Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Проекторы: от офиса до кинотеатра

Поделиться

За последние пять-семь лет проекторы стремительно подешевели, превратившись из игрушки для богатых в то, что себе может позволить каждый. Ну или почти каждый. Пожалуй, их стало даже слишком много. Чем отличаются одни проекторы от других – будем выяснять вместе.

Типы

Условно проекторы можно разделить на три типа: офисные, мультимедийные и кинотеатральные. Офисные гораздо больше подходят для проведения презентаций, чем для просмотра фильмов (качество изображения гораздо ниже по большинству параметров), мультимедийные занимают переходную позицию – подходят как для кино, так и для демонстрации слайдов докладчиком, предназначение кинотеатральных проекторов понятно исходя из их названия. Четкой границы между этими тремя группами нет. Кинотеатральные проекторы начального уровня, к примеру, мало чем отличимы от мультимедийных. Так что в этой классификации гораздо больше маркетинга, чем правды.

Также проекторы можно различить по степени их «носимости». Есть проекторы стационарные, портативные и ультрапортативные. К отдельной категории можно отнести так называемые «пикопроекторы», которые влезут в карман обычной сумки.

Технологии

Технологий проецирования изображения, используемых в проекторах, достаточно много, но основными являются следующие: LCD, DLP и LCoS.

LCD (сокращение от английского Liquid Crystal Display) – в этом случае свет от лампы проектора расщепляется специальной призмой на три потока, каждый из которых проходит через свою матрицу. Затем световые потоки вновь собираются воедино и проецируются на экран через объектив. Существует и одноматричная реализация технологии.

Поделиться

DLP (сокращение от Digital Light Processing) – сердцем DLP-проектора является специальный чип, оснащенный микрозеркалами (по одному на пиксель изображения). Микрозеркала имеют как минимум две позиции – на отражение света либо на поглощение. На пути отраженного света стоит соответствующее цветовое колесо, которое окрашивает световой поток, проецируемый на экран. Проекторы более высокого класса могут оснащаться тремя DLP-чипами.

Поделиться

LCoS (сокращение от Liquid Crystal on Silicon) – технология, близкая к LCD, за исключением того, что ЖК-матрицы в данном случае работают не на просвет, а на отражение.

Поделиться

Как и следовало ожидать, каждая из технологий обладает своими достоинствами и недостатками. Слабые места LCD – пикселизация изображения (именуемая в английской литературе как screendoor effect) и его относительно низкий контраст (отсутствие глубокого черного). Впрочем, пикселизация – это в первую очередь удел проекторов невысокого разрешения.

Преимущества LCD-технологии, впрочем, заслоняют ее недостатки. LCD-матрицы дают визуально более резкую картинку, чем DLP, и обладают высокой световой эффективностью.

Больное место DLP – это так называемый радужный эффект, связанный с вращением цветового колеса. Ради справедливости заметим, что его наличие способны заметить не все и не всегда. Не исключено, что чувствительность к радужному эффекту связана с индивидуальными особенностями зрения.

Преимущества DLP – слабая пикселизация и высокий контраст проецируемого изображения.

LCoS лишен большинства недостатков LCD, дает более контрастное изображение и обладает низкой пикселизацией. Но все же связь с LCD временами дает о себе знать – изредка, если присмотреться, можно увидеть зубчатые диагональные линии или слоение кадров при быстром движении камеры.

В целом же любой из описанных технологий вполне достаточно для получения качественного изображения на экране.

Основные характеристики

Вне зависимости от используемой технологии существует ряд характеристик, на которые стоит обратить внимание при выборе проектора.

Световой поток – чем он больше, тем лучше. Это если вкратце. Если излагать подробнее, то выяснится, что чем выше интенсивность светового потока, тем меньше необходимость в затемнении помещения, где проходит просмотр. Правда, это верно для проекторов с более-менее высокой контрастностью. Если контрастность недостаточно высока, то интенсивность светового потока способна сыграть злую шутку – цвета окажутся блеклыми, контуры предметов будут казаться нечеткими. Кстати, интенсивность цветового потока – одна из паспортных характеристик, которым можно доверять. Здесь производители редко выдумывают свои собственные«методики» исчисления. Следует лишь учитывать, что обычно световой поток указывается без использования каких-либо режимов цветокоррекции, способных «съесть» едва ли не его половину.

Контрастность. Существует два основных параметра, посредством которых можно описать эту характеристику: контрастность по ANSI и контрастность full on/full off. Контрастность full on/full off выражается в соотношении максимальной яркости (взятой ка 100 IRE) и минимальной (принятой за 0 IRE). Соотношение 1:1000 в данном случае может быть прочитано как «белый ярче черного в тысячу раз». В случае динамического управления контрастом в зависимости от яркости сцены контраст full on/full off может быть выше в десятки раз. Контрастность ANSI замеряется по 16 черным и белым полям, расположенным в шахматном порядке, и она всегда будет ниже, чем full on/full off, так как результат, во-первых, усредняется, а во-вторых, на него оказывают влияние рассеивание света оптической системой проектора и даже воздухом. Поэтому ANSI-контрастность всегда ниже: 1:200, 1:300 и так далее. В целом чем контраст выше, тем лучше.

Цветопередача. Отдельно останавливаться на ней смысла нет – она одинаково важна для всех устройств вывода (будь то монитор, проектор, принтер). Чем шире цветовой охват, тем лучше.

Разрешение. Еще одна из характеристик проектора, которой зачастую придают слишком большое значение. Разница между Full HD и 720 p становится неочевидна с расстояния около трех метров, а разница в цене весьма существенна.

Практические особенности

Фокусное расстояние объектива может стать одной из основополагающих характеристик при выборе проектора для использования в небольших помещениях. Здесь более подходят проекторы, относящиеся к числу короткофокусных и ультракороткофокусных, позволяющих проецировать четкое изображение с расстояния до двух метров и менее. Короткофокусные проекторы – это обычный выбор для обычной квартиры.

Коррекция искажений. В реальном мире сложно добиться идеальной параллели между плоскостью объектива и плоскостью проекционного экрана. Наличие коррекции трапециевидных искажений позволяет решить эту проблему. Коррекция бывает двух типов – оптическая (встречается в более дорогих моделях) и цифровая, при которой проецируемое изображение приводится к прямоугольной форме цифровым способом. Цифровая коррекция традиционно несколько ухудшает качество изображения – но не настолько, чтобы от нее стоило отказаться.

Муки выбора

Так все-таки какой проектор выбрать? Мы в очередной раз вынуждены сказать, что здесь однозначных советов по выбору нет и быть не может. Все зависит от личных предпочтений, частоты использования проектора, возможности отвести под него отдельное помещение и многих других характеристик. Впрочем, не стоит обманывать себя: проекторы нижнего ценового диапазона не вызовут ничего кроме разочарований.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter