Челябинские предприниматели постоянно сталкиваются с необходимостью согласовывать свои действия с главным управлением архитектуры и градостроительства. Это отнимает у местного бизнеса время и влечет за собой дополнительные траты. Управление федеральной антимонопольной службы по Челябинской области намерено через суд избавить предпринимателей от беготни за подписями, опротестовав некоторые нормативные документы. Об этом сегодня, 19 февраля, заявила заместитель начальника Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина. Эксперты считают, что большая часть норм градостроительной документации морально устарела, а сама система выдачи разрешений требует кардинальной модернизации.
В Челябинске муниципальные акты обязывают предпринимателей получать различные согласования в главном управлении архитектуры и градостроительства (ГУАиГ). Как сообщила сегодня, 19 февраля, на пресс-конференции заместитель начальника Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина, у ведомства возник ряд вопросов к этим нормам. «Например, чтобы получить участок для размещения временного нестационарного объекта, необходимо согласовать эскизный проект с управлением архитектуры. Если срок действия договора истек и надо заключать новый, то вновь необходимо получить согласование в архитектуре. Эти требования содержатся в порядке оформления документов для предоставления земельного участка под временные нестационарные объекты», – рассказала Наталья Сапрыкина.
По ее словам, в ближайшее время антимонопольная служба направит заявление в арбитражный суд с требованием признать пункты данного порядка недействительными. Внимание антимонопольщиков привлек еще один документ – правила производства земляных работ и иных работ, влекущих нарушения благоустройства или естественного ландшафта. Как рассказала заместитель начальника Челябинского УФАС, для того, чтобы вести такие работы, необходимо получить ордер в МУП «ГТИ» (городская техническая инспекция. – Прим. автора). МУП запрашивает пакет документов, в том числе согласование из архитектурного управления, а затем за деньги выдает ордер. При этом в выдаче ордера может быть отказано, хотя порядок отказа не регламентирован, а МУП в данном случае подменяет собой орган власти. Наталья Сапрыкина рассказала, что эти пункты правил уже были опротестованы в Советском районном суде. «Данное судебное решение имеет большое значение для предпринимателей. Например, ранее для того, чтобы провести работы по переводу помещения из жилого в нежилое, требовалось согласование ГУАиГ. В случае, если решение суда вступит в законную силу, то такого разрешения требовать не будут», – пояснила Наталья Сапрыкина. В настоящее время это решение пытается опротестовать Челябинская городская дума.
УФАС нашло и другие нарушения в городских нормативных документах, которые выражаются в создании дискриминационных условий для бизнеса. В управлении архитектуры необходимо получать разрешения на установку рекламных конструкций (при этом основания для отказа нигде не прописаны), согласовывать макеты вывесок. Даже внешний вид ограждений вокруг стройплощадки потребуется завизировать у чиновников.
Эксперты Сhel.ru считают, что количество различных структур, у которых предпринимателям требуется получить разрешения, действительно чрезмерно велико, а в идеале все услуги должны оказываться через Интернет.
По словам генерального директора юридического бюро «Покровъ», представителя ЧРО «Опора России» Татьяны Еремеевой, большинство жалоб от предпринимателей касаются именно прохождения согласований и получения разрешений в различных структурах. «Если сократить количество согласований и изменить их качество, то, конечно, для бизнеса это будет очень хорошо», – соглашается с УФАС Татьяна Еремеева.
Председатель совета директоров АН «Компаньон» Арсен Унанян считает, что точечными мерами ситуацию не изменишь, необходимо полностью переписывать устаревшие нормы и правила. «Необходимо разрабатывать и принимать новые документы, так как большинство нормативов, по которым сейчас идет согласование, не соответствует текущим реалиям. Очень хорошо, что такое ведомство, как УФАС, встает на защиту бизнеса, но нужно понимать, что, даже опротестовав какие-то нормативные акты, в целом проблему не решить», – считает Арсен Унанян.
По закону органы местного самоуправления самостоятельно решают, как им распоряжаться участками, указывает управляющий партнер юридической компании DE FENDO Наталия Кашевская.
«В целом издание нормативных актов, регулирующих процедуру предоставления земельного участка, соответствует требованию п. 1 ст. 34 Земельного кодекса, согласно которому органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Полагаю, что в данной ситуации суд будет исследовать, насколько акты администрации соответствуют принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, установленным Земельным кодексом», – говорит юрист.
В конце концов будет создана система информационных порталов, через которые можно будет получить все необходимые разрешения, прогнозирует председатель экспертной группы Агентства стратегических инициатив в Челябинской области Иван Петриди. «В целом все понимают, что систему нужно совершенствовать и корректировать. Я думаю, что рано или поздно все разрешения можно будет получить через Интернет. На информационном портале будет функционировать интерактивная карта, кликнув по которой, можно будет получить всю информацию о земельном участке и оформить документы на его приобретение или аренду», – рассуждает эксперт.