19 января среда
СЕЙЧАС -8°С

УФАС предупреждает: реклама не говорит о вреде здоровью!

В челябинской рекламе алкоголя, пива и табака больше всего нарушений. На втором месте находится продвижение лекарств и пищевых добавок. Замыкают тройку рекламные сообщения о финансовых услугах...

Поделиться

Поделиться

" width=

" width=

Поделиться

В челябинской рекламе алкоголя, пива и табака больше всего нарушений. На втором месте находится продвижение лекарств и пищевых добавок. Замыкают тройку рекламные сообщения о финансовых услугах. Об этом заявили вчера специалисты Челябинского УФАС России. Согласно предоставленной ведомством информации, тенденцией этого года стало заметное увеличение заявлений от юридических и физических лиц. Кроме того, экономический кризис стал причиной массового появления рекламы, в которой говорится об «антикризисных» ценах или скидках, которые, скорее всего, являются традиционным сезонным дисконтом, считают в надзорном органе. Эксперты Chel.ru, в свою очередь, отмечают, что работа челябинских антимонопольщиков могла быть более эффективной, если бы в городе функционировал общественный совет, действия которого предотвращали бы появление неэтичной или недобросовестной рекламы. Однако этот совет, несмотря на  предложения, неоднократно поступавшие от ассоциации наружной рекламы, до сих пор не создан, сетуют инициаторы идеи.

Напомним, 29 июля в Челябинске состоялась пресс-конференция начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России Людмилы Галичиной, посвященная итогам контроля за соблюдением рекламного законодательства в первом полугодии 2009 года. Как сообщила г-жа Галичина, за этот период было рассмотрено 95 фактов, указывающих на нарушение закона о рекламе. В результате было возбуждено 39 дел. Кроме того, в первом полугодии было возбуждено 41 дело об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых были наложены штрафы на сумму 508 тысяч рублей. «Большая часть штрафов выплачена, – уточняет представитель антимонопольного ведомства, – другие находятся в процессе».

Больше всего нарушений выявлено в рекламе алкогольной и табачной продукции, а также пива – 32,6%. «Большинство нарушений связано с тем, – поясняет Людмила Галичина, – что в рекламе нет обязательного предупреждения о вреде алкоголя». Кроме того, закон предписывает располагать рекламу такой продукции на расстоянии не ближе ста метров от учебных, культурных, медицинских и иных учреждений, что также не всегда соблюдается.

18,9% нарушений зафиксировано в рекламе лекарственных средств и пищевых добавок. «Часто биологически активные добавки рекламируются как лекарственные средства, – продолжает сотрудник антимонопольного органа, – и не всегда в такой рекламе есть обязательное в этом случае предупреждение о возможных противопоказаниях и о том, что необходима консультация у специалиста».

От общего числа нарушений рекламного законодательства в Челябинске и области 6,3% приходится на рекламу финансовых услуг, в том числе и банковских кредитов. По словам Людмилы Галичиной, часть из них тесно связана с экономическим кризисом. Частым нарушением является неполное указание всех условий получения кредита, займа или вклада, хотя, согласно российскому законодательству, при указании в рекламе одного условия необходимо указать все существенные условия. По словам сотрудника Челябинского УФАС, подобное чаще всего можно наблюдать в наружной рекламе.

Что касается наличия в рекламе понятий «антикризисные цены» и «антикризисные скидки», то, как отметила Людмила Галичина, Управление федеральной антимонопольной службы по Челябинской области не намерено отслеживать степень достоверности этих понятий в отношении рекламируемого объекта. «То, что слово «антикризисный» то и дело упоминается в рекламе, – поясняет специалист, – это реалии нашего времени, и оценивать его достоверность не имеет особого смысла». Однако, по мнению начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС, «скорее всего, за «антикризисные» скидки выдаются сезонные».

По статистке местного антимонопольного ведомства, за первые полгода было выявлено 17,9% недобросовестной, недостоверной или неэтичной рекламы. При этом, отмечает Людмила Галичина, нарушения носят общий характер.

Характерной особенностью этого года, по мнению представителя антимонопольного органа, является увеличившееся количество заявлений от граждан и юридических лиц: к сегодняшнему дню получено 23 таких заявления. «В прошлом году подобного не было», – отметила специалист. Как правило, юридические лица, обращающиеся с заявлениями в Челябинское УФАС, замечают в той или иной рекламе некорректное сравнение. Так, например, рекламный слоган одной из компаний, которую в ведомстве, к сожалению, не назвали, – «Только у нас настоящее цифровое телевидение» – носил, по словам специалиста, очевидно некорректный характер. «Согласно этому слогану, – поясняет Людмила Галичина, – у других фирм, работающих в этой сфере, цифровое телевидение не настоящее, что нужно еще доказать». Интересно, что заявления, поступающие от граждан и юридических лиц, носят достаточно серьезный характер и требуют не менее серьезного расследования.

Председатель Челябинской областной ассоциации наружной рекламы (ЧОАНРИ) Александр Юдин, в свою очередь, выразил желание принимать участие в таких конференциях, так как считает, что «подобная тема требует присутствия оппонирующей стороны». Оценивая приведенную специалистом местного антимонопольного органа статистику, г-н Юдин отметил, что «у Челябинского УФАС не хватает сил и возможностей качественно «мониторить» весь рынок рекламы». Так, по мнению собеседника сайта, специалистам УФАС значительно проще отследить нарушения в наружной рекламе, чем, например, в телевизионной, потому что рекламный щит у всех на виду на протяжении продолжительного времени.

«На улице Елькина сейчас стоит щит с социальной рекламой, – приводит пример председатель ЧОАНРИ, – «Бой пьянству за рулем», а рядом – перечеркнутое изображение водки «Столичная». Как такое возможно: социальная реклама – и тут же алкогольный бренд?!» При этом, отмечает Александр Юдин, в непосредственной близости находится школа.

По мнению председателя ЧОАНРИ, для эффективности работы контролирующего органа и для улучшения ситуации на рынке рекламы Челябинска в целом необходимо создание специальной «профилактической» организации. «Я неоднократно предлагал и Людмиле Николаевне Галичиной, и Анне Алексеевне Козловой (руководитель УФАС по Челябинской области – прим. автора) создать общественный совет по рекламе, – говорит Александр Юдин, – который выполнял бы профилактические функции». Такой совет, по мнению специалиста, помог бы рекламщикам избежать ряд ошибок, предотвратив тем самым появление неэтичной или недобросовестной рекламы. «Мы говорили об этом и с руководителем УФАС России Игорем Артемьевым, – добавил Александр Юдин. – Он сказал, что аналогичный совет уже работает у них, и необходимо создать такой и в Челябинске».

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter