Бизнес Компьютерные клубы на грани вымирания?

Компьютерные клубы на грани вымирания?

В конце 90-х – начале 2000-х годов популярность компьютерных клубов не знала границ. Но постепенно, с ростом доступности компьютерных технологий, посещаемость клубов год от года снижалась. Нас заинтересовал вопрос, что стало с компьютерными клубами сейчас

В конце 90-х – начале 2000-х годов популярность компьютерных клубов не знала границ. Но постепенно, с ростом доступности компьютерных технологий, посещаемость клубов год от года снижалась. Нас заинтересовал вопрос, что стало с компьютерными клубами сейчас? Продолжают ли они успешно существовать или держатся из последних сил? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы прошлись по некоторым интернет-клубам Челябинска.

Что ни говори, но из экзотики компьютер превратился в привычное устройство, имеющееся сейчас, пожалуй, в каждом доме. С другой стороны, наступает широкополосный домашний Интернет, который с годами также становится все более распространенным и недорогим. Ну а бесплатный Wi-Fi-интернет в местах скопления народа и различных кафе сделал для владельцев современных гаджетов пребывание в интернет-клубах совсем уж бессмысленным.

Неудивительно, что оставшиеся компьютерные клубы в Челябинске можно перечесть по пальцам. В справочнике «2Гис» указано всего 12 таких организаций, на других ресурсах – чуть больше. В любом случае свыше 20 точек в городе вряд ли наберется. Сами представители клубов зачастую не могут назвать больше шести известных им мест.

Многие из действующих клубов существуют уже много лет. Они еще застали то время, когда люди выстраивались в очередь, чтобы хоть сколько-нибудь посидеть в душном компьютерном зале. Но теперь на обилие посетителей в таких заведениях не жалуются. «Мы вообще удивляемся: как клиенты к нам дорогу находят?», – смеется старший системный администратор клуба «Парус» Алексей Савин. В разговоре администратор клуба также вспомнил, как еще четыре года назад по телевизору крутили рекламу «Паруса», увидев которую, он и пришел однажды поиграть сюда.

Сейчас, по оценкам администраторов клуба, в сутки к ним приходит около 200-300 человек. «Большая часть аудитории – это школьники, которые прогуливают занятия в школе, и студенты, – говорит Алексей Савин. – Хотя, конечно, посетители бывают самые разные. Например, приходят часто мужья, которые поссорились дома с женами, и играют здесь по ночам в покер в Интернете. Или приходят, например, те, у кого дома много претендентов на один компьютер».

Постоянным клиентом в клубе какое-то время был один интересный посетитель. Свою квартиру он продал, но новую еще не выбрал. Ночевать ему было негде, поэтому он приходил две недели подряд в «Парус», брал Интернет на всю ночь, немного сидел за компьютером – и засыпал потом рядом на стуле.

Компьютерный клуб «Сова». Среда, 13:00. Занято 12 компьютеров из 30, меньше половины. В утренние часы пустовали все устройства. Времена, когда загруженность была 100-процнтной, руководитель клуба «Сова» Петр Сорокин уже и не помнит. Но абсолютно уверен, что лет пять назад посетителей было значительно больше.

«Нашему клубу 10 лет, он один из старейших в городе. И на сегодняшний день главная цель – выжить, – признается Петр Сорокин. – Прибыль уменьшается с каждым годом, тогда как платы за коммунальные услуги, электричество и различные налоги растут бешеными темпами. Новое повышение налогов планируется уже в июле. Плюс ежегодная инфляция. А я могу поднимать цены только на 4% в год, иначе разбегутся клиенты. Например, в прошлом году за час пользования компьютером у нас была цена 24 рубля. Максимум, что я мог с ней сделать, – это увеличить ее до 25 рублей в этом году. Вот и получается, что с каждым годом ты беднеешь и беднеешь. Компьютерный бизнес уже на износе».

Начавшийся летний сезон – провальное время года для руководителей клубов. Этот факт подтвердили все представители, к которым мы обратились в рамках подготовки материала. «Подростки, основная часть аудитории клуба, перестают прогуливать школу: наступают каникулы. И у них пропадает надобность ходить сюда, – констатирует Алексей Савин. – Кто-то уезжает на отдых или просто отдыхает от компьютерных дел. Люди больше времени проводят на улице. Да и лишних денег летом ни у кого нет».

Петр Сорокин отмечает, что «мертвый» сезон начинается уже в апреле. «В этом году уже с апреля доход снизился на 30%. Но самый неудачный месяц в году впереди – по традиции это июль. Плодотворное время длится чуть больше полугода, с сентября по апрель», – говорит он.

Цены на услуги в большинстве клубов невысокие. Они варьируются от 25-30 рублей за час пользования компьютером без Интернета и до 40-45 рублей с Интернетом. А с полным удобством – наушниками, Интернетом и мощным компьютером – можно посидеть, например в клубе «Парус», за 100 рублей в час. В «Парусе», «Сове», «Аркаде» и некоторых других местах можно также распечатать документы, однако это не является основной деятельностью, которой занимаются компьютерные клубы.

Подобная картина, как в обозначенных нами местах, практически идентична во всех компьютерных клубах города. Все говорят одни и те же грустные слова об износе бизнеса. Посетителей примерно 200-300 человек в день, основная аудитория – школьники и студенты, хотя, конечно, часто приходят люди среднего возраста и, бывает, даже пенсионеры. Цены за услуги невелики, платы за ведение бизнеса высоки.

Пожалуй, единственное место, где не жалуются на свою судьбу, – это государственное предприятие «Почта России». В Челябинске есть два отделения почтовой связи, где предоставляется доступ в Интернет: это интернет-кафе на Ленина, 64 (открыто в 2003 году) и Кирова, 104 (открыто в 2005 году). «Пункты коллективного доступа в Интернет (ПКД) – одно из социальных направлений деятельности «Почты России», – сообщает руководитель отдела по связям с общественностью челябинского филиала ФГУП «Почта России» Ольга Давиденко. – Наши почтовые отделения, где любой желающий может выйти в Интернет, есть даже в сельских районах. Всего в Челябинской области работает 490 ПКД, рассчитанных единовременно на 914 человек. В почтовых пунктах коллективного доступа есть выход в Интернет и в обязательном порядке доступ к порталу государственных и муниципальных услуг. Расценки единые на всей территории региона. В сельской местности, где на базе ПКД предоставляются универсальные услуги связи, оплата идет по мегабайтам: 4 рубля 8 копеек за МБ. Для остальных ПКД, включая те, что расположены в Челябинске, оплата повременная: 45 рублей в час».

По словам Ольги Давиденко, год назад «Почта России» проводила исследование, которое показало, что наполняемость посетителями ПКД меньше за последние годы не стала. До сих пор бывает такое, что новые посетители ждут в очереди, пока освободится компьютер. Действительно ли на деле оказывается так же, как звучит на словах, сказать трудно. Знакомый, который в разгар рабочего дня заходил в пункт «Почты России» на Кировке, свидетельствует, что, кроме него, там не было ни одного клиента. Однако с тем фактом, что отделения связи «Почты России» имеют благоприятное географическое положение в центре города, не поспорить. Хотя даже в таких центральных точках наполняемость зависит от времени года.

Каковы тенденции и перспективы рынка компьютерных клубов? Кто-то из руководителей старается вслух не размышлять о сложном будущем, кто-то считает, что еще некоторое время клубы будут существовать, а кто-то на крайний случай готовит перестройку в своих рядах. «Конечно, компьютеры сейчас – это уже не «Вау!», ажиотажа нет, – рассуждает Алексей Савин. – У каждого дома есть хороший компьютер, Интернет. Все современные игры тоже работают через Интернет, а не только через кабель. Может, некоторое время наполняемость клубов примерно такой же и будет оставаться». Другой администратор клуба «Парус» добавляет: «Да какие тут перспективы! Будем работать с 08:00 до 17:00 и предоставлять Интернет, распечатку документов. Превратимся в копи-центр, да и все». Руководители других клубов схоже оценивают тенденции на рынке компьютерных клубов.

Не унывает лишь «Почта России»: «В ближайшие пять лет отделения «Почты России» на территории Челябинской области не прекратят оказывать услуги предоставления доступа в Интернет. Это социальный проект, поэтому даже в селах, где зачастую содержание ПКД убыточно, закрывать пункты коллективного доступа мы не будем».

Как привлечь внимание посетителей к интернет-клубам? Если устраивать рекламные акции, то это может выйти нецелесообразным решением: большие суммы денег уйдут никуда. А специальные акции по типу «Возьми компьютер на три часа и получи четвертый час в подарок» и так реализуются во многих клубах.

Может быть, клубам надо найти какую-то особую «фишку». Правда, вопрос в том, какую. «Ну а что тут можно нового придумать?», – руководитель клуба «Сова» Петр Сорокин не знает ответа. Принесут ли успех такие попытки изменить течение времени, как создание у клуба мощного веб-портала (сайтов нет почти ни у одного клуба) или проведение соревнований с организацией трансляций, неизвестно. Во всяком случае представители клубов все как один говорят, что «фишек», способных оживить этот вид бизнеса, они не видят.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления