Для чего люди придумали мобильные телефоны? Думаю, ответ вы знаете, хотя при большом желании и можете поспорить. Телефоны придумали, чтобы звонить. И уже в дополнение к этому – отправлять сообщения, выходить в Интернет, делать фотографии, пользоваться приложениями. Тем не менее при покупке мобильного телефона в любом из магазинов техники вам едва ли предложат проверить и протестировать его главную функцию – то, как устройство звонит и звонит ли оно вообще. Причем так происходит везде, и как-то невольно начинаешь думать, что это не какая-то случайность, а глобальный заговор консультантов или самих торговых сетей.
Конечно, вероятность того, что купленный телефон будет заядлым интровертом и не захочет ни с кем выходить на связь, маленькая, но она есть. Если так произойдет, можно воспользоваться гарантией, но это потребует немало времени, а ведь ждать не хочется. Кроме того, имеет немалое значение громкость связи, качество динамиков. В этом выпуске «Тайного покупателя» мы решили пройтись по некоторым челябинским магазинам в поисках смартфона и поставить маленький эксперимент: догадается ли хоть кто-нибудь из консультантов предложить поговорить по мобильному.
Одновременно с этим я оценивал удобство выкладки товара, сервис и посильный труд консультантов, после разговоров с которыми можно легко свалиться в постель с диагнозом «когнитивный диссонанс». Настолько противоречивы и порой ложны выдаваемые ими сведения?
«Связной»
Итак, отправляемся на прогулку. Первая наша точка – салон «Связной» с расширенным ассортиментом на проспекте Ленина, остановка «Детский мир».
Телефоны в привычных стеклянных клетках, пощупать ничего нельзя: смотри да радуйся и уповай на помощь консультанта. Девушка подходит вовремя и на мои весьма расплывчатые запросы «да вот телефон», «любой», «старый сломался», «сенсорный» предлагает посмотреть смартфоны Sony. «Идут почти без брака, никто не возвращает». И буквально в двух предложениях объясняет разницу в платформах: «Здесь Android стоит, это открытая операционная система. В Nokia установлена Windows, закрытая система, с ней сложней работать».
Непросвещенный пользователь вряд ли поймет из этого монолога, чем открытая система отличается от закрытой, но объяснение девушки-консультанта мне понравилось. На этом я не успокоился. «А что такое NFC?» – спрашиваю в надежде услышать очередное гениальное определение. «А, это чтобы метки устанавливать, – мигом отвечает девушка. – Сели вы в машину, например, приложили телефон к метке, и он вас сразу с навигатором соединяет. Или дома можно метки поставить, и телефон будет вам включать Bluetooth и т. д…»
Конечно, услышать про принцип индукции магнитного поля я не ожидал. Но вполне можно было объяснить, что в идеале NFC дает возможность использовать телефон как платежную карту, устройство для чтения этих самых меток и даже как электронные ключи. После же объяснения консультанта у меня сложилось впечатление, что мне надо ходить и все везде метить – в этом якобы суть NFC.
«А вы сами или кто-нибудь из ваших коллег пользовались этим NFC?». «Нет, – отвечает, – у нас из коллектива ни у кого нет Android». Ко мне закрадывается мрачное подозрение: неужели у всех iPhone? Естественно, что ж еще ожидал наивный провинциальный парень. «Ну и ладно, – говорю обиженным тоном, – Мне iPhone не нравится (получайте!)».
«А есть телефоны с поддержкой 4G, это хорошо?». Девушка отвечает, что да, такие устройства есть, но LTE в России нигде нет. Совсем нет. Вот так вот. Так что все новости про функционирование сетей 4G в столицах и крупных городах – байки чистой воды. Не верьте им. И никогда больше не читайте подобный вздор. Слушайте консультантов.
Телефон Sony Xperia P, который мне предложила консультант, осмотрели мы быстро. Модель неплохая, но с очень уж непривычной нижней полоской сенсорных кнопок, которая и смотрится неказисто, и пользователя отпугивает. Не дождавшись проявления смекалки, сам перехожу к делу: «А как проверить, звонит он вообще или нет? А то раньше телефон был, который сломался, там динамики очень тихие». «Сейчас, посмотрю SIM-карту», – говорит девушка и удаляется восвояси.
Через некоторое время симку она находит (насколько я понял, свою собственную, не рабочую) и в телефон успешно вставляет: «Давайте я вам позвоню сейчас?». «Знаете, у меня телефон разряжен, может, бесплатный номер наберем, робота вместе послушаем». Романтика там, все дела.
Звоним по бесплатному номеру справочной, слышно автоответчик хорошо, так что телефон проверку прошел. Салон «Связного», можно считать, тоже. Несмотря на нелепости и ошибки в ответе на некоторые вопросы, девушка-консультант общалась приветливо и весело. Я в свою очередь миссию тоже выполнил: позвонил с покупаемого телефона.
«Евросеть»
Все-таки не дело имитировать покупку смартфона, при этом держа в кармане модель ничуть не хуже, и находить в последний момент спасительный для логики вариант «знаете, он разрядился». Поэтому впредь я решил выбирать смартфон «для папы». С таким планом и надеждой «созвониться» с консультантом я решительно зашел в магазинчик «Евросеть» на улице Доватора.
Формат, как и в «Связном»: рукам негде разгуляться. Чтобы достать с витрины телефон, придется пообщаться с «привратником», то есть консультантом. Вариант не для стеснительных. И не самый удобный для покупателей.
Подошедший консультант проблему выбора «для папы» понял быстро и посоветовал модели LG Optimus (вроде бы L9) и Samsung Galaxy Ace. Надо отдать должное, он не поленился, достал два телефона и сравнил их по яркости дисплея. LG эту дуэль выиграл, поэтому решили остановиться на нем. Как пояснил мой собеседник, возвратов у смартфонов LG тоже почти нет: «Телефоны Nokia больше всего возвращают. Это после того, как все заводы в Европе закрылись и остались только китайские».
Во время разговора замечаю, что бейдж консультанта Сергея гласит, что он вовсе не консультант, а директор этого магазина. Ого, вот так встреча! Надо набраться почтения, отбросить иронию и задавать вопросы более насущные. «Хм, а он из пластика, значит, сделан?», – тыкаю в спинку смартфона LG. «Конечно, – говорит Сергей, – Из металла никто не делает корпус. Вот iPhone только (показывает), но и то у него только бока металлические, а спинка стеклянная».
Сергей, спасибо, вы открыли мне глаза. Значит, та самая алюминиевая модель Xperia P, которую я смотрел в «Связном», была жалкой подделкой. А все остальные когда-либо замеченные мной модели со спинкой из металла – всего лишь обманом зрения. «Так, а разрешение экрана какое?». В ответ протяжное: «Ну-у, не знаю точно, но самое высокое, какое только есть». Хорош ответ, правда, чует мое сердце, HTC Butterfly или Sony Xperia Z удивятся таким новостям.
Зато объяснение Сергея про NFC за счет замены слова «метки» на «наклейки» стало звучать гораздо цивильней. «NFC – это надо наклейки прикреплять. Сели вы в машину, например (так, где-то я уже это слышал), поднесли телефон к наклейке – и он вам включил навигатор там или еще что. Домой можете прийти, поднести к наклейке, и он будильник вам включит», – Сергей достал пачку наклеек за 490 рублей с полки и наглядно объяснил принцип тотального обклеивания окружающего пространства, чем привлек внимание покупателей, стоящих в очереди. «Ого, почем эти наклейки?», – подходит к нам мужчина. «Это нужно телефон от 20 тысяч, чтобы ими пользоваться», – скептически поглядывает на клиента Сергей. «Так у меня вот этот», – мужчина показывает на витрине на Galaxy S 3 и с победным видом забирает себе наклейки.
Модель LG Optimus мы с Сергеем рассмотрели достаточно подробно: и камера там неплохая, и сообщения отправляет, в Интернет выходит, рабочие столы настраивает. Только вот как звонит телефон, мне никто не показал: пришлось спрашивать самому: «А, ну это надо симку вставлять, – секундное раздумье. – Сейчас я вставлю, вы попробуете позвонить».
Набираю свой номер, беру LG, отдаю родимую Nokia Сергею и прошу отойти в другой конец салона, чтобы мы могли переговорить по душам. «Алло, добрый день, я вас отлично слышу, – как в трубке, так и наяву раздается голос Сергея. – Покупатели с интересом смотрят на наш маленький спектакль. – Сегодня прекрасная погода, на улице тепло». После еще нескольких фраз проверка заканчивается: нам дали возможность позвонить и проверить телефон. Спасибо директору магазина Сергею за интересное общение.
Следующий пункт нашего путешествия – магазин MediaMarkt в ТРК «Куба».
MediaMarkt
Полки MediaMarkt'а – настоящий Алькатрас для мобильных телефонов. Сбежать невозможно. Телефоны здесь лежат в свободном доступе, так что все можно потрогать, но из-за кучи проводов, которыми перевязан каждый аппарат, сильно страдает удобство тестирования. Увидев эти закованные телефоны, я для себя сразу отсек реальную возможность проверить телефон, позвонив с него. Очень долго и неудобно получится.
Пробиться на прием к консультанту было невозможно. Телефонов достаточно много, а он один. Принимает длинную очередь клиентов, покупки оформляет и т.д. В ожидании я перещупал все телефоны, которые там лежали. Больше половины разряжены, на многих дата в календаре 2 февраля 1970 года. Все без SIM-карт. Ощупываю HTC, захожу в раздел «Советы»: написано «вставьте SD». Да если б только мог, я б спас вас всех, бедолаги.
Наконец, когда я уже собрался было уходить, потоптавшись на месте минут 20, он снизошел: «Уф, знаете, в будни столько народу». Говорю, мол, странно, вроде середина рабочего дня. И тем не менее, если вы хотите пойти в будни выбирать себе телефон в MediaMarkt, лучше воздержитесь.
Весьма интересно проследить за предпочтениями консультантов в разных магазинах. Здешний, Александр, порекомендовал мне остановиться на выборе для папы смартфона HTC: One V или Desire X. «Вроде плохая батарея в них, нет?» «Ну, если он у вас будет просто лежать, то дня на 3-4 хватит». Ну да, я его чисто для «полежать» беру, оригинально. «Вот, смотрите, из железа сделаны», – показывает консультанта телефоны. «Правда? – пытаюсь искренне удивиться. – Мне недавно говорили, что сейчас не делают корпусов железных, только пластик». «Да нет же, посмотрите, металл настоящий». Чувствую признаки наступающего когнитивного диссонанса. Да и потом, металл металлом, но не железо же!
Про 4G Александр оказался в курсе: в Челябинске его нет и не скоро будет. По его словам, в Сочи начинали тестировать, а больше и нигде вроде. «А NFC что такое?» «Это чтобы телефон метки читал, – начинает Александр. – Вот смотрите: сели вы в машину, например…» Да вы что, все один пример выучили? Уже не смешно, ребята.
Правда, потом консультант раскрылся и рассказал некоторые интересные детали (и наконец-то актуальные). «Можно будет платежи совершать так: дотронулся телефоном – расплатился, – добавляет Александр. – Говорят, сейчас в одном кафе в Челябинске вводят такое».
Как я и предполагал, мои худшие опасения подтвердились. «Симок рабочих у нас нет, позвонить не получится». «А как я могу тогда убедиться, что телефон звонит вообще?», – спрашиваю у Александра. «Если будет плохо звонить, можете обменять потом». Ну уж спасибо, как-то меня не привлекает такой вариант. «А со своей SIM-карты можно прийти проверить?». В ответ слышу, что вот, если буду его покупать, то специально для меня все эти провода открутят и дадут прослушать телефон. Да уж, сервис на европейском уровне, что и говорить.
В заключение Александр дал актуальный совет на все случаи жизни: «Читайте отзывы в Интернете, там все написано». И поделился одним из недостатков Sony Xperia P, который он прочитал в Интернете: «Смотрите, как легко убирается нижняя крышка. Потом она разбалтывается и часто выпадает».
В целом же работу консультанта можно оценить как удовлетворительную. Несмотря на то, что он не смог мне переключить клавиатуру в режим набора а-ля кнопочный телефон (хотя обещал) и не ответил на несколько маленьких вопросов, в остальном держался неплохо. Например, сходу правильно назвал разрешение HTC Desire X: 800 на 480. И поделился соображениями о ядрах процессора. «Делают и 4-, и 8-ядерные процессоры, – говорит Александр. – Правда, я не понимаю, зачем 8 ядер нужно – ведь все равно работать одновременно могут только 4. Это так, скорее, для тех, кто за модой гонится, за новинками».
DNS
Закончить свой эксперимент я решил в магазине DNS на Кировке. Выбор телефонов там невелик, и все устройства находятся за стеклом. Походив немного вокруг полок, я встретил консультанта Никиту. Вид его сразу будто говорил: я ценю и свое время, и ваше немножко. На все вопросы по выбору телефона для папы Никита отвечал коротко, но по делу.
«HTC не берите: батарея мертвая. День продержится, и все». Да ладно, думаю, а как же 3-4 дня, обещанные в MediaMarkte? «В LG вы переплачиваете за бренд, в Samsung’ах тоже, – деловито объясняет Никита и свои неожиданным ответом повергает меня в шок. – Берите Huawei!». Вначале я чуть не поперхнулся от неожиданности, но потом понял, что это вполне серьезный совет. «У меня такой телефон, модель P1, хорошо работает, не жалуюсь. И папе такой купил, – говорит Никита. – Постоянно на нем слушаю аудиокниги, хватает дня на три всегда».
Дисплей Super Amoled, яркость отличная. А громкость как? «Вот, смотрите, – вначале Никита включает музыку. Потом бросает другому консультанту: позвони мне на телефон». У другого консультанта тоже, оказывается, Huawei. В общем, все хорошо у телефонов Huawei. Правда, один маленький недостаток. Вот пришел ты, работник DNS, в «Связной» и говоришь: «Ребята, какие у вас телефоны? iPhone? А, понятно, у меня Huawei».
«А можно послушать, какая громкость у динамиков, как Huawei звонит?». «Ну…», – Никита задумывается, явно неохота деловому человеку тратить на это время. Потом наконец соглашается. Я беру у него телефон, принимаю звонок консультанта с другого конца зала, говорим у погоде. Все хорошо, миссия выполнена: «Так что думайте, хорошая модель».
«А можно еще LG посмотреть, какой там звук?». В ответ получаю отказ: не получится, рабочих симок в этом магазине тоже нет, только свои». Так что если вы зашли в DNS и решили попробовать, как звонит телефон, пожалуй, единственный ваш шанс заключается в том, чтобы купить телефон такой же, как у консультанта магазина.
Напоследок для очистки совести завожу разговор об NFC (говорю: «НФЦ»). «Что?» – гримаса удивления и непонимания пробегает по лицу консультанта. «Ну вот, смотрите, я покажу» – тыкаю в наклейку на Galaxy S 3. «А, это… Это слежение за человеком. Ну, так, в общем». Ответ, конечно, невпопад и совершенно не к месту, но я уже был рад и тем, что он не стал приводить пример с машиной.
Под конец, когда я поблагодарил Никиту за то, что он открыл мне сегодня чудесный мир смартфона Huawei, он выдал мне последний, решающий плюс выбора этого телефона для папы. «Даже если он разрядится, будильник все равно прозвенит. У других телефонов такого нет». Кажется, решено, беру Huawei. Плюсов куча.
На этом наша прогулка по челябинским магазинам в поисках смартфонов, с которых можно позвонить прямо при покупке, закончилась. В очередной раз мы насладились общением с консультантами и послушали их интересные и разнообразные советы по выбору телефонов: Sony, LG, HTC, Huawei. Ну а в целом результаты эксперимента оказались неутешительны. Никто из консультантов не предложил проверить главную функцию телефона. Позвонить с покупаемого смартфона нам удалось в трех магазинах из четырех. Но в одном из них это произошло прямо с телефона консультанта. А в двух других, не исключено, мы звонили с личных SIM-карт сотрудников, а не с рабочих. Так что на деле проверить основную функцию телефона при покупке оказывается непростым делом.