Челябинский аэропорт продаст «Альтернативный топливно-заправочный комплекс» компании «Кванта Света». Разрешение на это «Челябинское авиапредприятие» получило от регионального антимонопольного органа. Что думают эксперты о причинах продажи ТЗК и повлияет ли смена собственника заправочного комплекса на стоимость топлива для авиаперевозчиков, а значит и на цену авиабилетов – в статье на Chel.ru.
Зачем строили альтернативный ТЗК
Новый альтернативный топливозаправочный комплекс в аэропорту Челябинска был введен в эксплуатацию в конце 2011 года. Генеральным подрядчиком по строительным работам на площадке ТЗК выступил ООО «НВН» (Челябинск), проект по объекту ТЗК был разработан ООО «Сибаэропроект» (Новосибирск), проектные работы и строительство подъездного ж/д пути от станции Баландино выполнены ООО «Градострой» (Челябинск).
«Создание альтернативного топливно-заправочного комплекса позволит уйти от монопольного положения единственного на сегодняшний момент ТЗК «Лукойл-Аэро-Челябинск», – отмечал тогда генеральный директор ОАО «Челябинское авиапредприятие» Владимир Реунов. – В свою очередь, это должно привести к снижению стоимости заправки топлива и повышению привлекательности аэропорта Челябинск для авиакомпаний».
ТЗК аэропорта Челябинска выполнял функции по приему, хранению, контролю качества, выдаче в подвижные средства заправки и заправке воздушных судов качественным авиаГСМ. Его основное назначение – обеспечение воздушных судов кондиционным авиатопливом, гарантирующим безопасность полетов. Однако спустя несколько лет работы авиапредприятие решило продать альтернативный ТЗК.
УФАС: продать можно, но с условиями
Челябинское УФАС России удовлетворило поданное ОАО «Челябинское авиапредприятие» ходатайство на совершение сделки по продаже основных производственных фондов «Альтернативного топливно-заправочного комплекса в аэропорту Челябинска» ООО «Квант Света». Соответствующее решение и предписание были размещены на сайте ФАС России в пятницу 10 апреля.
Основной вид деятельности компании «Квант Света» – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Место регистрации – в поселке Аэропорт.
«Учитывая тот факт, что в результате совершения сделки по продаже «Челябинским авиапредприятием» ТЗК в аэропорту Челябинска ООО «Квант Света» не изменится количество операторов авиатопливообеспечения авиаперевозчиков в аэропорту Челябинска, указанная сделка не повлияет на состояние конкуренции на рынке авиатопливообеспечения авиперевозчиков», – отметили в пресс-службе Челябинского УФАС России.
Вместе с тем антимонопольный орган считает, что в результате сделки может произойти ограничение конкуренции на указанном рынке, а цены на авиатопливообеспечение авиаперевозчиков могут вырасти вследствие увеличения арендной платы по причине изменения собственника имущественного комплекса.
Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 33 закона «О защите конкуренции», Челябинское УФАС России приняло решение выдать предписание ООО «Квант Света» о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции, а также могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Компании «Квант Света», в частности, предписано не повышать арендную плату для арендаторов ТЗК более чем на семь процентов в год и не перепрофилировать ТЗК без одобрения этого антимонопольным органом.
Также новому собственнику нужно заключать договоры аренды с иными хозяйствующими субъектами на равных условиях, действующих на рынке авиатопливообеспечения авиаперевозчиков в челябинском аэропорте. Еще компании обязаны проинформировать Челябинское УФАС России о совершении указанной сделки в течение 14 дней с момента ее совершения.
Неисполнение настоящего предписания антимонопольного органа в соответствии с пунктом 5 статьи 34 закона «О защите конкуренции» является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке, акцентировали в Челябинском УФАС России.
Из чего складывается стоимость топлива
В российской нефтепереработке в 2014 году складывалась благоприятная ситуация, увеличились объемы основных видов нефтепродуктов. Сейчас наблюдается снижение стоимости нефти, но связывать это с изменением цены топлива некорректно, считают аналитики.
Согласно данным Росстата, производство нефтепродуктов в 2014 году выросло на 5,9 процента по сравнению с 2013 годом. Увеличился выпуск топлива дизельного – 76947 тысяч тонн (+7,6% к 2013 году), топлива моторного для судовых дизелей – 12940,5 тысячи тонн (+33,9%), керосина авиационного – 11107,5 тысячи тонн (+7,6%), бензинов автомобильных – 38355,7 тысячи тонн (-1,13%).
«Если одна из составляющих цены топлива снизилась – в данном случае это стоимость барреля, то это не означает, что автоматически упадет в цене конечный продукт, в данном случае, топливо, – комментирует ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Цена литра бензина или дизельного топлива не складывается лишь из стоимости самой нефти: гораздо большую долю, чем нефть, занимают другие траты в цене литра». Во-первых, это фискальная нагрузка в виде налогов и акцизов, указал респондент. Во-вторых, это расходы на переработку нефти, превращение её в топливо. В-третьих, это транспортные расходы на доставку ее до мест реализации. В-четвертых, это прибыль самих нефтяников, ведь они не могут работать в ноль или себе в убыток.
«Регулирование цен на топливо, конечно же, есть, но оно косвенное, а не прямое, – продолжает Дмитрий Баранов. – Никто не говорит компаниям, по какой цене им продавать топливо. Просто на этом рынке хорошо развита конкуренция, и компании не могут устанавливать необоснованно высокие цены. И законы конкуренции действуют на всех этапах движения топлива к потребителям».
Ждать ли авиаперевозчикам роста топливных цен
Цены на авиатопливо на заправочных комплексах продолжат расти, но связано это будет, вероятнее всего, с общероссийскими тенденциями, а не изменением собственника одного из ТЗК аэропорта, считают эксперты.
«В ближайшие месяцы ждать снижения стоимости топлива не стоит, оно и дальше продолжит расти в цене», – уверен Дмитрий Баранов. Во-первых, в силу увеличения спроса на него. Во-вторых, из-за стабильно высоких в контексте сложной ситуации на валютном рынке инфляционных ожиданий. В-третьих, из-за сложной геополитической обстановки и введенных против России экономических санкций. Кроме того, рост цен возможен из-за изменения налоговой политики государства, роста стоимости товаров и услуг, потребляемых российскими нефтеперерабатывающими заводами. Естественно, что это отразится на потребителях, пояснил Баранов.
«Думаю, что продажа аэропортом альтернативного заправочного комплекса не должна никаким образом отразится на местном рынке авиаперевозок и, в частности, стоимости топлива для авиаперевозчиков в аэропорту Челябинска, – рассуждает генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич. – Там сейчас работает два заправочных комплекса – один ЧАПовский, второй – «лукойловский». Теперь они оба будут неЧАПовскими, но по-прежнему конкурировать между собой. Смена собственника – это внутренние отношения, которые не должны отразиться на расстановке сил на рынке».
Причиной продажи аэропортом ТЗК, скорее всего, стало желание высвободить активы. «Продажа топлива – это не свойственный аэропорту бизнес, – указывает Гуревич. – Реализация актива позволит предприятию высвободить средства на развитие».
Что касается предписаний антимонопольного органа, то это стандартная процедура, до применения которой в реальности дело обычно не доходит.
«Установлен норматив, допустим, по стоимости аренды, при изменении которого нужно согласовывать действия с УФАС – и это нормально, позволяет контролировать рынок, исключая на нем антиконкурентные соглашения, – продолжает Гуревич. – Ведь 20 компаний вряд ли в сговор вступят, а две – могут. На это и направлены ограничения УФАС – стандартная, формальная процедура. Маловероятно, чтобы новый собственник ТЗК за год повысил стоимость аренды на семь процентов – все понимают, что оставшиеся перевозчики уйдут к соседу или в Екатеринбург».
Особенно явно влияние конкуренции на потребителей стало заметно после введения альтернативного ТЗК в 2011 году. «Раньше авиазаправки в челябинском аэропорту были чуть ли не самыми дорогими в России, в последнее время я такого не слышал: появилась конкуренция, цены снизились», – заключил Гуревич.