Несколько челябинских салонов настольных игр отказались от франшизы федеральной сети «МосИгра», сменив торговую марку на «ЗнаемИграем». Ключевым поводом для расторжения контракта стала невыгодная для франчайзи политика москвичей в отношении ассортимента. Эксперты Chel.ru считают, что федеральный оператор перегнул палку, но в этой ситуации проигравшим себя никто не считает. Франчайзер уверен, что найдет в Челябинске другого партнера, а местные компании получат независимость и шанс проверить новый бренд на устойчивость.
Франшизу «МосИгры» челябинцы получили два года назад, под этим брендом в областном центре работали три салона настольных игр. Решение сменить торговую марку руководство сети объясняет невыгодной политикой московской компании в отношении ассортимента – федеральный оператор продвигал продукцию собственного производства и не давал возможности расширять ассортимент. «Самостоятельно закупать игры конкурирующих компаний мы не можем, франшиза диктует свои правила, – объяснила управляющая сети в Челябинске Дарья Переломова. – При этом у франчайзера есть свое производство, поэтому им, конечно, выгоднее продавать свою продукцию. Это хорошие игры, и они всегда в наличии, но их мало. И если мы заказываем какие-то другие, то нам говорят, что таких нет на складе. Это стало повторяться все чаще и чаще, поэтому мы и решили отказаться».
Судя по всему, в московском офисе «МосИгры» к уходу челябинских партнеров относятся спокойно. «Наш бывший франчайзи решил, что не готов исполнять обязательства по договору, и отправился в свободное плавание, – сказал директор по маркетингу «МосИгры» Сергей Абдульманов. – Такое иногда случается, как правило, с предсказуемой концовкой. В Челябинске в любом случае будет наш бренд – надеемся, что еще лучше, чем прежде».
По мнению управляющего консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольги Поповой, компания-франчайзер вполне могла предотвратить «измену», если бы была более гибкой в отношениях со своими партнерами и прислушивалась к тому, что хотят клиенты на местах. «МосИгра» слишком перегнула палку, – считает она. – Безусловно, это их прерогатива навязывать франчайзи правила игры, но во всем нужно знать меру. Если условия договора становятся невыгодными, любой нормальный предприниматель, которому дорого свое имя и отношения с клиентами, такой договор расторгнет».
В этом году от бренда «МосИгра» отказались франчайзи из Волгограда, Воронежа и Красноярска, фирмы продолжают работать под ТМ «ЗнаемИграем» как самостоятельные бизнес-единицы. По словам Переломовой, все магазины сети работают напрямую с поставщиками и могут привезти любую игру на заказ. «И мы все на равных, нет какого-то главного города, который навязывал бы нам свои условия», – отмечает она.
Директор сети «Маркер Игрушка» Олег Витковский называет этот исход велением времени. «На московском рынке игрушек жесточайший кризис, от уровня прошлого года обороты упали на 15-20 процентов, – говорит он. – И крупные сети зачастую просто не в состоянии обеспечивать партнеров необходимым количеством товара. Думаю, раз уж Москва не сопротивляется этой тенденции, значит, не очень-то они и заинтересованы в сотрудничестве. Может, вздохнули с облегчением».
При этом, как считает Витковский, челябинцы отказались от «Мосигры» скорее с той целью, чтобы избавиться от расходов по оплате франшизы. «Оплаты франшизы как таковой не было, была обязанность покупать товар у Москвы, – отметила г-жа Переломова. – А роялти должны были ввести с этого года, и эти деньги компания планировала вкладывать в рекламу на федеральном уровне. Нам это тоже показалось не очень выгодным». Между тем на сайте «МосИгры» опубликованы условия открытия франшизы: паушальный взнос – 80 тысяч рублей, вложения – от 600 тысяч рублей, срок окупаемости – до 12 месяцев.
Ольга Попова рекомендует всем франчайзи «МосИгры» внимательно прочитать договоры, особенно раздел, касающийся порядка расторжения договора, а также положения (если такие есть) о ведении франчайзи аналогичной деятельности на территории действия договора. «Если договоры до сих пор не расторгнуты и в них предусмотрены ограничения на ведение аналогичной деятельности, то не исключено, что «МосИгра» обратится с иском в суд и потребует компенсации своих убытков, – предостерегает эксперт. – Поэтому франчайзи нужно уже сейчас позаботиться о защите своих интересов – в частности, в письменном виде предъявить претензии «МосИгре» и потребовать расторжения договора».