Один из крупных российских банков, входящих во вторую сотню по размеру активов, – «Мой банк» – прекратил прием средств во вклады от населения. Как поясняют в банке, это связано с «технической ошибкой». Между тем это может быть тревожным сигналом о серьезных проблемах в банке – как сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник в регуляторе, в капитале банка образовалась нехватка свыше восьми миллиардов рублей. Эксперты не исключают худшего варианта развития событий – скорого отзыва лицензии.
О том, что «Мой банк» перестал открывать новые вклады, стало известно накануне вечером. Однако позже выяснилось, что кредитная организация приняла такое решение еще неделю назад. В телефонном разговоре с корреспондентом ChelFin.ru сотрудник челябинского отделения банка заверил, что запрет на открытие новых вкладов связан с «технической неполадкой» и в пятницу кредитная организация может возобновить прием депозитов. Однако в пятницу в телефонном разговоре с корреспондентом сайта сотрудники банка действующий запрет объяснили иначе, связав это с небывалым наплывом желающих открыть депозиты. «Дело в том, что план по новым вкладам мы перевыполнили, в связи с этим в банке сейчас действует запрет на открытие новых депозитов. До какого числа будет действовать запрет, не знаю», – сообщил сотрудник отделения. Управляющий челябинским филиалом банка «Мой банк» Денис Рогожин воздержался от комментариев.
В декабре бывший сенатор Глеб Фетисов избавился от кредитной организации, продав «Мой банк» ряду физических лиц, представляющих интересы российских и западных инвесторов.
Между тем, по информации федеральных СМИ, причина случившегося на самом деле кроется в моратории Центробанка, который ввел запрет на прием новых вкладов.
Как поясняет старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Сергей Алин, Центробанк может принять такое решение, если посчитает, что финансовое положение банка несет угрозу интересам вкладчиков и кредиторов или же он слишком резко увеличивает объем своих обязательств. «Банк, например, может долгое время быть «тише воды, ниже травы», а потом резко увеличить депозитную активность, – поясняет он. – Мораторий на прием вкладов – это своего рода прививка от перегрева, тайм-аут для всех сторон: Банк России может начать проверки, а руководство банка задумается над проводимой политикой». По мнению эксперта, отрадно уже и то, что банк не обезглавили резко, как это часто бывает в последнее время. «Надежда на благоприятный исход имеется. Часто, когда истории носят откровенный противозаконный характер, решения об отзыве принимаются внезапно, – отмечает он. – А в данном случае этого не происходит, что и вселяет надежду. Во всяком случае есть диалог между руководством банка и регулятором».
Один из руководителей челябинских банков на условиях анонимности пояснил: запрет на открытие новых вкладов регулятор принимает в тех случаях, когда кредитная организация не соблюдает нормативы, чаще всего – по уровню достаточности капитала. «По сути это означает, что сложилась тупиковая ситуация, и сейчас банку дают последний шанс реабилитироваться, провести санацию самостоятельно. Есть два выхода из ситуации: либо отзыв лицензии, либо банк будет кому-то продан и вернется на рынок под другим названием», – резюмирует эксперт сайта.
«В декабре прошлого года в банке существенно изменилась структура акционерного капитала, и планировалась докапитализация примерно на 0,5 млрд рублей, – вспоминает аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. – Какой-либо информации по данному поводу нет, так что можно предположить, что повышение размера собственного капитала «Моего банка» не произошло. С начала прошлого года объем активов кредитной организации неуклонно снижался: если в начале года их было около 30 млрд рублей, то к декабрю их объем сократился до 23 млрд рублей. Собственный капитал также сократился примерно на 10%».
По мнению аналитика, ограничение по выдаче наличных в целом является важным индикатором сложной ситуации с ликвидностью в банке, а запрет по открытию вкладов говорит о том, у ЦБ РФ есть претензии к деятельности «Моего банка». «Однако отзыв лицензии является не самым лучшим вариантом развития событий, логичнее было бы санировать кредитную организацию», – уверен Антон Сороко.
«Мой Банк» – финансово-инвестиционная группа.
В группу входят «Мой Банк» (ООО), «Мой Банк. Ипотека». Активы – 31 млрд руб., капитал – 2,5 млрд руб. Группа имеет отделения в 19 городах России.
В рейтинге «Интерфакс-ЦЭА» крупнейших российских банков по размеру активов на 1 ноября 2013 г. ООО «Мой Банк» занимает 164 место.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на источник в надзорном ведомстве, судьбу кредитной организации Центробанк будет решать сегодня. Источник подчеркивает, что у «Моего банка» «самая тяжелая ситуация из всех, что мы наблюдаем с осени». В частности, проблемы с ликвидностью, дефицит капитала, который может достигать 8-10 млрд рублей, отсутствие залогов по значительной части кредитного портфеля, перечисляет собеседник издания. Известно, что кредитно-финансовая организация уже направила в Центробанк план санации. В спасении банка сейчас особенно заинтересованы его знаменитые и влиятельные вкладчики, среди которых – кинорежиссер Никита Михалков, хранивший в банке личные средства – около 200 млн рублей, и еще 100 млн держали на счетах в «Моем банке» подконтрольные ему структуры.
Стоить отметить, что в кредитной организации до сих пор действует ограничение на снятие наличных. Как уже сообщал сайт ранее, в декабре прошлого года «Мой банк» ввел лимит на снятие наличных – до 20 тысяч рублей, а для выдачи средств свыше 100 000 рублей организовал предварительную запись на получение. На тот момент пресс-служба кредитной организации объяснила это временной мерой для снятия ажиотажа среди вкладчиков, которые после массовых отзывов лицензий кинулись снимать средства со счетов. Официальных комментариев относительно ограничения на прием новых вкладов пока нет.
Как отмечает Антон Сороко, последние решения регулятора в банковском секторе, которые были направлены на его консолидацию, привели к тому, что мелкие региональные организации стали испытывать проблемы с фондированием, а приток капитала почувствовали крупные кредитные организации с государственным участием. «Население верит, что с госбанками уж точно ничего не случится. Таким образом происходит не только консолидация, но и увеличение доли государства в банковском секторе, что не является позитивным фактором, – говорит Антон Сороко. – Государству необходимо распределить протекцию на все крупные кредитные организации. Учитывая сложную ситуацию на валютном рынке и снижение потребительского роста в стране, любые шоки в регулировании сектора могут привести к бегству вкладчиков, чего нельзя допустить. Думаю, что руководство ЦБ это тоже понимает, а значит, дальнейшего резкого «закручивания гаек» не произойдет».