Еще один челябинский бренд – автоматно-механический завод – в скором времени уйдет в прошлое. Сегодня Арбитражный суд Челябинской области признал ЧАМЗ банкротом, досрочно прекратил внешнее управление и ввел конкурсное производство. Кредиторская задолженность предприятия составляет 1 миллиард 248 миллионов рублей, долги по зарплате превышают 19 миллионов, а реальное производство практически прекращено. Оптимисты надеются, что завод еще можно спасти. Пессимисты – а их большинство – уверены, что ЧАМЗ ждет судьба «Калибра», «Молнии» и «Строммашины». Но прежде всего, считают эксперты Chel.ru, свою позицию должны определить федеральные власти: нужно стране челябинское оборонное предприятие или нет.
Напомним, что Челябинский автоматно-механический завод ведет свою историю с 1931 года. Здесь делали корпуса для снарядов и патронов, элементы для систем залпового огня и прочие оборонные изделия. В советские времена ЧАМЗ входил в десятку крупнейших промышленных предприятий Челябинска. На заводе, давшем название целому жилому району, трудилось 9000 человек. Работа кипела в три смены. Однако резкое сокращение государственного оборонного заказа в 90-х годах прошлого века поставило предприятие на грань выживания. В структуре выпускаемой продукции АМЗ военная доля постепенно сокращалась в пользу «гражданского ассортимента»: магнитные пускатели, баллоны высокого давления, цилиндры, газовые и электроплиты (в домах многих челябинцев до сих пор стоят местные «Рябинки»). Однако ход новейшей истории автоматно-механического завода переломить не удалось. До сих пор продолжается эпопея с задержками зарплаты, долгами перед кредиторами и поставщиками топливно-энергетических ресурсов, процедурами банкротства и уголовными делами в отношении руководителей предприятия.
Последняя попытка оздоровить завод была предпринята в 2007 году. Тогда кредиторская задолженность предприятия, на котором трудилось 1500 человек, достигла полутора миллиардов рублей. В результате реструктуризации ФГУП «ЧАМЗ» фактически было разделено на два предприятия:одно должно было работать по заказам тульского ФГУП «ГНПП «Сплав», другое – сотрудничать с московским заводом «Прибор». «Первое предприятие вышло на проектную мощность, здесь работает 1000 человек, есть заказы, люди получают зарплату, – рассказал на заседании областного антикризисного штаба управляющий директор ФГУП «ЧАМЗ» Геннадий Лыков. – А вот второй проект реализовать не удалось. Заказов от Москвы так и нет, завод «Прибор» признан несостоятельным».
В итоге, по словам руководителя ЧАМЗ, сейчас цеха второй челябинской площадки стоят пустыми, копятся долги по зарплате. «Мы вынуждены проводить сокращение персонала», – признается Геннадий Лыков. В то же время он не теряет надежды возобновить выпуск продукции: «Оборудование есть, надо только найти инвестора».
На совещании у губернатора директор также публично обращался за помощью к приставам. Дело в том, что долги по зарплате можно погасить за счет дебиторской задолженности (предприятие выиграло около 30 миллионов рублей в судах) и продажи имущества завода. Руководитель управления федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Альберт Слободчиков напомнил, что его ведомство не занимается продажей недвижимости. В то же время главный судебный пристав области пообещал поддержку московских коллег при взыскании долгов по исполнительным листам.
Тема проблемного завода, похоже, набила оскомину даже губернатору Челябинской области Петру Сумину. «Сколько мы уже с вами говорим про ЧАМЗ?.. Это одна из болевых точек города наряду со «Станкомашем», – заметил глава региона. – Надо бы определиться, что здесь может сделать антикризисный штаб, обратиться за помощью к федеральным властям». Петр Сумин поручил своим заместителям направить, как он выразился, «тревожную, основательную» записку на имя министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко.
Между тем процедура банкротства ЧАМЗ вступила в завершающую стадию. Список кредиторов занимает несколько страниц, среди них – банки, энергетики, газовики, промышленные и муниципальные предприятия. С 22 мая 2008 года арбитражный суд ввел на предприятии внешнее наблюдение, с 22 января 2009 года – внешнее управление сроком на полтора года. 17 июля 2009 года общее собрание кредиторов приняло решение досрочно прекратить процедуру внешнего управления и ввести на предприятии конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Сегодня этот вопрос рассматривал арбитражный суд Челябинской области. «Мы провели анализ финансово-хозяйственной деятельности ЧАМЗ и пришли к выводу о том, что восстановить платежеспособность предприятия невозможно, – сообщил суду внешний управляющий ФГУП «ЧАМЗ» Владимир Коробов. – В течение последних двух лет реальная производственная деятельность практически не велась, отсутствует собственное оборудование и портфель заказов. Кредиторская задолженность предприятия составляет 1 миллиард 248 миллионов рублей. В настоящее время основные активы ЧАМЗ оцениваются в 101 миллион рублей, оборотные – в 90 миллионов. Причем половина из них неликвидна. Фактически сейчас речь идет лишь о сохранении оставшегося имущества и подготовке к отопительному сезону (котельная ЧАМЗ обеспечивает теплом поселок АМЗ – прим. автора)».
По словам Владимира Коробова, в действиях руководителей предприятия (а они неоднократно менялись) усматриваются признаки преднамеренного банкротства. Так, в 2004-2005 годах из активов предприятия выведена вся энергосистема, затем основные цеха (№5 и 10). В 2007-2008 годах без согласования с кредиторами часть имущества продана по остаточной стоимости. В итоге у ЧАМЗа остались лишь котельная, производственные цеха с разрушенной крышей и административно-бытовой корпус. «Я подал более 20 исков по истребованию долгов, а также с целью признания недействительными некоторых сделок, – сообщил Владимир Коробов. – Работа продолжается. Что касается выводов, то их должны сделать соответствующие органы».
Сегодня суд вынес решение о признании ФГУП «Челябинский автоматно-механический завод» несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении его имущества конкурсного производства. Кроме того, от обязанностей внешнего управляющего ЧАМЗ освобожден Владимир Коробов. Одновременно суд утвердил нового конкурсного управляющего (главного распорядителя имуществом предприятия). Им стала представительница некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих «Дело» Ольга Рущицкая.
Что думают о судьбе Челябинского автоматно-механического завода в федеральных ведомствах? Какова реакция Министерства промышленности и торговли РФ на обращения южноуральских властей? С такими вопросами Chel.ru обратился к первому заместителю губернатора Челябинской области по экономике, строительству и инфраструктуре Владимиру Дятлову. «С нашей стороны все сообщения и обращения сделаны. Но окончательного решения пока так и нет, – говорит первый вице-губернатор. – Проблема в том, что мы (правительство области) не являемся ни собственниками этого предприятия, ни, так сказать, главными «интересантами» продукции, выпускаемой ЧАМЗом. Знаете, получается, как в той знаменитой фразе "казнить нельзя помиловать". Где поставить точку? И кто должен это сделать? Мы не имеем права ставить тут точку».
Владимир Дятлов обратил внимание на важный момент: на базе ЧАМЗ существуют два производства, которые являются важнейшими для оборонки и, возможно, не имеют дублеров. Выходит, при банкротстве ЧАМЗа есть риск оставить страну безоружной? «По большому счету государство должно принять решение насчет дальнейшей судьбы завода, – считает заместитель Сумина. – Если оно поставит точку после первого слова, то это одно решение. Если после второго, то пусть даст деньги».
Еще более жестким, но честным мнением поделился наш источник в правительстве области, попросивший не называть своего имени: «Каждый человек имеет право выбора: годами влачить жалкое существование или пойти работать на то предприятие (возможно, после переобучения, на меньшую зарплату или на менее престижную профессию), которое все-таки даст доход его семье. Кто мог, давно ушел с проблемного предприятия. Остались либо патриоты до мозга костей, готовые пойти на дно вместе с тонущим кораблем, либо люди, которые боятся взять на себя ответственность за свою судьбу».
Какова же дальнейшая судьба проблемного завода? «Конкурсное производство обычно подразумевает ликвидацию предприятия как юридического лица, – отмечает исполнительный директор южноуральского филиала НП «Уральская саморегулирующаяся организация арбитражных управляющих» Петр Матушкин. – Однако по стратегическим предприятиям решения принимаются с учетом мнения специальной комиссии при правительстве России. Возможно, найдется инвестор, который при поддержке властей возобновит производство». В то же время эксперт Chel.ru не исключает следующий вариант: все, что связано с оборонкой, уже выведено в отдельное предприятие. Поэтому оставшиеся активы просто распродадут по ликвидационной стоимости, чтобы погасить хотя бы часть долгов перед кредиторами.
«В производственном плане ЧАМЗ уже мало для кого представляет интерес. По моим ощущениям, на завод просто плюнули, – резюмирует Петр Матушкин. – Скорее всего ЧАМЗ ждет судьба «Калибра»: перенос сокращенных мощностей на другое место и перепрофилирование промплощадки». Кстати, таких примеров достаточно много, в том числе и в Челябинске. Кроме инструментального завода «Калибр», можно вспомнить «Строммашину», часовой завод «Молния» и табачную фабрику.
Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ