В конце прошлой недели в СМИ просочилась информация о том, что Казахстан намерен запретить или ограничить импорт российских товаров – они стали опасно дешевыми из-за девальвации рубля. К вечеру Казахстан эту информацию опроверг, однако, как говорится, нет дыма без огня. О том, каким образом запрет на поставки некоторых видов продукции мог бы отразиться на компаниях Южного Урала и что именно могло попасть под санкции – в статье на Chel.ru.
Какую продукцию назвали лишней
Соседние с Россией страны всерьез опасаются российских товаров, резко подешевевших из-за девальвации рубля, а потому опасных для развития местных производств. 6 февраля СМИ стало известно, что Казахстан обсуждает запрет или ограничения на поставки из РФ нефтепродуктов, автомобилей и аккумуляторов для них, металла, строительной арматуры, кабельно-проводниковой продукции, стеклотары, мяса и яиц курицы, муки, макаронных и кондитерских изделий, а также соков.
В пятницу даже должны были состояться консультации по решению проблем во взаимной торговле между Казахстаном и Россией, сообщили источники «Ъ» в Минсельхозе, Евразийской экономической комиссии и на рынке пищевой продукции. По их словам, Астана настаивает на введении запрета или ограничений на поставку ряда продукции из России в связи с угрозой внутреннему рынку Казахстана из-за девальвации рубля (по отношению к тенге – на 47%). При этом уточнялось, что переговоры идут уже неделю, и «достаточных обоснований для введения ограничений не представлено». Статистика Таможенного союза не подтверждает резкий рост импорта российской продукции в Казахстан. Но, признал чиновник, статистика не учитывает мелкооптовых партий и объемов, ввозимых физлицами.
Эксперты двух стран уточняют объемы и ценовые параметры импорта, сообщил «Ъ». К примеру, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан (НППРК) предлагает правительству страны установить полный запрет на импорт российского куриного мяса, так как средняя ввозная цена на эту продукцию снизилась с 760 до 380 тенге за один кг. При этом только себестоимость казахской курятины составляет 400 тенге. В 2014 году из России в Казахстан поставлено более 40 тысяч тонн мяса курицы. Российская курятина «высококонкурентна» при оптовой цене в РФ на уровне 105-108 рублей за один кг, указал глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Однако Казахстан, входящий в Таможенный союз, мог бы сократить объем поставок из третьих стран (квота в 2014 году составила 110 тысяч тонн). В то же время в эту страну идет не более одного общего объема производства российской курятины. Импорт яиц, цена которых только с начала года упала на 20 процентов, Казахстан хочет ограничить квотой в 500 млн шт. Цена на муку первого сорта казахских производителей достигает 95 тенге за один кг, тогда как один кг российской стоит 65 тенге. В связи с этим НППРК считает необходимым установить квоту либо полностью закрыть российский импорт. Также ограничить квотой планируется ввоз российской соковой продукции, цены на которую ниже казахской в среднем на 25-30 процентов.
Общий импорт нефтепродуктов в Казахстане в 2014 году составил 1,7 млн тонн, в том числе 1,1 млн тонн из России. Сейчас, говорят участники рынка, поставки нефтепродуктов начали расти: пошлинами и акцизами они не облагаются, а из-за девальвации рубля стоимость российской продукции примерно на 30 процентов меньше, чем казахской. Увеличивают отгрузки Уфимский НПЗ «Башнефти», Орский НПЗ «Русснефти» и «Газпром нефтехим Салават».
Казахстан не впервые пытается ограничить импорт из России. В ноябре 2014 года Астана вводила запрет на поставки российской водки, пива и пивных напитков, мотивируя это их несоответствием новым требованиям по маркировке импортных товаров. Возникали и проблемы с поставками топлива: временные ограничения были наложены в 2013 году, до лета 2014 года.
Эмбарго против партнерства
Многие компании Южного Урала связывают многолетние плодотворные отношения с Казахстаном. А потому эксперты Chel.ru надеются, что информация о планируемом запрете поставок – лишь шаг в политической игре, который не будет реализован в жизнь.
«Евразийский союз не предусматривает ограничения по объемам ввоза какой-либо продукции, весь смысл образования таких объединений – в создании единого рынка труда и сбыта, и если возникнут какие-либо ограничения – функция союза станет фиктивной, – считает президент и собственник объединения «Союзпищепром» Александр Берестов. – Есть комиссия, которую возглавляет Виктор Христенко – думаю, там контролируют ситуацию. Есть и иные регуляторы – ГОСТы и СанПиНы, притирка по которым с Казахстаном заняла несколько лет. Сейчас в республику поставляется продукция, отвечающая ее требованиям».
«Участие в Евразийском таможенном союзе и России, и Казахстана предполагает свободное передвижение по зонам товаров, услуг, капиталов и людей, поэтому сама по себе возможность ограничения ввоза российской продукции странна и абсурдна, – соглашается директор компании ТД «Леди Прима» Денис Силин. – Думаю, что это не больше, чем политический шаг, а до реальной жизни, очень надеюсь, не дойдет».
«Традиционно Казахстан – наш экономический и политический союзник, – комментирует директор по экспорту ОАО «Макфа» Сергей Тряпицын. – Надеемся, что все решения будут приниматься с учетом взаимных интересов двух сторон – России и Казахстана. Хотим дождаться официальной позиции руководства Казахстана и надеемся, что никаких санкций с их стороны введено не будет. Если же ограничения по поставкам российской продукции все же будут приняты, то, уверен, на рынке всегда есть возможность для развития бизнеса, в том числе и на рынке Казахстана. Деталей раскрывать не буду, но мы смотрим с оптимизмом в будущее». Сегодня компания «Макфа» является одним из лидеров на рынке Казахстана по поставкам всего ассортимента выпускаемой продукции – муки, макаронных изделий и круп, уточнил Сергей Тряпицын.
Если же теперь Казахстан намерен установить ограничения на ввоз по тем видам продукции, производство которой они хотят нарастить у себя – пусть так и будет, но от ограничения поставок в первую очередь пострадают покупатели республики, считает Берестов. «Образование союзов, подобных Таможенному союзу, ведет к росту конкуренции и, как итог, повышению качества продукции и снижению цен, а введение санкций – к снижению конкурентной среды, – поясняет он. – Думаю, руководство республики должно понимать, что наладить то или иное производство – дело не одного года».
Около 40 процентов продуктов питания в Казахстан сегодня завозится из других стран – России, Турции, Китая, США, Украины. Причем, допустим, мяса птицы и из США, и из Украины в Казахстан поступает значительно большими объемами, чем из России, указал эксперт. «Поставки российской ли продукции нужно ограничивать Казахстану? – вопрошает Александр Берестов. – А вообще жизнь – противоречивая штука. Кто бы знал, что Казахстан будет вывозить от нас зерно? А у них осенью на севере Казахстана тоже под снег ушел большой урожай пшеницы, они сравнили цены – и стали скупать зерно у нас, в России. Им это выгодно, в том числе и с прицелом перепродажи в Киргизию, Туркменистан, Азербайджан, Иран и, возможно, Китай».
Перспективный рынок сбыта
Производители продукции Челябинской области видят перспективы в развитии отношений и увеличении поставок в Казахстан.
Объединение «Союзпищепром» поставляет в Казахстан практически весь ассортимент производимой продукции на протяжении уже 15 лет, успешно работая с несколькими казахстанскими предприятиями в числе их прочих партнеров из разных стран, указал собственник объединения. «Поставляем в Казахстан около пяти процентов общего объема производства, – уточнил Александр Берестов. – Ни цены, ни объем поставок после осеннего скачка доллара не увеличились, у нас абсолютно ровные отношения. Цены не можем уменьшать – и так концы с концами еле сводим, а объемы увеличить и рады бы, но пока это невозможно».
«Мы работаем с Казахстаном более четырех лет и с каждым годом наращиваем свои поставки, – рассказал директор ТД «Леди Прима» Денис Силин. – К примеру, сейчас ведем переговоры по комплектации нескольких отелей в Астане и Алматы. С точки зрения близости торговых поставок Казахстан для нас очень важен, тем более что в Казахстане не так много производителей постельного белья и текстиля».
В структуре выручки ТД «Леди Прима» Казахстан сейчас занимает пять-семь процентов – это не критичный оборот, и он легко будет замещен, считает Силин. «Дело в другом – потенциал роста в Казахстане очень большой, и будет очень обидно, если мы не сможем поставлять туда нашу продукцию», – заключает директор ТД «Леди Прима».