Во время новогодних праздников россияне постараются сэкономить на подарках родным и друзьям. Аналитики прогнозируют значительное снижение спроса на дорогостоящие товары, компьютеры и бытовую технику, даже несмотря на традиционные рождественские распродажи. Вместо дорогостоящих презентов дарители предпочтут купить сувенирную продукцию, а также парфюмерию и косметику.
В преддверии новогодних праздников «Ситибанк» провел традиционное исследование, посвященное покупкам россиян, произведенным по кредитным картам. Несмотря на кризис, аналитики прогнозируют положительную динамику потребительских расходов в декабре и январе, связанную с увеличением расходом в новогодние праздники, однако отмечают, что приоритеты россиян, вероятней всего, претерпят серьезные перемены. В частности, символические подарки – прежде всего, сувениры с новогодней символикой – станут более актуальными, нежели дорогостоящие подарки. Кроме того, во многих домах под елкой будут лежать не товары для дома, мобильные телефоны и компьютеры, а алкоголь, косметические и парфюмерные наборы. Спрос на ювелирные украшения и игрушки также, вероятнее всего, заметно снизится. Падение популярности «золотых» подарков обусловлено в том числе и ажиотажным спросом на драгоценный металл, который наблюдался в августе и сентябре: в первые месяцы проявления мирового финансового кризиса в России ювелирные украшения рассматривались населением как безопасная и выгодная инвестиция.
Рост затрат на электронику в декабре прогнозируется на уровне 60% от среднемесячного значения за год. Спрос на компьютеры, по прогнозам аналитиков, вряд ли превысит среднее значение за год более чем на 5-10%, а относительно показателя прошлого года спрос упадет на 50%. Значительно снизятся затраты населения на одежду и средства телекоммуникации.
Кроме того, более чем на 30% в ноябре упал спрос на спортивные товары относительно показателя прошлого года, однако в декабре и январе, как уверяют аналитики, ситуация кардинально изменится, и потребность в спортивных товарах вновь возрастет на 50-55%, и все же по сравнению с прошлым годом этот показатель снизятся примерно на 10-15%.
Изменились и потребности россиян в сфере отдыха и туризма. В ноябре расходы на услуги турагентств упали на 34% по сравнению с прошлым годом. В прошлые годы россияне заранее планировали туристические поездки в новогодние праздники – в текущем году ситуация заметно изменилась.
Приготовления к новогодней ночи и долгие праздники скажутся на кошельке россиян. Аналитики уверяют, что снижения расходов на продукты питания ожидать не стоит – напротив, перед Новым годом спрос возрастет на 35-45% по сравнению со среднемесячным показателем и на 18% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Возрастут и расходы на услуги парикмахеров, SPA-салонов и салонов красоты – примерно на 15% по сравнению с прошлым годом и 30% со среднемесячным значением за год.
Источник: ЗАО КБ «Ситибанк»
Исследование «Ситибанка» проводится ежегодно, на протяжении уже четырех лет, на основании сведений о тратах 20 тыс держателей и активных пользователей кредитных карт в период новогодних праздников. Статистика учитывает расходы мужчин и женщин в возрасте от 22 до 55 лет с ежемесячным доходом не менее 9 тыс. рублей. По словам главы бизнеса кредитных карт «Ситибанка» в России Михаила Бернера, одним из главных преимуществ банковских карт по сравнению с наличными деньгами является жесткий контроль за расходами.
«Владелец карты в выписке всегда видит: где, когда и сколько он потратил. На уровне всей страны это позволяет получать и анализировать достоверные данные и актуальные тенденции потребительского поведения, – отмечает Михаил Бернер. – В России в отличие от развитых стран статистика большинства торговых предприятий не является открытой, поэтому это один из самых надежных источников информации о потребительском рынке».
По словам начальника отдела банковских карт челябинского филиала «Юниаструм банка» Алексея Осадчих, спрос на кредитные карточные продукты в течение года стабилен, заметного роста числа обращений за кредитными картами в преддверии новогодних праздников не ощущается. «Чаще всего кредитные карты открываются для оплаты обучения, покупки бытовой техники», – отмечает эксперт.
«Несомненно, в период новогодних и рождественских праздников существенно увеличивается потребительская активность граждан, – говорит руководитель пресс-службы СКБ-банка Андрей Ермоленко. – По оценкам экспертов, на новогодние подарки россияне тратят около 10% своего годового дохода – то есть почти целую месячную зарплату. Значительную часть покупок держатели карт оплачивают в безналичном порядке. Отмечу, что при оплате крупных покупок банковской картой очень важно пользоваться сервисом SMS-уведомлений, который позволяет моментально контролировать состояние своего карточного счета и исключает любые злоупотребления».
Аналитики «Ситибанка» отмечают, что в предыдущие два года расходы по кредитным картам в период новогодних праздников возрастали на 14-18%, в 2008 году показатель прироста может снизиться до 12%. При этом в декабре и январе картхолдеры чаще совершают покупки с использованием кредитных карт для оплаты товаров и услуг, нежели при помощи наличных. Несомненно, сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране заставит россиян скорректировать затраты в период новогодних праздников.