Проблема с покупкой полиса ОСАГО в Челябинске достигла критического накала. Произвол крупнейших страховых компаний, прямо отказывающих или препятствующих автовладельцам в законном праве на покупку полиса «автогражданки», вынуждает челябинцев садиться за руль без страховки или же покупать поддельный полис. Сайт ChelFin.ru при поддержке союза автомобилистов «Свобода выбора» выступил с петицией в адрес Банка России, призывая принять срочные меры и повлиять на ситуацию. В то время как действия правозащитников и надзорных ведомств так и не дали результатов, петиция, подписанная тысячами челябинских автомобилистов, может стать мощным рычагом в борьбе «За честное ОСАГО!».
Автомобилисты Челябинска оказались в патовой ситуации – в течение последних месяцев ряд крупных страховых компаний под вымышленными предлогами сворачивают продажу полисов ОСАГО, и ситуация обострятся с каждым днем. «"Голое" ОСАГО сегодня уже практически не купить: для того, чтобы оформить полис, нужно доплатить за страхование жизни или имущества. Кроме того, практически все страховые компании отказались от скидок за безаварийную езду. Это натуральный саботаж и сговор крупных компаний», – комментирует председатель ЧРО межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй.
В качестве предлога в отказе в продаже полиса страховые агенты приводят самые различные причины, рассказывает директор Агентства страховых услуг Ярослав Королев: от отсутствия новых бланков (за которыми придется ехать в Екатеринбург или Курган или записаться в очередь на выдачу полиса на две недели) до прямого распоряжения руководства. «Страховые компании, которые не желают продавать конкретному автомобилисту полис, всегда найдут способ отказать», – отмечает эксперт. По словам Ярослава Королева, в ряде крупных страховых компаний страховые агенты действительно получили четкие инструкции – за продажу полисов ОСАГО грозит штраф и лишение премии. Кроме того, чтобы создать видимость прироста портфеля, страховые компании продают полисы только тем категориям клиентов, которые по статистике приносят наименьшие убытки, ранжируя их в зависимости от мощности авто, прописки, возраста. Как отмечает Ярослав Королев, владельцы малолитражек, да еще и с областной пропиской генерируют для страховых компаний сплошные убытки – на один собранный рубль приходится четыре рубля выплат.
По словам страхового брокера, острый дефицит новых полисов уже привел к валу подделок, которые в случае аварии не имеют никакой юридической силы. «Мне как страховому брокеру регулярно приходят анонимные предложения купить партию полисов ОСАГО за 1-2 тыс. руб., правда, зарегистрированных в другом городе. Так, летом прошлого года в Челябинске «всплыли» поддельные полисы из Владивостока, а не так давно одна страховая компания, уходящая с рынка, заявила о потере 150 тысяч чистых бланков», – рассказывает Ярослав Королев.
И как добавляет заместитель генерального директора ООО СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» Алексей Любавин, процент автовладельцев, передвигающихся по городу без полиса либо с подделкой, неуклонно растет.
Проблему признают и страховые компании. Алексей Любавин отмечает, что кризис в сфере ОСАГО назрел уже довольно давно. «Ситуация обострилась за счет того, что сейчас идет согласование поправок к федеральному закону об ОСАГО. Высказались мнения, что у страховых компаний есть достаточно большой запас прочности в плане убыточности, чтобы не повышать тарифы при значительном повышении лимитов страховых выплат. И сегодня страховые компании наглядно демонстрируют, какую ситуацию это может спровоцировать», – поясняет Алексей Любавин. По его словам, фактический отказ крупнейших страховых компаний от продажи полисов ОСАГО в разы увеличил поток автомобилистов в офисы региональной страховой компании, так что лимит по чистым бланкам был практически исчерпан еще в феврале. «Сегодня нам приходится с боем отвоевывать каждый бланк», – заявляет Алексей Любавин.
Ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ксения Цымбал отметила, что за последние полгода в ведомство поступило порядка 80 жалоб автовладельцев, половина из которых касается навязывания дополнительных платных услуг и отказа в продаже полисов ОСАГО. «В этой ситуации мы рекомендуем не подписывать договор с навязанными услугами, а написать заявление в страховую компанию с отказом от дополнительных услуг. В заявлении обязательно стоит указать срок, в который необходимо заключить договор. А если ответа на заявление так и не поступило – идти в суд», – комментирует Ксения Цымбал. По ее словам, по закону Роспотребнадзор не вправе проводить контрольные закупки – это поле деятельности правоохранительных органов. Поэтому исковое заявление, которое было подано Роспотребнадзором в защиту прав потребителей, было отклонено ввиду недоказанности факта навязывания дополнительных услуг. «Со своей стороны мы можем помочь автовладельцам только тем, что будем присутствовать при заключении страхового договора», – разводит руками Ксения Цымбал.
Основанием для проверки правоохранительными органами может служить видео- и аудиофиксация факта отказа в продаже полиса или навязывания дополнительных услуг, отмечают эксперты. Как отмечает директор компании «Бизнес-юрист» Дмитрий Шуховцев, самостоятельное обращение в суд без доказательств ни к чему не приведет.
Сайт ChelFin.ru призывает автовладельцев, которые неравнодушны к данной проблеме, оставить свой голос под петицией «За честное ОСАГО!» и присылать свои видео- и аудиосъемки на электронный ящик: np@info74.ru.
Фото: Оперативное видео