Полисы ОСАГО в Челябинске заметно подорожают. Южный Урал оказался в числе тридцати регионов и населенных пунктов, в которых Банк России намеревается решить проблему высокой убыточности автогражданки за счет повышения территориального коэффициента. Страховые компании полагают, что это – лишь одна из необходимых мер. Увеличение стоимости полиса ОСАГО, в том числе и за счет базового тарифа, по мнению экспертов, поможет решить проблему с мошенничеством в автостраховании, которое уже стало сверхдоходным «бизнесом».
Вчера Банк России опубликовал проект указания, в котором в 31 регионе предлагается повысить территориальные коэффициенты, влияющих на конечную стоимость полиса ОСАГО. Стоит отметить, что в Москве и области, равно как и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области коэффициенты сохранятся на прежнем уровне. А вот самый высокий в стране региональный коэффициент будет применяться в Мурманске – 2,5. Не так далеко ушел и Челябинск – территориальный коэффициент в столице Южного Урала вырастет с 2 до 2,4, то есть почти на 800 рублей. При этом конечная стоимость полиса у владельцев мощных автомобилей, молодых водителей и водителей с небольшим стажем вождения возрастет еще более заметно. В число лидеров по росту стоимости ОСАГО вошли также Ульяновск, Димитровград, Апатиты, Белогорск, Благовещенск и Североморск, где страховка вырастет примерно в полтора раза.
Изначально участники рынка настаивали на повышении базового тарифа ОСАГО, который ни разу не менялся с момента появления автогражданки, составляя 1 980 рублей. Однако Банк России предлагает сравнять убыточность ОСАГО за счет увеличения региональных тарифов, которые ранее уже подвергались корректировке. По оценкам экспертов, в некоторых регионах убыточность уже достигла критического уровня 77% и даже перешагнула этот рубеж. И с учетом увеличения предельного размера страховых выплат (в Госдуме ко второму чтению готовятся поправки в закон об ОСАГО. – Прим. авт.) – эксперты опасаются, что это еще больше увеличит убыточность страховых компаний.
По мнению начальника отдела маркетинга СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» Александра Ромашова, повышение территориального коэффициента вполне адекватно, поскольку сегодня Челябинская область занимает восьмое место в рейтинге регионов по уровню выплат по ОСАГО в стране. «Помимо обновления парка автотранспорта и, соответственно, увеличения среднего размера страховой выплаты, есть и специфические причины повышенной убыточности автогражданки в регионе, – отмечает эксперт. – Среди них то, что значительная часть территории области находится в горной местности, активное движение осуществляется по крайне аварийной трассе М-5. В Челябинске дорожная революция с расширением дорог и увеличением скоростного режима привела к росту средней тяжести ДТП и, соответственно, размеров страховых выплат».
Сегодня средняя стоимость ОСАГО в Челябинске в компании ЮЖУРАЛ-АСКО составляет около 4300 рублей. Как добавляет Александр Ромашов, рассматривать повышение базовых тарифов по ОСАГО стоит в том случае, если зайдет речь об увеличении лимита страховых выплат.
Как отмечает руководитель управления методологии обязательных видов компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров, планируемое увеличение территориальных коэффициентов в ОСАГО не повлияет на изменение политики продаж ОСАГО. «Изменение коэффициентов в большинстве регионов не позволит улучшить убыточность до того уровня, при котором этот вид страхования станет рентабельным», – уверен Денис Макаров.
«Коррекция региональных коэффициентов – лишь одно из целой серии мероприятий, которые необходимо реализовать», – уверен первый заместитель председателя правления СК «СОГАЗ» Николай Галушин. По его словам, тарифы по ОСАГО не пересматривались с момента запуска закона, производилась лишь однократная коррекция региональных коэффициентов по ряду регионов. «Назрела острая необходимость внесения изменений в закон об ОСАГО и в подходы к тарификации. В их числе – пересмотр базовой величины тарифа, досудебный порядок урегулирования претензий, регламентация действия закона «О защите прав потребителей» при нарушении прав страхователей по срокам рассмотрения убытков по ОСАГО, отношение к покрытию УТС и износа. Необходимо срочное и комплексное решение, вплоть до полной либерализации тарифов», – уверен эксперт.
Председатель ЧРО межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй уверен, что никаких оснований для повышения тарифов по ОСАГО нет. «По отчетам страховых компаний я не заметил особой убыточности по ОСАГО. Только «скромные» миллиардные прибыли», – не сдерживает эмоций Алексей Бруй. Эксперт уверен, что оценить размер убыточности ОСАГО в принципе сложно, поскольку на это влияет много факторов, в том числе и мошенничество в сфере ОСАГО и каско. «Не секрет, что сегодня страховые компании занижают выплаты в два–три, а то и десять раз. Логично, что автовладельцы обращаются в суд. С новыми поправками, которые планируют ввести, занижать выплату у страховых не выйдет, поскольку взаимодействие страховой и сервиса будет идти изначально», – комментирует Алексей Бруй.
По данным Ассоциации по защите прав автострахователей, мошенничество в ОСАГО достигло катастрофических масштабов. «Это связано с тем, что страховым компаниям приходится платить огромные штрафы по решениям судов. Для мошенников рентабельность повысилась в разы, и во многих регионах автомошенничество стало одной из форм «бизнеса», – сетует руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.
Так, например, автовладелец оформляет кредит на покупку автомобиля, а потом заявляет, что у него «пропал салон» – это дает возможность нечестным путем отсудить у страховой компании крупную выплату и при этом даже нет необходимости устраивать подставную аварию и повреждать автомобиль. На вырученные деньги он покупает мотоцикл. Его сосед видит это, и вскоре у его кредитного автомобиля тоже «пропадает салон».
«Остановить этот процесс невозможно. Такие «предприниматели» серьезно бьют по карману страховщиков. До 40% выплат по ОСАГО получают мошенники. Таким образом, страховой бизнес становится нерентабельным, и страховые вынуждены уходить из регионов», – возмущается Максим Ханжин. По его мнению, мошенничество в сфере автострахования напрямую связано с существующей системой тарифов. «Чем ниже тарифы, тем хуже у страховщиков сборы и, как следствие, тем труднее им выплачивать ущерб. И тем больше отсуживают и получают мошенники. В конечном итоге, страдает вся отрасль», – комментирует Максим Ханжин. Он считает, что увеличение территориальных коэффициентов в убыточных регионах способно выровнять дисбаланс. «Но одновременно с повышением базового тарифа необходимо ужесточить ответственность страховщиков за невыплаты. Общество готово к повышению тарифов, все понимают, что цены на запчасти, на авто, на топливо только повышаются, от страховщиков же все ждут ясного и прозрачного обоснования того или иного тарифа», – комментирует Максим Ханжин, добавляя, что, конечно, тариф на полис обязательного автострахования повышаться должен, но так, чтобы он становился при этом стимулом для аккуратного вождения. «Сегодня же получается так, что дисциплинированный автовладелец, покупая полис ОСАГО, платит и за себя, и «за того парня», который постоянно нарушает ПДД», – резюмирует эксперт.
Повышение территориального коэффициент в городах Челябинской области:
• Златоуст, Миасс – с 1,3 до 1,6 (рост на 23%);
• Копейск – с 1,5 до 1,8 (рост на 20%);
• Магнитогорск – с 1,7 до 2 (рост на 18%);
• Сатка, Чебаркуль – с 1,1 до 1,3 (рост на 20%).