Депутаты Заксобрания Челябинской области подготовили три поправки в федеральный закон «О рекламе» и КоАП РФ, направленные на устранение коррупционной составляющей обновленного в мае закона «О рекламе». Вчера, 19 июня, их обсуждали на заседании комитета ЗСО по экономической политике и предпринимательству. Речь идет о введении временных рамок при выдаче или отказе в разрешении на установку рекламных конструкций, предупредительной санкции за нарушение и выделении в отдельную категорию рекламу на входных группах. Эксперты рекламного рынка Челябинска считают, что любые меры по смягчению правил игры на рекламном рынке облегчат работу в этом сегменте бизнеса, а излишнее ужесточение напротив может дать противоположный эффект. Вместе с тем они указали, что в целом закон «О рекламе» застопорил развитие рекламного рынка.
Вчера, 19 июня, на заседании комитета ЗСО по экономической политике и предпринимательству депутат ЗСО, председатель совета ЧРОР «Деловая Россия» Константин Захаров представил проект постановления ЗСО «О внесении изменений в статью 19 ФЗ «О рекламе» и статью 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Как пояснил Константин Захаров, проект направлен на устранение коррупционной составляющей федерального закона «О рекламе», последние изменения к которому недавно вступили в силу. После утверждения поправок на заседании депутатов в ЗСО 28 июня, они будут вынесены в порядке законодательной инициативы в Госдуму РФ.
Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу 8 мая 2013 года. Предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, теперь утверждают регионы (минимум пять лет, максимум 10 лет). Разрешение требуется не только на установку, но и на эксплуатацию рекламной конструкции. С полным перечнем изменений ФЗ «О рекламе» можно ознакомиться здесь.
«Поправки к федеральному закону «О рекламе», вступившие в действие с 8 мая текущего года, на взгляд большого количества предпринимателей несут в себе значительную коррупционную составляющую, – рассказал Константин Захаров. – В частности, эти поправки наделяют органы местного самоуправления и субъектов федерации полномочиями резко увеличить штрафы за нарушение закона «О рекламе». Суммы штрафов за установку и эксплуатацию рекламных конструкций без соответствующего разрешения выросли до 500 тысяч – одного миллиона рублей. А для многих субъектов малого бизнеса такой штраф может быть равносилен разорению, уничтожению бизнеса. При этом штрафовать предпринимателей, нарушивших положения закона, разрешается без уведомления».
По словам господина Захарова, закон «О рекламе», прежде всего, направлен на порядок в рекламном бизнесе, устранение нарушений при установке рекламных конструкций, защиту прав третьих лиц. «Именно для сохранения духа этого закона и одновременно для устранения его коррупционности мы предлагаем три поправки», – уточнил он.
Первая поправка заключается во введении альтернативной санкции в виде предупреждения о необходимости устранить нарушение в установке и эксплуатации рекламной конструкции. «Это даст возможность предприятиям и организациям, впервые замеченным в нарушении, устранить его без печальных последствий для бизнеса, – поясняет Константин Захаров. – Серьезные же санкции применять следует в случае, если нарушение не устранено после получения уведомления».
Вторая поправка предлагает ограничить чиновникам срок мотивированного отказа или согласия на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 20 днями. «Бизнес – это динамика. И если чиновник будет иметь возможность до бесконечности тянуть с ответом, то бизнес будет парализован, – уверен Константин Захаров. – И еще: если в течение 20 дней чиновник не даст ни мотивированного отказа, ни разрешения, то предлагаем автоматически считать рекламную конструкцию разрешенной. Эта поправка позволит значительно сократить коррупционную составляющую».
В-третьих, депутаты считают нужным выделить в отдельную категорию входные группы, то есть места, где предприятия и организации вывешивают на стену таблички с обозначением компании. «Важно, чтобы такая информирующая табличка не относилась к понятию рекламной конструкции, – поясняет господин Захаров. – Считаю глупой необходимость представителям предприятий бегать к чиновникам, согласовывая свое право повесить рядом с дверью табличку. Сейчас же информирующая о названии фирмы табличка, находящаяся внутри помещения, формально нарушает закон «О рекламе».
Изменения также затронули КоАП РФ и закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Так, увеличен размер штрафа за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции в отношении юрлиц. Он теперь составляет от 500 тысяч до одного млн рублей (ранее – от 50 тысяч до 80 тысяч рублей).
Представители рекламного рынка Челябинска заявили, что они против любых мер, ужесточающих правила игры на рекламном рынке, поскольку они не только усложняют работу в этом сегменте бизнеса, но и могут дать противоположный эффект. А потому приветствуют инициативу ЗСО.
«На рекламном рынке работают компании малого и среднего бизнеса, по которым увеличение количества согласований и рост всевозможных ограничений бьют достаточно больно, – комментирует директор ГК «Элефант» Михаил Смирнов. – Все карательные меры и ужесточение штрафов не только нецелесообразны, они могут дать обратный эффект. Рекламные компании могут начать приспосабливаться, ставить рекламу без согласования – и пусть потом контролирующие органы ищут, кто и зачем поставил, тратя на это кучу времени, сил и энергии. За 15 лет в Челябинске сложился пул профессиональных рекламных агентств, в которых работает более полутора тысяч человек. Один рубль, вложенный в рекламу, приносит 18-19 рублей в бюджеты всех уровней. В общем рекламный рынок – это индустрия, которая приносит деньги, но при этом на нее идет серьезное давление. И мы очень благодарны нашим законодателям за любые попытки смягчить ужесточения закона».
По мнению игроков рекламного рынка, сегодня словосочетание «упорядочение рекламы» для Челябинска неактуально.
«За последние лет пять-шесть создан механизм, который позволяет нам четко сказать: сейчас несогласованную рекламу в городе можно по пальцам пересчитать, – рассказывает Михаил Смирнов. – При этом нас продолжают пугать жесткими мерами... Государство сделало многое, чтобы прекратить развитие рекламного рынка законными методами, и при этом вводит дополнительные ограничения, чтобы незаконно его тоже не развивали. Вот и получается, что в последний год рекламный рынок будто застыл».
По словам респондентов сайта, сейчас получить разрешение на установку рекламных конструкций вообще невозможно. И дело даже не в волоките.
«Введенная система аукционов на аренду рекламных конструкций, по сути, – узаконенный рейдерский захват, – поясняет Михаил Смирнов. – Созданные нами за 15 лет рекламные сети мы должны выкупать, новые при этом ставить невозможно. Сейчас максимум, что разрешается – вывеску повесить, согласовав ее в определенном количестве инстанций. Уже год рынок находится в состоянии полной неопределенности: правила аукционов не оговорены, федеральные игроки выходят на региональный рынок, предлагая бешеные цены на аукционах, аукционы практически не проводятся, прежние документы не пролонгируются, а новые не принимаются, когда можно будет поставить новые объекты наружной рекламы – не понятно... Получается, что на федеральном уровне вводятся дополнительные ограничения на уже неработающий закон».
Вместе с тем не все эксперты сайта поддержали законодательную инициативу депутатов, предлагая в принципе изменить структуру выдачи разрешений на установку рекламных конструкций. К примеру, председатель Челябинской ассоциации наружной рекламы и информации (ЧОАНРИ) Александр Юдин оценил ее, как «неудачный маневр ЗСО». «Не знаю, кто вносил поправки, наверное, тот, кто в них сильно заинтересован, – высказался он. – Антикоррупционная схема в законе «О рекламе» уже присутствует. Гораздо правильнее и эффективнее будет изменить структуру выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, отказавшись от услуг управления архитектуры и ГИБДД, которым не свойственны функции согласования рекламных конструкций, и работать в соответствии с законом. Ведь, если управление по рекламе нормально работает, то всё согласование рекламных конструкций длится максимум две недели».
При этом если, к примеру, управлению архитектуры важно сохранить облик города, то оно могло бы откомандировывать своего специалиста раз в неделю в управление по рекламе. Он бы и резюмировал, соответствует рекламная конструкция облику города или нет. Это бы значительно сократило время получения разрешений, уточнил господин Юдин.
«В целом муниципалитету нужно работать в соответствии с федеральным законом, и этого будет достаточно, – уверен Александр Юдин. – Тогда не придется выдумывать какие-то новые правила и изменять существующий закон, в котором, на мой взгляд, все четко, ясно и понятно изложено. А если не нравятся на порядок выросшие штрафы, то логика проста: не нарушай – не будет и штрафов».