19 января среда
СЕЙЧАС -7°С

Аренда закомплексовала

Челябинские торгово-развлекательные комплексы пересматривают свою ценовую политику в отношении аренды площадей, предлагая индивидуальные условия оплаты. По мнению ряда экспертов Chel.ru, сегодняшние предложения владельцев...

Поделиться

Поделиться

" src=

" src=

Поделиться

Челябинские торгово-развлекательные комплексы пересматривают свою ценовую политику в отношении аренды площадей, предлагая индивидуальные условия оплаты. По мнению ряда экспертов Chel.ru, сегодняшние предложения владельцев ТРК – не предел: впереди летний сезон, традиционно непростой для торговли, и арендодатели будут вынуждены предложить клиентам более серьезный дисконт. Помимо снижения стоимости аренды, владельцы комплексов пересматривают условия и сроки оплаты, тем самым надеясь привлечь значительно сократившееся число арендаторов. При этом, как отмечают участники рынка, в плюсе останутся так называемые профессиональные ТРК, имеющие четкую и продуманную концепцию.

Экономический кризис серьезно скорректировал работу челябинских fashion-ретейлеров, являющихся основными арендаторами ТРК и ТРЦ. Коллекции одежды и аксессуаров, приобретенные за евро и доллары, выросли в цене, что напрямую повлияло на покупательский спрос. При этом новые коллекции, по словам экспертов, закупались в ограниченном объеме: такого широкого ассортимента товаров, к которому привык покупатель, в нынешнем сезоне ждать не придется.

Уменьшение трафика в торгово-развлекательных центрах Челябинска, снижение покупательского спроса, переход покупателей из одного ценового сегмента в другой и, как следствие, падение выручки вызвало проблемы с оплатой аренды. В результате владельцы и управляющие компании ТРК вынуждены были пересмотреть свою ценовую политику в отношении арендных ставок.

Так, по словам директора АКН «E. R. A.» Сергея Еремеева, стоимость аренды в ТРЦ за магазин площадью 150 квадратных метров снизилась на 35%. При этом другие эксперты отмечают, что снижение цены за аренду «привязано» к конкретной группе товаров. «Снижение произошло, но для каждого – свое, – говорит экс-директор по развитию холдинга «Русский дом» (ТРК «Фокус») Алексей Шестаков. – В одном ТРК стоимость аренды может сильно различаться, все зависит от местоположения и площади магазина». У салона одежды площадью 300 квадратных метров аренда будет стоить на 30% дешевле, чем у рядом стоящего салона одежды, но с площадью в 100 «квадратов», приводит цифры господин Шестаков.

Сложившуюся на рынке ТРЦ ситуацию Сергей Еремеев называет нормальной – «арендодатели снизили свои амбиции». При этом арендаторов осталось немного, а значит, при заходе в ТРЦ можно рассчитывать на хороший дисконт. «Больше всех пострадали профессиональные ТЦ и ТК, – высказывает свою точку зрения директор агентства недвижимости, – потому как они, как правило, хотели видеть в качестве своих арендаторов федеральные бренды. А сейчас «федералы» приостановили свое развитие в регионах».

Однако, по мнению директора компании «Молния-Инвест» (ТРК «КУБа») Кирилла Матвеева, даже сейчас в условиях кризиса есть компании, которые пытаются занять свободные места в ТРК, понимая, что потом это сделать будет еще сложнее.

По словам генерального директора УК «Парк Сити» (ТРК «Горки») Алексея Шулякова, количество арендаторов в ТРК значительно не сократилось. Уход некоторых арендаторов произошел в ноябре-декабре прошлого года, когда ситуация была не ясна. «Как правило, это были сетевые проекты, имевшие один-два магазина в Челябинске, – говорит господин Шуляков. – Либо местные предприниматели, которые развивались на заемные деньги и не смогли справиться с финансовой нагрузкой».

В свою очередь господин Матвеев отмечает, что ротация арендаторов в комплексе была всегда, и нынешняя экономическая ситуация здесь ни при чем.

Экс-представитель холдинга «Русский дом» соглашается с господином Шуляковым, отмечая при этом, что вторую волну ухода арендаторов из ТРК можно ждать летом. «Для одежного ретейла сейчас самое тяжелое время, – рассуждает Алексей Шестаков. – В некоторых магазинах продажи по сравнению с прошлым годом сократились на 40%. Однако летом ситуация может ухудшиться, и тогда ТРК будут вынуждены идти на очень серьезные уступки». Если сейчас руководство ТРЦ предлагает индивидуальные скидки, изменение условий и сроков оплаты аренды (рассрочка на месяц вместо предоплаты), то ближе к лету дисконт может составить 30-40%. «Такое снижение мы, скорее всего, будем наблюдать не только в ретейле, но и в общепите, – продолжает господин Шестаков. – Но продлится оно достаточно короткое время, ровно до того момента, как выручка снова пойдет вверх».

Летний сезон, по словам Кирилла Матвеева, вызывает определенные опасения, но не более того. «Трафик в нашем ТРК даже увеличился, – говорит он,–- поспособствовало этому появление парка развлечений «Смайлз». Думаю, что в скором будущем ситуация улучшится, так как у нас появится еще один якорный арендатор – супермаркет».

По словам Сергея Еремеева, сейчас многие лояльные к своим клиентам арендодатели идут на снижение арендных ставок с дальнейшей компенсацией при росте продаж. А летом, если ситуация серьезно ухудшится, можно ожидать еще одного съезда арендаторов из ТРЦ. В свою очередь Алексей Шуляков не отмечает массового снижения арендных ставок в «Горках», и наступление летнего сезона, по мнению топ-менеджера «Сити Парк», ничего не изменит. «Июль – это традиционно трудный месяц для такого сезонного бизнеса, как ретейл, – говорит собеседник сайта. – В июне и августе таких сложностей не бывает, поэтому специального снижения стоимости аренды мы пока не планируем».

Как сообщил господин Шуляков, арендаторам, которые сейчас испытывают определенные трудности, владельцы «Горок» пошли навстречу. «Мы предложили скидки либо иные формы расчета за аренду, например, введение процентов с товарооборота, – перечисляет нововведения гендиректор «Сити Парк». – Такая система страхует арендаторов в случае низкой выручки и, с другой стороны, страхует арендодателя при стабилизации ситуации и росте продаж». По словам собеседника сайта, такая система применялась и раньше, только многие ретейлеры в пору роста выручки не хотели раскрывать свою коммерческую информацию и платили фиксированную ставку.

«Мы также применяем аналогичную систему работы с нашими арендаторами, – добавляет топ-менеджер «Молнии-Инвеста», – но в меньшей степени, потому что далеко не все готовы раскрывать свои финансы».

При этом общая ситуация с торгово-развлекательными комплексами в Челябинске заметно отличается от соседнего Екатеринбурга, отмечают участники рынка. Так как в столице Урала огромное количество различных ТРК и ТРЦ, то там сильнее, чем у нас, чувствуется нехватка арендаторов. В Челябинске, если арендатор хочет зайти в профессиональный торговый центр, имеющий грамотную концепцию и высокий трафик, может столкнуться с некоторыми трудностями, в частности, с отсутствием значительных уступок в цене аренды, считает Алексей Шестаков. Однако, по мнению директора АКН «E. R. A.», сейчас именно арендаторы находятся в выигрышном положении.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter