Министерство промышленности и торговли РФ планирует создать и ввести нормативы по степени обеспеченности торговыми помещениями и предприятиями сферы услуг регионов в зависимости от населенных пунктов и муниципалитетов, а также по их формату. Чиновники считают, что эта инициатива послужит стимулом для развития малого и среднего бизнеса, так как будет способствовать развитию небольших форматов торговли в новых микрорайонах. Эксперты говорят о том, что сейчас решение о количестве коммерческой недвижимости при строительстве новостроек находится исключительно в ведении девелоперов.
Уже в 2014 году Министерство промышленности и торговли РФ планирует ввести нормативы по степени обеспеченности торговыми помещениями и предприятиями сферы услуг, заявил замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Никита Кузнецов. По его словам, на данный момент существуют недоработки в строительных нормах и в федеральном регулировании стрит-ритейла. «Торговля является драйвером экономического роста, и без ее опережающего развития не будет развиваться производство. Одним из драйверов должна стать многоформатная торговля или стрит-ритейл», – пояснил он.
Во Франции проектирование новых жилых домов предусматривает строительство 2 кв. м магазинной площади на одну квартиру. В Великобритании нормы определяют необходимое количество магазинов на 1000 жителей и количество населения на один магазин. В США нормативами определяется количество торговых предприятий на 1000 жителей или же необходимая протяженность фасада улиц, отводимая под магазины, исчисляемая в погонных метрах на условное население.
Как сообщает портал «РБК-Недвижимость» со ссылкой на Никиту Кузнецова, Минпромторг разработает методологию расчета необходимой обеспеченности помещениями для торговли, общепита и других предприятий сферы услуг по количеству, площадям и форматам в зависимости от населенных пунктов и муниципалитетов. «Местные власти должны будут выполнять эти нормативы и учитывать их в градостроительных планах развития», – сказал представитель Минпромторга. Помимо прочего это будет одним из стимулов развития малого и среднего бизнеса, считает он. «Появление нового крупного торгового центра или сетевого супермаркета просто расширяет сеть крупных игроков, но при этом не появляются новые предприниматели. Малые и средние форматы подавляются крупными сетевыми игроками. Эта инициатива также должна вернуть покупателей и предпринимателей в город, в спальные районы, а в не в крупные торговые центры», – добавил чиновник.
В минэкономразвития Челябинской области пояснили, что в настоящее время порядок и методика нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов прописаны в федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». В соответствии с данным законом на региональном уровне определяются нормативы, принимаемые постановлением Законодательного собрания области. Действующие нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Челябинской области и входящих в ее состав городских округов и муниципальных районов утверждены в составе «Стратегии социально-экономического развития региона».
Так, на Южном Урале норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров составляет 161,9 кв. м на 1000 человек, а непродовольственных товаров – 368,67 кв. метров на 1000 человек.
Эксперты по-разному оценивают инициативу Минпромторга, указывая на то, что девелоперы и без нормативов понимают необходимость строительства коммерческой недвижимости при планировании новых микрорайонах, но считают, что планирование в этой сфере не повредит.
Директор по развитию компании «Служба недвижимости» Денис Стукалов считает, что нормативы должны учитывать не только количество коммерческой недвижимости, но и ее расположение. «Сейчас застройщики отдают первые этажи жилых домов под коммерческую недвижимость, но делают это, как правило, на первой-второй линии. Поэтому, если какие-то новые нормативы будут вводиться, то они должны устанавливать не только количество квадратных метров на тысячу жителей, но учитывать и другие параметры», – говорит Денис Стукалов. По его мнению, введение нормативов увеличит нагрузку на застройщиков, но при этом не решит проблем малого и среднего бизнеса. «Думаю, что это добавит головной боли застройщикам. Что же касается малого бизнеса, то надо думать о том, есть ли у него ресурсы, чтобы брать в аренду или покупать это помещение. Проблемы малого бизнеса – в налоговой нагрузке и стоимости ресурсов, а не в количестве квадратных метров», – рассуждает эксперт.
Действовавший в СССР общесоюзный норматив обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей составлял 230 кв. м (90 кв. м по продовольственным и 140 кв. м по непродовольственным товарам). Однако указанный показатель значительно ниже среднеевропейского и североамериканского уровня (650 кв. м) и уровня США (1200 кв. м).
Директор компании «Дан-Инвест» Валентин Корытный отмечает, что девелоперы и сами заинтересованы в строительстве различной коммерческой недвижимости, так как наличие инфраструктуры повышает привлекательность предлагаемого на продажу жилья. «В любом микрорайоне будут востребованы нежилые помещения, ведь всем нужны магазины, парикмахерские, химчистки и так далее. Чем больше будет услуг, тем выше будет качество жизни людей», – указал Валентин Корытный.
Вице-председатель совета ЧРО «Опора Россия», член общественного координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области Николай Дейнеко считает, что если расчет нормативов будет произведен корректно, то их введение пойдет на пользу муниципалитетам. «Я могу привести в качестве примера зарубежный опыт, когда мэр небольшого европейского городка знает, где у него должно быть кафе, где – парикмахерская, где – автосервис... Это нормальный современный подход, когда власти при участии общественности координируют размещение объектов торговли и сферы услуг. Речь идет не о том, чтобы как-то ограничить количество таких объектов, а лишь спланировать их размещение. Удобно это и для предпринимателей, которые сейчас зачастую вынуждены брать в аренду малоприспособленные помещения и вкладывать средства в их обустройство под нужды бизнеса», – говорит Николай Дейнеко. Эксперт также указывает на то, что, грамотно спланировав объекты инфраструктуры, девелоперы повышают таким образом привлекательность новых микрорайонов, жители которых получают весь необходимый набор услуг в шаговой доступности.