У каждого руководителя свой характер, свое мировоззрение и собственный стиль руководства. Там, где один осторожничает, другой идет ва-банк. Или один всегда опирается на логику, другой больше доверяет интуиции. Все это влияет на экономическую политику предприятия и результаты бизнеса. О том, как развивается сегодня производство, мы беседуем с президентом Объединения «СоюзПищепром» Александром Берестовым.
– Александр Павлович, расскажите, как принимали решение уходить в «пищевку»?
– В годы перестройки все прежние механизмы планирования и управления были сломаны. Каждое предприятие выживало как могло. Времени на какие-то сложные маневры не было, на ходу подстраивались под рыночные условия. Тогда мы работали по простой формуле «спрос рождает предложение». Появился спрос на кукурузные палочки, мы их стали выпускать. Возможно, кому-то такое производство казалось несерьезным, но именно благодаря кукурузным палочкам мы вскоре смогли оплатить первую макаронную линию Buhler.
– А кроме «спрос рождает предложение» есть другие формулы?
Объединение «Союзпищепром» создано в 1998 году. В его составе крупнейшие предприятия Южного Урала: КХП им. Григоровича, отмечающее в ноябре 2013 года свое 115-летие, Варненский КХП, агрохолдинг «Чебаркульская птица», агрофирма «Павловское».
– Эта формула работала, работает и будет работать. В течение пяти-восьми лет в стране сформировался тренд – спрос на продукты высокой степени готовности. Особенно среди молодых, динамичных людей. Они не хотят тратить время на кухню. Им нужны продукты, которые можно приготовить за 5-10 минут. И в то же время эти продукты должны быть качественными и полезными. Мы уловили этот тренд и предложили новую продуктовую линейку – гарниры, готовые завтраки – еще до того, как появился устойчивый спрос. Теперь постепенно наращиваем объемы.
Есть и новая формула, по которой сейчас работаем. Можно говорить, что мы формируем спрос на функциональное питание. Наши кукурузные хлопья с добавлением гречки, отрубей, гороха, топинамбура из этой серии. Мы опережаем спрос и предлагаем то, чего на рынке еще не было – натуральный продукт с дополнительными качествами, которые позволяют поддерживать здоровье и хорошо выглядеть.
– Новый продукт – это всегда расходы на создание, продвижение... Не проще ли выпускать традиционные хлопья, пока есть спрос?
– Большинство производителей так и делают. Но я технолог и по образованию, и по призванию. Мне нравится творческий процесс, он захватывает и дает результаты – сейчас в объедиенном ассортименте «СоюзПищепрома» более 1500 наименований. Это делает экономическую политику объединения сбалансированной.
– А как находите идеи?
– Во-первых, есть мировой опыт, во-вторых, разработки российских ученых. Наша задача – найти их и довести до этапа промышленного производства. Под эту задачу у нас заточены все: и технологи, и лаборанты, и маркетологи. Над каждым продуктом работают десятки человек. Любой сотрудник может прийти со своим предложением, и каждое будет рассмотрено.
– Говорят, вы заставляете производителей оборудования переделывать технологические линии. Это правда?
Александр Берестов начинал мастером на Челябинском комбинате хлебопродуктов №1, был начальником цеха, заместителем главного инженера. В 1987 году трудовой коллектив Комбината хлебопродуктов №2 (сегодня КХП им. Григоровича) избрал его директором. Предприятие находилось в кризисе, и с молодым директором все связывали большие надежды. Под руководством Берестова предприятие по производству муки и комбикормов превратилось в современный перерабатывающий комплекс, головную компанию известного в России Объединения «Союзпищепром».
– Мы просим производителей оборудования дорабатывать его под наши требования. Это нормальная практика. Недавно наши специалисты ездили в Германию, выбирали оборудование для производства слоеного теста и полуфабрикатов из него. Понравилось предложение компании Fritsch. Наши специалисты провели в испытательном центре целый день, работали на этом оборудовании, пробовали то, что произвели. После испытаний попросили предусмотреть возможность регулировки ассортимента продукции от теста в рулонах и пластах до штруделей, круассанов, пирожков, чтобы мы могли гибко реагировать на запросы рынка. Мы придерживаемся такого принципа. И еще – по предложению наших технологов немецкие конструкторы дополнили ассортимент одним изделием, аналогов которому пока нет ни в России, ни в Европе. В апреле 2014 года мы вас удивим.
– Александр Павлович, в Объединение «СоюзПищепром» входят несколько предприятий. Какова логика их развития?
– С точки зрения получения прибыли все предприятия самодостаточны и равноправны. Более того, мы приучаем их к самостоятельности. Иначе появляется иждивенчество. Если говорить о крупных инвестиционных проектах, то, конечно, поодиночке реализовать их невозможно, поэтому у нас общая инвестиционная политика. Все помогают друг другу. Так, в этом году мы реализовали два крупных проекта – запустили новый гречезавод на Варненском КХП и новую макаронную линию на КХП им. Григоровича.
А вообще логику развития диктует рынок. Приведу свежий пример: в августе, сентябре, октябре случилось то, чего я давно ждал. Продажи фасованной муки впервые превысили продажи муки в мешках. Это говорит о том, что люди перестают делать запасы. Можно сказать, исторический момент.
– И как вы на это отреагировали?
– Мы купили итальянское оборудование для фасовки муки на Варненскую мельницу и увеличиваем запасы зерна, чтобы мука всегда была в продаже в пакетах по один-два килограмма.
– Какова стратегия развития Объединения «СоюзПищепром» в долгосрочной перспективе, например до 2020–2030 годов?
– Считаю, что в современных условиях нужно иметь четкий план на два-три года. Если больше пяти лет – это уже фантазии. А я реалист.
Фото: Фото предоставлено Объединением «СоюзПищепром»