Алкоголь может вернуться в ларьки и киоски, этот вопрос уже обсуждается в правительстве РФ. Запрет торговли пивом и сигаретами сильно подкосил малый бизнес, и сегодня Минпромторг готов рассмотреть возможность компенсировать «нестационарке» часть потерянного дохода. О том, как в последние полтора года «сухого закона» выживали челябинские ларьки и сможет ли восстановиться этот сегмент бизнеса после отмены запрета, читайте на Chel.ru.
Лишившись возможности продавать пиво и табак, сотни тысяч малых предприятий России прекратили существование. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выступил на заседании правительства с предложением вернуть в малую розницу хотя бы алкоголь, что поможет повысить ее рентабельность. «Нужно корзину маленького магазина просчитывать как необходимый минимальный набор, который обеспечивал бы хотя бы десятипроцентную рентабельность вбелую, с налогами, чтобы они могли жить», – приводит слова Игоря Артемьева газета «Коммерсант».
Издание публикует мнение экспертов, согласно которому, если правительство и разрешит вновь продажу алкоголя, то, скорее всего, пива, на которое прежде приходилось 20-40 процентов выручки киоскеров.
Глава Минпромторга Денис Мантуров подтвердил, что такое предложение от руководителя ФАС поступало, но пока только в устной форме. Теперь оно будет обсуждаться с экспертами и предпринимательским сообществом.
«Государство наконец-то догадалось, что малому бизнесу стало совсем кисло, и решило некоторым образом стабилизировать его финансовую составляющую», – иронизирует председатель областного профсоюза работников торговли малого и среднего бизнеса «Торговое единство» Олег Фомин. Он знает, о чем говорит: после введения в действие запрета на продажу алкоголя свои свидетельства сложили 30 процентов предпринимателей Челябинской области.
«Микробизнес пострадал очень сильно, – рассказывает председатель НП «Профсоюз» Ирина Плещева. – Вслед за ним просели мелкий и средний опт, малые производители и транспортные компании. Сейчас не то положение в стране, чтобы проводить подобные эксперименты. У нас скоро даже водички минеральной будет негде купить на улице, потому что те, кто занимался продажей продуктов питания, совмещая ее с торговлей алкоголем, вынуждены были свернуть свой бизнес, перепрофилировать его или сдать в аренду. Единицы сохранили за собой этот сегмент: все же на продуктах и напитках много не заработаешь. Есть и такие, кто приторговывает пивом втихаря, либо нарушая закон, либо приобретя формально статус точки горячего питания, установив гриль».
Олег Фомин цифрами не оперирует, говоря о том, что численность малого бизнеса – величина постоянно меняющаяся, и ее подсчет неизбежно некорректен. Однако функция его остается неизменной – занятости трудоспособного населения. «Оценить объем рынка и долю, занимаемую малыми предприятиями, проблематично, ведь это число официально зарегистрированных предприятий, а не реально действующих. В лучшие времена в Челябинской области насчитывалось около 20 тысяч малых предприятий. И даже при таком малом количестве в период массовых сокращений, в 2008–2009 годы, они забрали массу с улицы людей, – рассуждает эксперт. – Да, с точки зрения налоговых отчислений малый бизнес практически никогда не создавал сколько нибудь мощный поток – ни в одной промышленно развитой стране. Но занятость обеспечивал, ведь численность таких предприятий в стандартной экономике огромна. К сожалению, если вернуть в малую розницу алкоголь, рентабельность тех, кто остался, поднимется, а вот те, кто исчез, больше не появятся на рынке».
Исполнительный директор Челябинского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Ольга Ефимова полагает, что ошибка была совершена на момент принятия закона о запрете продажи спиртного: все произошло так стремительно, что бизнесу не дали времени подстроиться, перейти на новые рельсы.
«Честно говоря, я вообще против того, чтобы алкоголь продавали в ларьках – это открывает доступ к нему несовершеннолетним. Когда речь идет о стационарном магазине, в том числе торговых точках в жилых домах, покупателей дисциплинирует процесс покупки в них, проверка паспорта проходит значительно чаще. В ларьках нет такого контроля. То же и с качеством реализуемого алкоголя: в магазине можно рассмотреть продаваемый продукт, запросить на него документы, в ларьках алкоголь идет «транзитом», покупки совершаются на бегу», – резюмирует Ольга Ефимова.
Запрет на продажу пива в нестационарной рознице (объекты менее 50 кв. м) вступил в силу с 1 января 2013 года. Как сообщает газета «Коммерсант», на его продажи приходилось до 40 процентов выручки. С начала этого года в России закрылось около 45 тысяч киосков, 35 тысяч остались работать.
Ирина Плещева предлагает другой вариант: отдать крепкое спиртное в продажу отдельно стоящим павильонам и маленьким магазинчикам, чтобы покупающие его не показывали плохой пример и не стояли в общей очереди, сталкиваясь с детьми. «Давайте будем объективны: расчет государства не оправдался. Когда из продажи изымался алкоголь, речь шла о высоких моральных нормах: якобы он стал слишком доступен, в том числе для подростков, и в каждом дворе сидят распивающие, подавая плохой пример. Предполагалось, что, если преодолеть эту общедоступность, то массовый алкоголизм исчезнет. Но если люди хотят вечером во дворе выпить пива, они это сделают, – считает Ирина Плещева. – А вот для того, чтобы действительно ограничить доступ детей к алкоголю, его нужно изъять из мест семейного посещения: крупных торговых центров, продуктовых магазинов и так далее. Создать своего рода мини-алкомаркеты. Можно ввести дорогую лицензию – и малый бизнес пойдет на это. Получится разветвленная немонополизированная сеть торговли спиртным. Согласитесь, когда на рынке два игрока, «Мавт» и «Красное и белое», это не очень хорошо».
Отмечают эксперты Chel.ru и тот факт, что кроме самих коммерсантов страдают и производители алкоголя, потерявшие рынки сбыта, в том числе и местные.
Накануне в Москве прошел международный саммит «Факторы устойчивого развития малого торгового бизнеса», где в частности обсуждалась реализация подакцизных товаров в малом ритейле. Участники встречи отметили, что целый комплекс проблем связан с перегибами, которые допускают регионы на местном уровне. Нередки ситуации, когда они злоупотребляют своими полномочиями по лицензированию и контролю размещения магазинов алкогольной розницы, что делает рынок крайне коррумпированным и приводит к закрытию торговых точек. В этом отношении очевидна необходимость установления единых требований к лицензированию и правилами розничной продажи алкоголя на федеральном уровне.
Пока реакция на возможную отмену запрета со стороны чиновников последовала лишь со стороны главы департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка, на слова которого ссылаются федеральные СМИ: «Столица придерживается по этому поводу четкой и жесткой негативной позиции. Алкоголь и табак – не социально значимые товары, предпринимателям надо искать другие пути дохода. Конечно, выгодно работать, когда 70 процентов дохода приносят пиво и сигареты, это востребованный товар. Но это продукция не первоочередной важности для горожан».
Между тем в сентябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Росалкогольрегулированию и другим профильным ведомствам проработать вопрос о целесообразности запрета на продажу алкоголя через Интернет, действующего с 2007 года. Речь идет о создании реестра легальных виртуальных магазинов алкоголя, уточняет ИТАР-ТАСС, оплата в которых будет совершаться исключительно банковской картой.
«Было бы логичным ограничить при этом и стоимость продаваемого дистанционно алкоголя, – отмечает Ольга Ефимова. – В идеале это должны быть дорогие напитки, а не экономпоток. Это сразу формирует возрастной сегмент покупателя: подросток не владеет большой суммой и, даже воспользовавшись картой совершеннолетнего друга, не сможет потратить много на эту покупку».