Руководство НПК «Уралвагонзавод» обратилось в правительство за госгарантиями на новый кредит для ЧТЗ. Деньги нужны на освоение производства в рамках оборонзаказа, пополнения оборотных средств и прежде всего – на перенос основного тракторного производства. По планам тракторозаводцев, главный конвейер завода должен переехать в нынешний прессово-сварочный цех, что освободит до 300 тыс. кв. м производственных площадей. Насколько экономически эффективен такой переезд для ЧТЗ и какие выгоды предприятие сможет из этого извлечь, читайте в материале Chel.ru.
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» обратилось в правительство РФ за дополнительными госгарантиями на 15 млрд рублей для поддержки Челябинского тракторного завода, сообщило на этой неделе ТАСС. «Понятно, что это идеальные требования», – уточнил генеральный директор концерна Олег Сиенко, отметив, что полезной будет «любая помощь».
Заместитель генерального директора Уралвагонзавода Алексей Жарич пояснил ТАСС, на что пойдут деньги. Около 1,5 млрд рублей требуются ЧТЗ для переезда тракторных цехов в целях оптимизации, 2 млрд рублей – это оборотные средства, необходимые для увеличения производства в связи с ростом спроса, остальное необходимо для реализации ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года». Пока предприятие не получило ответа по этому вопросу, отметил Сиенко.
В пресс-службе ЧТЗ Chel.ru рассказали, что на предприятии разработана целая антикризисная программа, предусматривающая структурную перестройку завода, оптимизацию площадей и общее сокращение затрат. Сейчас ведется подготовка площадей в прессово-сварочном отделении, где предполагается сконцентрировать все производство дорожно-строительной техники: от механической обработки основных узлов машин до стапельной сборки конечного продукта (главного конвейера). Новое производство будет размещено на 100 тыс. кв. м (сегодня в данной технологии задействовано 400 тыс. кв. м).
Руководство ЧТЗ возлагает большие надежды на перенос производства. «Такая схема поможет сформировать более рациональную логистику, экономить на энергоресурсах, обслуживании помещений, повысить производительность труда», – пояснили в пресс-службе.
Именно в расчете на господдержку Челябинский тракторный завод в начале февраля объявил, что отказывается от массового сокращения сотрудников в первой половине года. Как ранее рассказывал Chel.ru начальник управления по работе с персоналом «ЧТЗ-Уралтрак» Владимир Егорнин, принято решение о господдержке предприятия, и «мы взяли тайм-аут до первого июня. Если все пойдет хорошо, мы отменим озвученные ранее планы по сокращениям персонала. В феврале-марте будут сокращены лишь несколько человек». Ранее руководство завода до апреля планировало сократить около пяти тысяч человек. Соответствующее уведомление было направлено в главное управление по труду и занятости населения Челябинской области. «Около пяти тысяч человек – это количество сотрудников, которых мы предупредили о возможности сокращения в ближайшее время», – уточнял Егорнин.
Реструктуризация производства – логичное развитие событий, говорят эксперты. После интеграции ЧТЗ в концерн «Уралвагонзавод» такая перестройка была лишь вопросом времени и денег. «В любом случае между УВЗ и ЧТЗ есть дублирующие производства, которые должны быть сконцентрированы в одном месте. Какие-то производства могут быть закрыты на ЧТЗ, потому что они есть на более высоком уровне на УВЗ, и могут поставки сюда идти. Где-то есть смысл оставить на ЧТЗ, ликвидировать на УВЗ», – рассуждает заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров.
Полтора миллиарда рублей – довольно крупная сумма, отмечают эксперты, но она, скорее всего, обоснована. «Я думаю, на ЧТЗ все хорошо подсчитали и распланировали, потому что за государственные деньги спрос сегодня жесткий, – говорит генеральный директор ООО УК «Уралкран» Сергей Кравчук. – Перенос производства – это не просто демонтаж на старом месте и монтаж на новом. Это изменение инфраструктуры, возможно, обновление оборудования. Какой-то старый хлам нет смысла переносить, а дешевле купить компактное новое оборудование. Технологии сейчас шагнули далеко вперед по сравнению с теми, что используются на ЧТЗ».
Концентрация производственных площадей действительно позволяет экономить значительные средства, считают эксперты. Однако в оптимизации производства есть и социально непопулярные последствия. «Сокращение площадей и реструктуризация производств наверняка повлекут технологическую модернизацию, иначе смысла в перестановках большого нет. Значит штат будет требоваться меньший, – объясняет Константин Захаров. – Единственный минус в социальном плане, который возникает, это высвобождение значительного количества людей. Но это вопрос плановых расчетов. Менеджмент завода должен видеть заранее будущие сокращения и планировать их».
Если ЧТЗ удастся провести реструктуризацию такого масштаба, на освободившихся площадях можно будет организовать brownfield-технопарк регионального масштаба, считают эксперты.
«Если ЧТЗ действительно освободит 300 тысяч метров площадей, это потенциальная возможность развивать здесь индустриальный парк, – говорит Константин Захаров. – Эти площади обеспечены всеми коммуникациями, теплом, электричеством, подъездными путями». После легкой реконструкции из этой территории получится индустриальный парк, который, с одной стороны, обладает всеми промышленно-инфраструктурными достоинствами, а, с другой, располагается в непосредственной близости от центра города, на проспекте Ленина. «Это интереснейшая тема, но ее надо уже развивать на уровне правительства Челябинской области. И было бы идеально, если бы те 1,5 млрд, которые просит Уралвагонзавод на внутреннюю реструктуризацию, сопровождались сопоставимой суммой на то, чтобы освободившиеся площади превратить в полноценный индустриальный парк», – прогнозирует Константин Захаров.
Фото: Фото с сайта Uvz.ru