Бизнес «Давос» и ныне там...

«Давос» и ныне там...

Инвестиции в экономику Южного Урала необходимо активно привлекать и в условиях финансовой нестабильности в стране. Акцент на этом делали участники прошедшего в Челябинске 4-5 декабря VIII Уральского инвестиционного форума. Кроме традиционной...

" src=

Инвестиции в экономику Южного Урала необходимо активно привлекать и в условиях финансовой нестабильности в стране. Акцент на этом делали участники прошедшего в Челябинске 4-5 декабря VIII Уральского инвестиционного форума. Кроме традиционной защиты новых инвестпроектов в Челябинской области, на этот раз на уральском «Давосе» обсуждались и возможные варианты сокращения издержек в период мирового финкризиса, а также говорилось о необходимости усиления конкурентоспособности местных промышленников и сельхозпроизводителей.

На минувшей неделе в Челябинске в отеле «Heliopark Смолино» состоялся VIII Уральский инвестиционный форум. В этом году в традиционной встрече представителей власти и бизнеса приняли участие 250 человек. Власть на УИФ-2008 представили чиновники из Министерства промышленности и торговли РФ, правительства и законодательного собрания Челябинской области, областного Министерства экономического развития и другие. Присутствовали на мероприятии также представители генконсульств США, Франции, Великобритании, Конго. Среди участников форума были топ-менеджеры крупнейшего французского ретейлера Auchan и немецкого Metro cash&carry, банки ЦБ РФ, ВТБ 24, ЕБРР, «Райффайзенбанк», «Ингосстрах-Инвестиции», корпорация «Стратум», Incor Alliance и другие известные организации и компании. В рамках встречи бизнеса и власти были подписаны соглашения об оказании содействия инвесторам в реализации инвестпроектов между областным правительством и рядом компаний. Были названы победители ежегодного конкурса «Лучший инвестиционный проект Челябинской области», денежные премии которого составили два миллиона рублей.

День первый: естественный отбор

Основной темой первого дня УИФ-2008 стало влияние мирового экономического кризиса на региональную политику привлечения инвестиций. Выступления всех докладчиков строились по единому сценарию: ситуация до кризиса – во время него – программные предложения. Интересные, конкретные выступления, основанные на глубоком анализе сложившейся ситуации, вызывали мгновенный отклик слушателей. Впрочем, в зале были и те, кого ни один доклад не сумел отвлечь от… игры в тетрис на сотовом телефоне. Так, один мужчина в начищенных туфлях практически не поднимал головы, погрузившись в игру на мобильнике. На бэйдже этого горе-слушателя было написано «депутат».

Еще 3 декабря на встрече областных властей с крупными инвесторами первый заместитель губернатора Андрей Косилов употребил выражение «планетарный экономический кризис», которое совсем недавно ввел в оборот Владимир Путин. В первый день уральского инвестфорума это словосочетание доводилось слышать еще не один раз. Однако представители власти при каждом упоминании о кризисе как мантру повторяли слова о том, что он не может быть помехой на пути развития страны и регионов; что антикризисные мероприятия справляются со своей нелегкой задачей, а умные представители бизнеса должны уже сейчас, в условиях экономического упадка, думать о своем будущем, иначе потом будет поздно. Заместитель губернатора Челябинской области Юрий Клепов отметил, что по прошествии двух последних лет рост иностранных инвестиций увеличился в четыре раза. Дабы не потерять эти темпы а также привлекательность Южного Урала в глазах потенциальных инвесторов, замгубернатора педантично перечислил все перспективные направления вложений инвестиций, начиная от строительства жилой недвижимости и заканчивая развитием инновационной деятельности.

Выгодным и перспективным направлением деятельности, способным принести пользу как государству и бизнесу, так и гражданам видится некоторым участникам государственно-частное партнерство. Так, по словам вице-президента, директора по внешним связям банка ВТБ 24 Надежды Карисаловой, в условиях, когда ставки по кредитам и требования к залоговому имуществу заемщика растут, помочь представителям бизнеса призвано создание гарантийного фонда субъектами РФ. На сегодняшний день, по данным вице-президента ВТБ 24, в России действует 33 таких фонда, планируется создание еще 40. «Когда у клиента не хватает обеспечения залога, гарантийный фонд выступает поручителем для клиента, – объяснила топ-менеджер банка. – Конечно, это поручительство для него не бесплатно. В среднем по регионам речь идет о 1,75% от недостающего предмета поручительства».

Выступления других представителей банковского сектора оказались менее оптимистическими. Так, глава Уральского представительства «Европейского банка реконструкции и развития» Татьяна Ембулаева отметила: «Банки сейчас решают проблемы с собственной ликвидностью, и когда они их решат, на долю реального сектора экономики ничего не останется». Кроме того, если раньше банки сами выстраивались в очередь к клиенту, то сегодня кредитор такая редкость, что он становится чуть ли не любимым человеком, заключила глава уральского ЕБРР. А президент «Гильдии управляющих и девелоперов коммерческой и промышленной недвижимости», вице-президент банка «ВТБ» Александр Ольховский добавил, что в обществе повисло ожидание ухудшения ситуации.

Генеральный директор строительной компании «ПСО КПД и СК» Юрий Федоров вообще начал свое выступление с прочтения Послания бывшего президента В. В. Путина Федеральному собранию в 2004 году. В частности, он прочел ту часть, в которой говорилось о необходимости увеличения объемов строительства жилья, о его доступности большинству россиян. «Как показывает время, ничего из вышеперечисленного практически не сделано, – резюмировал г-н Федоров. – Сейчас рынок жилья окончательно встал. А увеличение ставки ипотечного кредитования с 12% до 28%, на мой взгляд, это прямой вызов власти».

На этом фоне доклад руководителя Южно-Уральсой Корпорации жилищного строительства и ипотеки Александра Кондрашова показался «лучом света в темном царстве». ЮУ КЖСИ не только не приостановила свою деятельность, а наоборот – уставной капитал корпорации был увеличен на 500 млн рублей, из которых первые 90 млн уже начали работать. По словам г-на Кондрашова, корпорация является самым крупным застройщиком в Челябинской области, а цены на предлагаемое ею жилье в несколько раз ниже общерыночных. Правда, выступление старшего партнера международной юридической компании Salans (США) Гленна Коллини в следующей конференции «Капитализация бизнеса: проблемы и решения» несколько смазало впечатление об успехах ЮУ КЖСИ. В своем докладе г-н Коллини привел схему работы двух крупнейших американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, которых, как известно, сначала постиг крах, а потом и национализация. По мнению американского юриста, проживающего в России уже девять лет, ЮУ КЖСИ копирует схему американских агентств, что наталкивает на определенные размышления.

В перерыве корреспонденту Chel.ru удалось побеседовать с Гленном Коллини тет-а-тет. Бывший американец отметил, что если экономика США потихоньку восстанавливается благодаря снижению цен на нефть и укреплению доллара, то в России кризис только набирает обороты. Представитель компании Salans также обратил внимание на то, что в нашей стране нередки сравнения нынешнего кризиса с дефолтом 1998 года. Как правило, эти сравнения в пользу 2008 года, так как потрясения хоть и серьезнее, но зато прогнозируемые, а значит, есть время к ним подготовиться. В своем докладе, между тем, г-н Коллини говорил о том, что «в ноябре 2008-го произошло более резкое снижение объемов производства, чем во время дефолта 98-го». Антикризисное законодательство и налоговые льготы, по мнению представителя Salans, должны поспособствовать выходу из кризиса, однако всех проблем не решат. В связи с этим компаниям следует проводить продуманную налоговую и юридическую политику, использовать возможные способы обеспечения обязательств и принимать во внимание возможность банкротства клиентов и контрагентов.

«В одном из журналов я прочел, что самое правильное поведение в нынешних обстоятельствах – быть немного пессимистом», – сказал партнер компании Incor Alliance Игорь Басаргин и, назвав среди вещей, которых следует бояться самым разным компаниям, неэффективную систему корпоративного управления и рейдерские атаки, отметил, что «в итоге выживут сильнейшие».

Закончен первый день конференции был на достаточно мажорной ноте: председатель совета директоров ГК «Компаньон» Арсен Унанян, признавшись, что трудности не обошли стороной и их компанию, выразил тем не менее уверенность в том, что через два года все вернется на круги своя. И если на 2009 год прогнозируется снижение прибыли на 20%, то позже, по истечение двух лет, прибыль вновь начнет расти, отметил г-н Унанян. Более того, в планах президента Ассоциации риелторов «Южный Урал» начать развитие девелоперской компании и создать ПИФ.

День второй: кластеры, пеллеты и китайские огурцы

Второй день УФИ-2008 анонсировался как день бизнеса. На одной из его площадок проходила открытая защита инвестиционных проектов уральских компаний. Холдинг строительной индустрии «Объединенные кирпичные заводы» и ЗАО «ЮжУралСтройМатериалы» рассказали о намерениях построить предприятия по производству керамического лицевого кирпича, тюменская компания «Солитон-офис» и пермская KD Group представили проекты современных бизнес-центров, ООО «Энергомед» озвучило планы по возведению спортивно-оздоровительного комплекса, а компания «ДЭФА» готовится к выходу на челябинский рынок офисной недвижимости с новым комплексом класса «В+».

Помимо презентации инвестпроектов, в рамках второго дня форума прошло два круглых стола. Первый из них был посвящен проблемам и возможностям привлечения инвестиций и новейших технологий в такие отрасли промышленности, как машиностроение и приборостроение. В частности, говорилось о том, что предприятия региона могли бы работать в условиях кризиса более эффективно, если бы взаимодействовали между собой по принципу кластеров – групп взаимосвязанных и дополняющих друг друга компаний, работающих в различных сегментах одной отрасли и объединенных общей территорией.

«К сожалению, сегодня на российском рынке кластерная система практически не действует, – отметил генеральный директор ОАО «Челябинский завод "Теплоприбор"» Константин Захаров, – однако в других странах и на международном уровне она работает очень эффективно. Например, мировой лидер в области производства продуктов питания образовал вокруг себя такую группу компаний, которым контракты с ней обеспечивают серьезные конкурентные преимущества. Другой пример – японский производитель робототехники «Ясакала» и его партнеры, также представляющие собой динамично развивающийся кластер».

Однако, по мнению Константина Захарова, реалии российского рынка сегодня таковы, что бизнес-субъекты не могут объединяться в кластеры самостоятельно, им необходимо некое организующее звено, в роли которого вполне могло бы выступить государство. При этом оно должно не диктовать компаниям стратегию развития, а просто указывать направления, поскольку создание кластера не накладывает на его участников никаких общих юридических обязательств. «На мой взгляд, организатором таких объединений в Челябинской области вполне мог бы выступать "Промасс"», – считает гендиректор «Теплоприбора».

Как отметил г-н Захаров, в региональных масштабах кластеры нужно создавать в тех отраслях, которые имеют наибольший вес на данной территории. «Для Челябинской области сегодня это прежде всего металлургия, – рассказывает он. – Однако кластеры возможны и в таких сферах, как энергетика и активно развивающееся машиностроение. Кроме того, сегодня в области растет уровень туризма, и региональные власти предпринимают попытку создать нечто вроде кластера в этой отрасли».

Организаторы форума:
Министерство экономического развития Челябинской области и ЗАО «Корпорация "Стратум"».
Официальные партнеры:
ОАО «Уралсвязьинформ», «Автоцентр Керг» (официальный дилер Volkswagen в Челябинске).
Партнеры:
«Эрнст энд Янг», «КПД и СК», Incor Alliance.
Партнер вечерней программы
«Русьимпорт».
Генеральный медиапартнер
журнал National Business.
Официальный медиапартнер
журнал «Эксперт-Урал».

Результатом более организованного взаимодействия предприятий по этому принципу, по мнению гендиректора завода «Теплоприбор», станет повышение конкурентоспособности каждого из них в отдельности. Выросшие объемы производства позволят предприятиям региона в большей мере удовлетворять потребности местного потребителя. «В результате возрастет внутренний оборот, а доля импортируемого товара, которая сейчас составляет 44 процента от всего, что закупает область, снизится».

Еще одним вариантом повышения эффективности работы производственных компаний участники круглого стола считают внедрение энергосберегающих технологий, в частности переход на более экономичные системы отопления. Генеральный директор компании «Комтел» Василий Панкратов предложил в качестве альтернативы традиционным батареям инфракрасные нагреватели, которые позволят создать в производственных помещениях оптимальный климат, не неся при этом затрат на содержание и реконструкцию котельных.

Кроме того, на круглом столе как вариант сокращения издержек был предложен альтернативный вид топлива – древесные гранулы (пеллеты), в производстве которых используются обыкновенные высохшие опилки, щепки и древесная мука. Как отметил директор ЗАО «Урал-пеллетс» Алексей Уткин, по дешевизне пеллеты уступают только природному газу, однако в отличие от голубого топлива, для которого необходимы вложения в проведение газопровода, древесные гранулы требуют только установки специального котла, не предусматривающей согласования и дополнительных затрат. «Среди преимуществ этого вида топлива не только дешевизна, но и экологичность, – подчеркнул г-н Уткин. – Государство давно призывает производителей переходить на «чистые» виды топлива. В этом плане пеллеты, которые являются продуктом переработки органического вторсырья, вполне перспективны – их применение приведет к снижению вредных выбросов в атмосферу». По словам Алексея Уткина, до недавнего времени древесные гранулы производились в основном на экспорт, однако в последние годы спрос на них стал расти и на российском рынке. Как считает руководитель компании «Урал-пеллетс», применение южноуральскими производителями этого альтернативного сырья позволит им существенно снизить затраты на топливо.

Другой круглый стол, который также проходил во второй день форума, был посвящен вопросам привлечения инвестиций и новейших технологий в производство продуктов питания. Участниками этого заседания стали представители предприятий пищевой отрасли, ряда южноуральских агропромышленных компаний.

" src=

Одной из главных проблем, обсуждавшихся на заседании, стала активная экспансия китайских сельхозпроизводителей, вытесняющих с рынка местные предприятия, перекрывающих им пути развития и таким образом мешающие выйти из кризиса. Генеральный директор ОАО «Тепличный» Петр Трушин, говоря о перспективах выращивания овощей в условиях промышленных теплиц на Южном Урале, отметил, что китайская продукция, дешевая, но гораздо менее свежая и качественная, которой буквально завалено большинство прилавков, вынуждает местных производителей серьезно снижать объемы торговли летом, терпеть убытки и ориентироваться на зимний период. «В соседней Башкирии и Татарстане местные производители овощей составляют им достойную конкуренцию, но они работают под патронажем глав республик и получают от них серьезную поддержку, – говорит гендиректор «Тепличного». – Мы же такой поддержки не имеем, поэтому, несмотря на то что нам сейчас удается занимать около 30 процентов местного рынка, развиваться дальше компании крайне сложно. Раньше мы поставляли свою продукцию в соседние регионы, а сейчас китайцы вытеснили нас и там».

После того, как г-н Трушин рассказал об этой проблеме, из зала прозвучала реплика: «У них гораздо более дешевая рабочая сила и больше трудовых ресурсов, поэтому победить китайцев нам поможет только техника».

" src=

По мнению некоторых участников дискуссии, утверждение о том, что сельское хозяйство относится к низкодоходным отраслям экономики, не соответствует действительности. Как считает гендиректор Уйского сыродельного завода Андрей Ташкинов, при грамотной организации труда это высокорентабельный бизнес. «У нас почему-то принято считать, что сельхозпроизводитель должен всегда идти на уступки, брать на работу всех подряд, кормить все село и содержать всех животных, которые есть у него в хозяйстве, – это неправильно, – считает он. – Ведь по сути сельское хозяйство – это такой же бизнес, как и любой другой: чтобы добиться успеха, надо постоянно оптимизировать затраты и знать, в каком направлении двигаться. Один из лучших способов снизить затратность производства – автоматизировать его и уменьшить штат».

Для мелкой розницы одна из основных проблем сегодня состоит в том, что оптовики серьезно «накручивают» цены. Малые предприниматели хотели бы работать с производителями напрямую. Однако, как отметили на круглом столе представители сельхозпредприятий, доставка продукции в отдельные точки формата «магазин у дома» обходилась бы им достаточно дорого. «Кроме того, оптовик – это всегда гарантированный клиент на длительный срок, – добавил Петр Трушин, – а мелкий предприниматель не дает никаких гарантий того, что завтра он не перестанет покупать нашу продукцию. Поэтому и делается ставка именно на оптовых закупщиков».

" src=

Директор ЗАО «Янус» (лидер по производству вареников в Челябинской области) Андрей Янцен также озвучил схему работы своего предприятия в период экономических трудностей. По его словам, решать финансовые проблемы компании помогают такие меры, как организация собственного производства овощей, расширение географии поставок, минимизация затрат на логистику, разработка проекта нового овощехранилища и полная загрузка производственных мощностей.

Следует отметить, что пищевики в своих докладах вспоминали о кризисе гораздо реже, чем промышленники. Большинство обсуждаемых ими на круглом столе проблем приходилось решать и раньше, до того как экономика столкнулась с последствиями обвала фондового рынка. Само слово «кризис» на заседании прозвучало всего пару раз. Одним из несдержавшихся оказался Андрей Ташкинов. «Кризис вроде миновал, но цены на сырье пока не опускаются», – заметил представитель сыродельного бизнеса.

Несмотря на то, что на УИФ-2008 не было принято каких-то ключевых решений и бизнес-прорывов также не произошло, организаторы этого мероприятия – областное Минэкономразвития и корпорация «Стратум» – решили не нарушать традицию и проводить Уральский инвестфорум и в дальнейшем. Независимо от того, есть в этот период у потенциальных инвесторов финансовые возможности развивать экономику Челябиснкой области или нет.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления