Алкоголь могут изгнать с полок обычных продуктовых магазинов в специализированные торговые точки. Соответствующий законопроект в скором времени намерены обсудить в Минздраве РФ. Перерастет ли инициатива в закон, каким образом она отразится на бизнесе и решит ли проблему чрезмерной алкоголизации в стране – мнения экспертов в статье на Chel.ru.
Вынести на обсуждение Минздрава РФ вопрос об изменениях законодательства в области продажи алкогольной продукции намерен главный психиатр-нарколог Минздрава Евгений Брюн. В пресс-службе Минздрава сообщили о готовности ведомства к обсуждению инициативы и отметили, что данная мера уже давно показала свою эффективность во многих странах мира, пишут «Известия».
«Размещение на полках продуктового магазина красочно оформленных бутылок со спиртными напитками стимулирует покупку этого товара даже у тех, кто не планировал перед походом в магазин приобретение спиртного, – говорят в пресс-службе Минздрава. – Не менее, если не более, важно, что в продуктовые магазины вместе с родителями или самостоятельно приходят дети и подростки и ярко оформленные витрины винного отдела могут спровоцировать у них нежелательный интерес к алкоголю».
По словам автора идеи Евгения Брюна, алкоголь должен быть сосредоточен в специализированных отдельных магазинах малой доступности. Он отмечает, что алкогольный рынок в случае принятия изменений сократится. «И это правильно, именно бизнес пытается алкоголизировать население», – считает главный нарколог страны.
Брюн также отметил, что за последние пять лет россияне всё же стали пить меньше. Потребление алкоголя снизилось с 18 л чистого спирта в год на душу населения до 13,5 л. «Этого удалось достичь усилиями государства по снижению доступности алкоголя и сокращению рынка спиртного», – уверяет он.
Торговля спиртным в спецмагазинах уже действует в скандинавских странах (Финляндия, Дания), а с 1 января 2015 года на уровне местного закона была введена в Республике Саха (Якутия), отметил гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Алкоголь составляет около 12 процентов продаж в гипер- и супермаркетах и около 40 процентов продаж в небольших магазинах формата «у дома».
«Нужно посмотреть, будет ли это работать в Якутии, и уже потом обсуждать возможность распространения этого опыта в целом по стране, – считает Дробиз. – Небольшим магазинам будет выгоднее перестать продавать продукты и назваться алкомаркетом, этот процесс уже начинается в Якутии».
Стоит отметить, что информация о подобных законотворческих идеях появляется с регулярностью раз в пару месяцев, а то и чаще. К примеру, в январе в первом чтении в Госдуме РФ рассмотрели законопроект, запрещающий торговлю спиртными напитками на первых этажах жилых домов. Аналогичный законопроект обсуждался в составе антиалкогольного пакета в мае 2014 года. Тогда предлагалось запретить торговлю спиртным еще и в госучреждениях. В ноябре 2014-го группа депутатов от ЛДПР предложила убрать алкоголь в магазинах из зоны видимости, как табачную продукцию. Обсуждались и другие предложения – от значительного роста штрафов за продажу алкогольных напитков несовершеннолетним, а также после 23 часов, до запрета продаж такой продукции лицам, не достигшим возраста в 21 год. Дальше обсуждений эти предложения пока не зашли.
Такая инициатива способна не просто отразиться на прибыльности работы торговых сетей, а привести к колоссальным беспорядкам на алкогольном рынке страны, считают эксперты Chel.ru.
«Аналогов подобной инициативы в различных странах немало, – комментирует коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – К примеру, только в нескольких штатах США есть разрешения продавать алкоголь в супермаркетах, в остальных же реализация такой продукции позволительна только в отдельных специализированных магазинах, количество которых, кстати сказать, регламентировано в соответствии с числом жителей. Я уже не говорю про Эмираты, где алкоголь за высокими заборами.
Но проблема озвученной сейчас инициативы не в том, чтобы продавать алкоголь исключительно в специализированных магазинах. Дело в том, что сейчас сетевые магазины – это единственное место продаж алкоголя, где максимально соблюдаются все правила и законы по обороту этилового спирта». А это колоссальная работа, считает Грибанов. В сетях есть спецгруппы, которые проверяют все документы, прежде чем поставить бутылки на полки, делают отчеты для Росалкогольрегулирования. Помимо этого работают «таинственные покупатели», которые провоцируют продавцов нарушить закон. И никаким сетевым магазинам давно нет смысла брать на реализацию контрафактную продукцию.
«Те незаконные продажи, которые попадают в поле зрения правоохранительных органов, СМИ и общественников, происходят не в торговых сетях, а именно в мелких, нередко специализированных магазинах, – указывает Андрей Грибанов. – И если сейчас продажи алкоголя продуктовым сетям запретят, в реализации алкогольной продукции наступит бардак».
Даже если сейчас инициатива не найдет поддержки у законотворцев, спустя несколько лет все равно алкоголь вытеснят в спецмагазины. Это неизбежно. Мало того, под это дело будет создана госкомпания, уверены респонденты сайта.
Разумеется, запрет реализации алкоголя в сетях отразится на традиционном ритейле, его прибыльности, но вот на алкоголизацию и объем потребления никак не повлияет – какая разница, куда идти за алкогольным продуктом, считает директор сети мини-маркетов «Домашний» Илья Коноплев. «Событие ожидаемое, однажды это случится, ведь именно ради этого вся возня с алкогольным рынком и была затеяна в свое время, – уверен Коноплев. – И, скорее всего, под такой законопроект в ближайшие несколько лет будет создан национальный оператор алкогольной продукции. Это очень лакомый кусок ритейла – я бы на месте государства его национализировал, потому что, если можно пополнять этим госбюджет, то это нужно делать. По такой модели одна из западных стран уже пошла».
В последнее время наши депутаты очень озабочены новыми законопроектами, касающимися запретов продажи алкоголя, но что бы они ни делали, население все равно находит выходы и продолжает пить, указывает директор ООО «Лаборатория живого пива» Илья Ройтенберг. «И если какие-то большие сети смогут себе позволить открыть специализированные магазины, малому бизнесу это будет не по карману, многие будут вынуждены закрыться, – комментирует Ройтенберг. – Сейчас предпринимаются различные попытки антиалкоголизации населения страны и, возможно, в какой-то степени они имеют благие намерения. Однако жизнь показывает, что все законы последних лет до конца не продуманные, сырые, не учитывающие мнение населения и бизнеса. Какая-то корявая забота о здоровье нации получается».
Если бы законотворцы действительно хотели прекратить алкоголизацию населения, то запретили бы продажи такой дешевой водки, а водочных лоббистов попросили покинуть Госдуму, указывает Илья Ройтенберг. «Все законы, которые были направлены на гонение пивной отрасли, ведут к алкоголизации населения, – уверен он. – Повышение различных акцизов, налоговых сборов и так далее создают условия, невозможные для работы пивной отрасли, которая имеет самый низкий процент алкоголя. При этом на прилавках стоит дешевая водка – очевидно, что, напротив, в стране идет подталкивание населения именно к алкоголизации».
Фото: Фото Катерины Пустынниковой