Сайт 74.ru открывает новую рубрику, посвященную энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Поводом послужили впечатляющие результаты работы, достигнутые Челябинской областью в прошлом году по этим направлениям. Так, наш регион вырвался в лидеры среди субъектов РФ по реализации соответствующих программ. Об этом свидетельствует данные Российско-французского центра по энергоэффективности (РФЦЭЭ), который проводил экспертную оценку 12 регионов России. Наибольшее количество баллов набрали Челябинская, Томская и Новосибирская области. Возглавить рейтинг нашему региону позволил значительный рост финансирования энергоэффективных проектов из областного бюджета: в 2012 году оно было увеличено в 29 раз – с 50 млн до 1 млрд 450 млн рублей.
Власть плюс энергоэффективность всей страны
По данным регионального минстроя, средства были направлены на установку автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов в ряде районов области, создание ситуационного диспетчерского центра, модернизацию узлов учета тепла, установку современных приборов уличного освещения с внедрением автоматизированных систем диспетчерского контроля, замену старых водяных систем отопления с электрическими котлами на инфракрасное пленочное отопление, капитальные ремонты котельных и систем водоотведения, а также проведение обязательных энергетических обследований.
Все это свидетельствует о том, что тема энергосбережения становится одной из приоритетных в современной повестке дня. Главой государства поставлена амбициозная задача по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году, а среди основных направлений модернизации и технологического развития экономики в числе первых пяти названы энергоэффективность и энергосбережение.
Потенциал экономии энергии в России чрезвычайно высок. Доставшаяся нам в наследство высокая энергоемкость ВВП – это отличительная черта советской экономики, энергоемкость которой систематически росла до 70-х годов XX века. Так что известную формулу В. И. Ленина «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» вполне оправдано дополнить еще одним слагаемым – энергоэффективность, но, увы, со знаком минус. Сегодня этот показатель примерно в 2,5 раза превышает среднемировой уровень и в 3-3,5 раза выше, чем в развитых странах.
По данным Центра по эффективному использованию энергии, если за одну ночь все приборы, которые есть в стране, в том числе и пресловутые лампы накаливания, поменять на самое современное эффективное оборудование, то мы получим экономию в размере 420 млн тонн условного топлива или 45% от предкризисного уровня потребления. Другими словами, потенциал экономии энергии составляет 240 млрд кубометров газа, а это огромное количество электроэнергии, значительная экономия практически всех энергоресурсов.
Мы до сих пор эксплуатируем электростанции и котельные, построенные еще в советское время, более 20% жилого фонда построено в те же годы, около 15% парка бытовой техники было произведено, когда вопросам энергоэффективности практически не уделялось внимание. В стране никогда серьезно не занимались повышением энергоэффективности транспорта: московские автомобилисты в пробках ежегодно сжигают топлива как минимум на два миллиарда долларов.
«Что бы съесть, чтобы похудеть»
Только в последние несколько лет Россия планомерно стремится сменить минус на плюс в сфере энергоэффективности. Ответом государства на вызов времени стало принятие в 2009 году Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», или, как часто сокращают его профессионалы, 261-ФЗ. Красной линией, проходящей сквозь весь документ, стала идея «государство, начни с себя». В законе введены прямые требования по повышению энергоэффективности, но наиболее четко они установлены именно для бюджетного сектора, в том числе по обязательному ежегодному снижению не менее чем на три процента в год энерго- и ресурсопотребления для организаций бюджетной сферы.
Инструментом реализации закона стала госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», разработанная Минэнерго России с участием других федеральных органов исполнительной власти.
Закон не только определил необходимые полномочия регионов, но и поставил перед ними задачу по разработке и утверждению региональных программ. Такие программы субъектами были разработаны. Однако до сих пор они вызывают определенные вопросы в связи с низким качеством, слабо продуманными механизмами их реализации, отсутствием системы управления. Сейчас продолжается их доработка.
Создаются региональные центры и агентства по энергоэффективности в целях информирования о последних достижениях в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников. В таких центрах используются интерактивные модели, с помощью которых можно наглядно продемонстрировать энергоэффективность механизма той или иной технологии или устройства.
По данным минстроя Челябинской области, в 2013 году планируется:
– установка общедомовых и индивидуальных приборов учёта в многоквартирных домах и частном жилом фонде до 1 июля 2013 года;
– завершение обязательных энергообследований бюджетных организаций Челябинской области;
– получение 12% экономии топливно-энергетических ресурсов по отношению к 2009 году;
– продолжение работы по привлечению инвесторов для модернизации объектов инженерной инфраструктуры с использованием механизмов энергосервиса.
Но главным вопросом, конечно же, является финансирование энергоэффективных проектов. По этому поводу вспоминается фраза героини одного из отечественных фильмов: «Что бы такого съесть, чтобы похудеть?» Другими словами, встает вопрос, сколько нужно привлечь ресурсов для эффективного «похудания» энергоемкости ВВП?
Итоги реализации 261-ФЗ и госпрограммы в 2011 году показали, что средства федерального бюджета, выделяемые российским регионам, являются серьезным стимулом повышения энергоэффективности. Из семи миллиардов рублей, направленных государством на реализацию программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», 5,2 млрд руб. были впервые предоставлены регионам для решения первоочередных задач в сфере практического энергосбережения. Эти средства стали катализатором реализации энергоэффективных проектов и позволили привлечь на реализацию региональных программ из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников около 47 млрд руб.
В 2012 году на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности выделено 5,721 млрд рублей. Эта сумма была распределена среди 36 регионов России из 70, подавших заявки.
Меры государственной поддержки направляются на организацию и проведение энергоаудитов объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования в сфере ЖКХ и капитального строительства, разработку программного обеспечения, обучение и переподготовку специалистов.
В целом же до 2020 года на софинансирование программ субъектов РФ планируется направить около 60 млрд рублей.