Пять крупных городов Челябинской области испытывают серьезные проблемы в социально-экономической сфере. Еще восемь точек на карте региона у экспертов вызывают обоснованные опасения. В некоторых моногородах Южного Урала сохраняется риск закрытия градообразующих предприятий и высокий уровень безработицы. Эксперты уверены: вернуть жизнь южноуральцев этих населенных пунктов в нормальное русло может только активное вмешательство региональных и федеральных властей.
Правительство России утвердило список моногородов, которые зависят от градообразующих предприятий. Из общей статистики Челябинской области выбиваются пять моногородов с большими проблемами в социально-экономическом плане: Усть-Катав, Нязепетровск, Верхний Уфалей, Карабаш и Аша. При этом еще у восьми городов Южного Урала налицо риски ухудшения экономического и социального положения: Миасс, Златоуст, Чебаркуль, Миньяр, Сим, Бакал, Озерск и Сатка. Проблему признали на федеральном уровне. Среди муниципалитетов со стабильным уровнем развития отмечены лишь Магнитогорск, Трехгорный и Снежинск. Отметим, что всего в области 16 моногородов.
Как объяснили в пресс-службе Министерства экономического развития Челябинской области, в категорию моногородов со сложным социально-экономическим положением вошли те населенные пункты, где есть угроза закрытия градообразующих предприятий, сокращение числа ее работников более чем на 10%, наблюдается высокий уровень безработицы (в два раза выше среднего показателя по стране). Жители таких регионов оценивают сложившуюся ситуацию как неблагополучную. «Во вторую категорию (восемь городов) попали те моногорода, где высоки риски ухудшения социально-экономического положения хотя бы по одному из названных признаков», – добавили в пресс-службе.
По мнению директора института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергея Смирнова, диагноз, поставленный правительством России моногородам, в том числе городам Челябинской области, довольно жесткий, сродни онкологическому заболеванию. Эксперт сайта говорит, что в «черный» список муниципалитеты и районы попадают при условии роста безработицы и социальной напряженности. В этом случае, продолжает Сергей Смирнов, происходит десоциализация граждан – прожив год без работы, горожане утрачивают стремление к заработку, теряют навыки и стремительно деградируют. «Среди прочих причин ухудшения социально-экономической сферы лежит слабое наполнение местного бюджета, что влечет за собой невозможность содержать социальную инфраструктуру города», – объясняет Сергей Смирнов. Собеседник полагает, что улучшить ситуацию в указанных городах можно. Для этого областным и федеральным чиновникам нужно обратить должное внимание на указанные города и оказать всестороннюю помощь. «В администрациях моногородов с неблагоприятной экономической ситуацией должны быть созданы специальные подразделения, которые бы думали не только о том, как залатать дыры в трубопроводе и канализации, а занимались разработкой стратегии развития своего города. А федеральные и областные власти оказывали бы им финансовое содействие», – говорит он.
В региональном Минэкономразвития уверяют, что во всех моногородах Южного Урала сейчас реализуются программы диверсификации экономики, основная цель которых – создание высокоэффективных, конкурентоспособных производств и новых рабочих мест. «Однако реализация инвестиционных проектов невозможна без создания современной инженерной инфраструктуры, на которую требуется государственная финансовая поддержка», – добавляют в ведомстве.
В первом полугодии реальные располагаемые денежные доходы южноуральцев снизились на 2,2% к аналогичному периоду 2013 года.
Источник: МЭР Челябинской области.
Между тем, за последние восемь месяцев этого года уровень официальной безработицы в трех из пяти проблемных муниципалитетов только вырос. Так, если в январе в Усть-Катаве безработными числились 428 жителей, то сейчас это количество выросло до 437 человек. В Верхнем Уфалее число безработных с 422 людей выросло до 604, а в Карабаше с 222 до 236 соответственно. Несмотря на рост официальной безработицы в ряде моногородов Южного Урала, начальник Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов ситуацию называет стабильной. «Массовых увольнений до октября, то есть уже после выборов, не предвидится», – успокаивает он, считая, что улучшить ситуацию по безработице позволит создание модернизированных рабочих мест и приход инвесторов.
В Нязепетровске количество безработных за восемь месяцев уменьшилось на 40 человек – до 516, в Ашинском районе снизилось с 794 до 646 человек, в Магнитогорске выросло с 1520 до 1614, а в Миассе увеличилось c 1349 до 1607 человек.
По словам экспертов сайта, в областном центре ситуация по безработице сейчас стабильна, однако она может серьезно ухудшиться, если «ЧТЗ-Уралтрак» решится уволить более 6000 тысяч сотрудников, которые сегодня переведены на неполную рабочую неделю. В этом случае показатель регистрируемой безработицы в Челябинске в абсолютном выражении вырастет в два раза.
Фото: Фото с сайта Genealogy-kzn.ru, инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА