал. Общими являются только стандарты оформления, четкая и понятная для читателей структура журнала, и конечно, строгие требования к качеству любой редакционной информации. Поэтому в Челябинске «Деловой квартал» сразу начал с высокого старта. Я уважаю стремление других журналов повышать качество своих изданий, зачастую путем проб и ошибок, но считаю, что в современном бизнесе выигрывают профессионалы, обладающие проверенной технологией и мощными ресурсами.
– Секретами технологии не поделитесь?
– Скажу о том, что было сразу реализовано. Во-первых, гарантированная адресная доставка «Делового квартала» под подпись, лично в руки. Это позволяет и редакции, и рекламодателю быть уверенными в том, что журнал на самом деле читают и он не лежит где-то в стопке невостребованный. Такая система распространения позволяет отказаться от ненужного тиража в 10000 экземпляров. Мы работаем на рынке В2В. Скажите, у вашей компании есть 10000 клиентов? А в Челябинске есть 10000 офисов? Эти цифры завышены. Тираж должен не радовать круглой цифрой, а объективно соответствовать вашей целевой аудитории. Только будьте добры – доставьте журнал именно ей. Мы это делаем, в штате 48 курьеров. Вот почему нам достаточно 4000 экземпляров, каждый из которых читает в среднем 4-5 человек, для оптимального «покрытия» делового Челябинска. Рекламодатели не переплачивают за лишние номера и «мертвые» контакты, а реклама в издании постоянно доказывает свою эффективность.
Следующий наш секрет – периодичность выхода. Можно сказать, что это краеугольный камень нашей стратегии. Только появившись, «Деловой квартал» уже выходил дважды в месяц, гораздо более оперативно освещая значимые для бизнесменов события, чем ежемесячные журналы. Теперь уже можно открыть все карты и сказать, что это был промежуточный этап в жизни журнала, который задумывался и создавался как деловой городской еженедельник.
– То есть переход на еженедельный выход журнала был запланирован заранее?
– С самого начала. Дата, с которой начнется еженедельный выпуск, прописана у нас в бизнес-плане – это 2 октября 2006 года. В этом наше принципиальное отличие от множества тех хаотичных перестановок, что сейчас происходят на рынке деловых СМИ. Мы вообще стараемся все свои действия планировать. Так, например, наш сентябрьский прайс был готов уже весной, и сейчас известна дата следующего изменения цен.
Точно в срок мы осуществили сложный и трудоемкий переход на программу верстки K4 – уникальную издательскую программу, которой во всем мире пользуется только небольшое число самых продвинутых журналов. Так что время перехода на еженедельный выпуск тоже не случайно. Когда мы только-только стартовали, в Екатеринбурге меня предупреждали – через полгода-год у вас начнется! Как грибы после дождя появятся конкуренты, рынок значительно вырастет. Опыт работы «Делового квартала» в других городах позволил достаточно точно определить момент, когда следует переходить на еженедельный выпуск. В идеале, лучше всего было бы запуститься в таком формате сразу, с самого начала, но это было невозможно технически. А за прошедшие полтора года мы нарастили мускулы, приобрели связи в бизнес-кругах города, подобрали профессиональный коллектив. И ситуация на рынке изменилась, возросла конкуренция, так что именно теперь переход на еженедельный выпуск как никогда удачен. Это ход, который вряд ли смогут повторить даже самые амбициозные наши конкуренты.
– Преимущества еженедельника перед ежемесячным изданием столь очевидны?
– Конечно. Если посмотреть на ситуацию даже теоретически, станет понятно, что для такого города-миллионника, как Челябинск, формат еженедельника оптимален. Для ежедневной деловой газеты актуальной и интересной информации у нас еще недостаточно, поэтому все известные газеты для деловых людей выходят только в столицах, где по объективным причинам много бизнес-новостей. А ежемесячный деловой журнал в крупном городе становится, по сути, не источником, а архивом информации. Темп нашей жизни достаточно высок, иногда за месяц может устареть и аналитическая статья. И при этом ежемесячный журнал все равно не может охватить все интересные новости и события за месяц! Общая формула, давно уже работающая во всем мире, в Москве, и сейчас достигшая Челябинска такова, что ежемесячные журналы могут быть только тематическими (интерьер, компьютеры, мода, автомобили). Ежемесячный деловой журнал – это нонсенс. Вспомните все успешные деловые издания – это еженедельники.
– Изменилось ли содержание журнала?
– Общая структура журнала не поменялась, и хотя у нас стало гораздо больше работы, мы ничего не сократили. Напротив, даже добавили несколько интересных рекламных и редакционных рубрик. Главное, что теперь «Деловой квартал» будет еще ближе и интереснее читателю. Деловые новости, события, сделки, качественная аналитика – это не просто информация к сведению, это информация к действию! Посредством сведений, полученных из «Делового квартала», было установлено бесчисленное количество полезных контактов – это свидетельства наших читателей и клиентов. До 2 октября мы выходили раз в две недели и все равно сформировали у своих читателей привычку читать «Деловой квартал». А теперь мы будем выходить каждый понедельник! Какой другой журнал может с уверенностью сказать, что читатели уже ждут новый номер? Поэтому и реклама в «Деловом квартале» очень эффективна. В основе всего – качественные и интересные редакционные материалы, обзоры рынков, топ-листы. К ним возвращаются снова и снова как к источнику полезной информации, и все это время находящаяся рядом реклама работает. Удачный симбиоз редакционной и рекламной информации – также один из секретов популярности «Делового квартала» как у читателей, так и у рекламодателей. Будем рады видеть вас в их числе!
Игорь Ратников, генеральный директор ООО Лизинговая компания «Эксперт-Челябинск»: «Для меня «Деловой квартал» – это источник качественной аналитики регионального бизнеса».
Марина Боровикова, директор по туризму туристической компании «Авентура»: «”Деловой квартал” позволяет находиться в ритме деловой жизни Челябинска».
Мария Колобова, директор ООО «АНКОР Челябинск»: «Для меня «Деловой квартал» – это всегда «свежая» и актуальная информация, которая помогает эффективно решать мои бизнес-задачи».
Игорь Чернядьев, исполнительный директор в г. Челябинске ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»: «”Деловой квартал” – это заочное общение и полемика с известными в городе людьми».
Дмитрий Селиванов, директор рекламного агентства «Результат»: «Мы сотрудничаем практически со всеми деловыми изданиями, так как большинство наших клиентов работает в сегменте В2В. Начавшись всего с двух выходов рекламы, наши объемы размещения в «Деловом квартале» постепенно приняли лавинообразный характер – благодаря эффективности рекламы в этом на самом деле профессиональном и качественном деловом журнале».
Юрий Лугавцов, генеральный директор ЗАО «ЯроСвет»: «Рекламу в «Деловом квартале» мы начали размещать около года назад и были приятно удивлены хорошим результатом – поступило множество звонков с заказами. Поэтому мы решили дать рекламу повторно, и планируем в дальнейшем сотрудничать с «ДК». После любой рекламной акции мы обязательно проводим полный мониторинг результатов. Когда в августе вышла наша реклама, клиентская база и выручка компании выросли на 20%».
Елена Рукавишникова, консультант по обучению и развитию персонала «Школа менеджеров Южно-Уральской коллегии консультантов»: «Когда у нас проходят семинары, учебные программы, в перерывах между занятиями мы часто видим наших клиентов с чашкой чая или кофе и с «ДК» в руках. Хотелось бы отметить, что работать с «Деловым кварталом» легко. Мы просто говорим, что хотим, а сотрудники рекламной службы «ДК» предлагают несколько вариантов. Удобно для нас и то, что в журнале есть тематические справочные таблицы по обучению и развитию персонала, консалтингу. Как читатель всегда знаешь, на какой странице найти нужную информацию в случае необходимости. Я считаю, что такое постоянство принесет успех в продвижении нашей компании».
Наталья Топорикова, заместитель генерального директора ЗАО АФ «Аудит-Классик»: «Наша компания работает с «ДК» 1,5 года. За 10 лет работы в этом бизнесе мы пришли к тому, что лучшая реклама для аудиторов – это рекомендации клиентов, поэтому в СМИ наша компания обращается редко. Но «Деловой квартал» сразу выделился на Челябинском рынке именно тем, что это издание для деловых людей, а не просто набор рекламных статей с претензией на VIP-уровень. «ДК» – это «деловой» подход: дискуссионные клубы, профессиональные обзоры различных рынков, актуальные «блиц-опросы», то есть то, что интересно читать. Отношения с любым изданием мы видим как отношения партнеров, говорящих на одном языке, с «Деловым кварталом» у нас это получается».