Представители крупных промышленных предприятий Южного Урала назвали кадровый голод одной из своих главных проблем. Сегодня российская промышленность борется за выживание, преодолевая препоны экономического кризиса и последствия политических решений. Перечень проблем внушительный: расширение рынков сбыта, модернизация производства, импортозамещение комплектующих и сырья. Однако на поверку выясняется, что глобальная проблема одна – недостаток рабочих рук. То, что кадры по-прежнему решают все, подтвердили южноуральские машиностроители.
В преддверии Дня машиностроителя вопросы, стоящие на повестке отрасли, звучат наиболее актуально. По словам начальника управления промышленности министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Бориса Бардина, ситуация ухудшилась не вчера: распад СССР сломал налаженную логистическую схему, а последние экономически нестабильные годы подкосили даже те предприятия, которые держались на плаву.
«Сегодня машиностроение развивается не благодаря, а вопреки, – заявил генеральный директор ГК «УРАЛКРАН» Сергей Кравчук. – Сильно упало качество труда, причем не вчера, однако о нехватке специалистов рабочих профессий заговорили только два года назад. Мы абсолютно неконкурентны в мировом плане, да и в региональном никаких прорывов давно не было».
Его слова подтверждает технический директор ОАО «Уралавтоприцеп» Трофим Осинин, отмечающий отсутствие звена рабочих на рынке труда.
«Средний возраст специалистов на предприятиях – 50–55 лет, – говорит он. – Я имею в виду профессионалов широкого спектра. Они уйдут на пенсию, и их совершенно некем будет заменить. Молодежи в цехах всего около 10 процентов. В принципе они готовы обучаться, но и для этого нужны хорошие кадры, а мастеров – руководителей среднего звена – тоже не хватает».
Получается замкнутый круг: учить и некого, и некому. При этом найти виноватого в сложившейся ситуации довольно затруднительно.
«Задолго до 2008 года у нас шла реклама «Сникерсов» и работы менеджера, – констатирует Сергей Кравчук. – При этом что такое менеджер – никто не знал. Параллельно развивались юристы и бухгалтеры. Рабочие специальности стагнировали и окончательно остановились в прошлом-позапрошлом году».
По словам кадровиков, менеджеры по-прежнему возглавляют топ вакансий: это связано с высокой конкуренцией и большим количеством фирм на рынке.
Трофим Осинин адресует вопрос министерству образования: где ПТУ, где учреждения, которые обучали станочников, сварщиков?
Однако ведомство не стремится уйти от ответа. О том, что молодежь избегает инженерной карьеры и в Челябинской области ощущается дефицит выпускников рабочих специальностей, говорит и министр образования и науки региона Александр Кузнецов. На Южном Урале сегодня в средне-специальных образовательных учреждениях обучается 56 905 человек. Для примера: высшее образование получают 152 418 студентов.
«Переход к инновационной экономике невозможен без людей, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы, – подчеркнул министр, открывая Всероссийский технический форум, состоявшийся в Челябинске 5 сентября. – Новая экономика возможна только с людьми, имеющими новое качество образования».
Гендиректор «УРАЛКРАНА» Сергей Кравчук считает, что выход один: активно работать с образовательными структурами, чтобы держать под контролем кадровую ситуацию и формировать заказ на сварщиков, сборщиков, токарей.
«Именно так мы и поступаем, – рассказывает он. – У меня было гораздо больше претензий к министерству образования Челябинской области два года назад. А сейчас появились тенденции в улучшении профессионального образования. Если их развивать, они дадут результат. Я вижу, что работа идет, создаются соответствующие программы. Знаю, что наш минобр выиграл крупный федеральный грант на создание рабочих специальностей. Я считаю, что к процессу повышения престижности рабочей профессии необходимо подключиться и средствам массовой информации, и тогда через год-два ситуация будет меняться».
В Челябинской области действует 116 крупных предприятий машиностроения. Общая численность их работников насчитывает 84 540 человек – 10 процентов от общей занятости в промышленном производстве и 2,3 процента всего населения региона.
О том, что схема с ранним воспитанием кадров «под себя» не только рабочая, но и опробованная предприятиями области, рассказал Борис Бардин. По его словам, начиная со второго курса автотракторного факультета ЮУрГУ каждый студент уже расписан под будущего работодателя.
«Еще два года назад этого не было, – отмечает он. – Тон задали Челябинский трубопрокатный завод и «Мечел». В прошлом году «Мечел» отобрал 50 человек, и 150 пришлось на ЧТПЗ».
К слову, этот факультет считается основным поставщиком рабочей силы на промышленные предприятия региона. Всего один факультет.
«В ЮУрГУ с каждым годом увеличивается число бюджетных мест на технические специальности. В следующем году в магистратуре появится в два раза больше мест, – заявил СМИ в начале сентября проректор по учебной работе ЮУрГУ Андрей Радионов. – Проблема в том, что очень мало школьников выбирают для сдачи ЕГЭ физику, а она является основным предметом для поступления на технические специальности. При этом заявки от работодателей в два-три раза превышают выпуск специалистов».
Челябинская область является федеральной стажировочной площадкой по развитию техносферы допобразования детей. Реализуются 250 программ допобразования технической направленности, работают секции авиа-, ракето- и судомоделирования, картинга, робототехники, начального техмоделирования и др. Стартовал проект «ТЕМП», призванный мотивировать детей и их родителей выбирать актуальные для экономики региона профессии. Из 150 учреждений допобразования 68 реализуют программы технической направленности.
Начальник управления профобразования минобра Елена Зайко пеняет на нечеткую формулировку собственных потребностей работодателями. С рабочими специальностями все ясно, а вот что касается инженеров, способных работать на современном высокотехнологичном оборудовании, то нужны более четкие критерии их отбора.
«Потребность в инженерах в нашем регионе достаточно высока, интерес к техническим специальностям возрастает. Но пока еще нет четкой определенности, каких именно специалистов хотят видеть работодатели, какими знаниями они должны обладать», – пояснила она.
Ну и основной вопрос, который зачастую становится камнем преткновения между работодателем и работником, – заработная плата. По мнению промышленников, страх молодежи зарабатывать копейки в цехах не оправдан.
«В этой сфере выросли заработки, – говорит Сергей Кравчук. – Сегодня рабочий получает более 1000 долларов, если он востребован – то больше 2000 долларов. Радует, что сегодня все модные стали практичными. Если раньше выпускник института мог прийти и потребовать 1000 долларов с заявлением, что хочет конструировать краны или прицепы, а потом от полугода до года учился, чтобы хоть немного быть похожим на конструктора и начать рисовать детали, то сейчас ребята приходят на обучение за адекватные деньги, и мы можем выбрать наиболее способных из них и заниматься их развитием».
Помимо прочего г-н Кравчук напоминает о рациональном зерне, которое часто ускользает от внимания молодежи.
«После института можно долго искать работу, это должны понимать и абитуриенты, и их родители. С рабочей специальностью искать уже будут вас. К тому же сегодня промышленность далека от той, что была еще десять лет назад: автоматизированные линии, белая металлургия, чистые современные цеха. Почему бы и не поработать?» – обращается к будущим сотрудникам эксперт.