Впервые на Южном Урале предпринимателю дали реальный срок – три с половиной года – за мошенничество с НДС. Таков результат взаимодействия УФНС и ГУ МВД по Челябинской области по выявлению налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на возмещение НДС. Государственная политика обещает еще большее ужесточение мер в этом вопросе. В чем подвох налоговой декларации по НДС, не попадут ли в законодательные тиски добросовестные налогоплательщики и какую соломку подстелить руководителям компаний – в материале Chel.ru.
14 лет – за 18%
Обвинительный приговор суда в адрес руководителя ООО «Промэлектроснаб» Вячеслава Кульнева вынесен в апреле нынешнего года. Он признан виновным в совершении мошенничества по ст. 159 УК РФ, а именно в хищении средств из федерального бюджета на сумму более одного миллиона рублей. Осужденному назначено наказание в виде лишения свободы на 3,5 года. Причем максимальное наказание – девять лет – удалось сократить благодаря добровольной компенсации ущерба подсудимым, а также наличием у него несовершеннолетних детей. Об этом уголовном деле зашла речь на онлайн-конференции, организованной Управлением ФНС по Челябинской области.
«В ходе налоговых проверок было установлено, что В. А. Кульнев являлся участником схемы по незаконному возмещению НДС и неоднократно обращался в налоговые органы с заявлением о перечислении НДС по фиктивным сделкам по приобретению товаров, предназначенных для поставки в режиме экспорта в Узбекистан, – сообщила Chel.ru подробности начальник отдела камерального контроля УФНС России по Челябинской области Валентина Сухомлинова. – Неправомерный отчет был заявлен по контрагентам, обладающим признаками номинальных структур, через расчетные счета которых осуществлялось обналичивание денежных средств физическими лицами и перевод за пределы РФ. При этом документы, предоставляемые в налоговые органы, формально отвечали требованиям налогового законодательства».
Добавим, что максимальный срок лишения свободы за манипуляции с НДС – 14 лет – был назначен в 2015 году одним из региональных судов РФ по совокупности статей.
В 2014 году налоговыми органами Челябинской области проведено более 4 000 камеральных налоговых проверок обоснованности возмещения из бюджета НДС. В каждом шестом случае установлены факты неправомерного возмещения из бюджета НДС в общей сумме 823,6 млн руб, что на 323,6 млн руб больше, чем в 2013 году.
Кто идет по следу
Руководители налоговой службы отметили, что в Челябинской области создан алгоритм выявления фактов незаконного возмещения НДС, и он стал наиболее эффективным при тесном взаимодействии с органами МВД, в частности, с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Исполняющий обязанности руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по УрФО Андрей Румянцев считает, что его ведомство серьезно улучшило качество и эффективность работы: «Благодаря сообщениям о нарушениях по уплате НДС в Челябинской области за 2014 год сумма возмещения НДС была снижена в полтора раза, в УрФО – в три раза. В прошлом году было получено пять сообщений о сомнительных операциях вывода средств за рубеж, с начала 2015 года – одно».
«Итогом наших совместных действий с налоговыми органами (в том числе благодаря результатам мониторинга финансовой разведки) стало предотвращение 78 преступлений налоговой направленности в 2014 году и возвращение в доход государства 245 млн руб. В 80% случаев фигуранты уголовных дел были привлечены к уголовной ответственности, – сообщил заместитель начальника отдела по борьбе с преступлениями в сфере налогообложения подполковник полиции ГУ МВД России по Челябинской области Максим Смолин. – Только за три месяца нынешнего года возбуждено 18 уголовных дел по необоснованному возмещению НДС. Кстати, максимальная санкция за ущерб до одного млн руб – до шести лет лишения свободы, свыше миллиона – 10 лет лишения свободы».
Говоря о судебной практике, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы областного надзорного ведомства Алексей Календарев отметил: «Сегодня позиция судов жесткая и конкретная – еще никто не избежал уголовного наказания. Оправдательных приговоров не было вынесено ни одного».
Бухгалтеру доверяй, но и сам проверяй
Налоговая декларация по НДС заверяется руководителем предприятия, и, естественно, именно он несет всю ответственность, вплоть до уголовной, за правильность оформления документации и, главное, за обоснованность выставленных к возмещению сумм по НДС. Вместе с тем, помимо злодейского умысла, можно, что называется, загреметь под фанфары из-за обычной невнимательности при заполнении документов, из-за излишней доверчивости к предоставляемым контрагентом сведений. Уже по результатам первого квартала 2015 года налоговые органы смогут сопоставить сведения из всех разделов декларации, соединить их в единый информационный файл и воочию увидеть «разрывы». А эти разрывы, в свою очередь, могут быть вызваны неверной информацией о контрагенте, суммах, объемах сделки, то есть любыми неточными данными, перенесенными из журналов покупок-продаж.
Налоговые специалисты полагают, что у добросовестного налогоплательщика есть возможность избежать подобных неприятностей. «Электронный сервис УФНС РФ «Проверь себя и контрагента» поможет обезопасить предприятие от недостоверной информации или от недобросовестности контрагента, – уверена заместитель руководителя УФНС России по Челябинской области Марина Екимова. – Кроме этого, рекомендуем использовать внешние источники информации о контрагенте (предыдущая деятельность, лицензии, фактическое местоположение, документальное подтверждение личности руководителя и т. д). Необходимо понимать происхождение товара, у кого вы его покупаете, анализировать цены и качество аналогичных позиций на рынке, то есть задействовать все механизмы, чтобы избежать недобросовестных посредников».
До привлечения к уголовной ответственности существует определенный алгоритм работы налогового органа с налогоплательщиком. «Если есть претензии по сумме возмещения НДС, то налогоплательщику направляется требование, приглашение на комиссию. Если он соглашается с требованиями налогового органа, то предоставляет на комиссию уже уточненную декларацию, – поясняет Марина Екимова. – Если не соглашается, то организуется выездная налоговая проверка на предприятие. По ее итогам принимаются меры, в том числе крайние – в течение трех лет возмещение ущерба и уголовная ответственность».
По словам замруководителя УФНС России, есть уже видимые результаты такого пристального внимания к вопросам налогообложения. «Объем заявленного к возмещению НДС в 2014 году в Челябинской области уменьшился на 20% или на 3,2 млрд руб по сравнению с 2013 годом, а за первый квартал 2014 года он стал на 18% ниже, чем за этот же период прошлого года, – добавляет Марина Екимова. – Налогоплательщики региона самостоятельно уменьшили суммы возмещения НДС за 2014 год на 300 млн руб.».
Бизнес с собачьим нюхом
Бизнесу сегодня проще добровольно согласиться с претензиями налоговых органов на изменение сумм возмещения НДС и уменьшить их самостоятельно, считает руководитель юридической компании Олег Михайлов. «Конечно, все зависит от величины спорных сумм. Если для предпринимателя они велики, и он уверен в своей правоте, то решать вопрос, конечно, приходится в судебном порядке, – уточняет юрист. – Я бы не согласился с утверждением об однозначности судебной практики. Наоборот, предприниматель может «сыграть» на явных противоречиях или существенных разночтениях внутренних нормативных распоряжений (письма от руководства, рекомендации от вышестоящего начальства и др.) с федеральными актами».
Эксперт утверждает, что количество судебных дел по результатам камеральных проверок увеличилось в Челябинской области в прошлом году более чем на 10% – достаточно посмотреть статистику Верховного суда. Связывает он этот факт с новыми условиями премирования специалистов, проводящих проверки. Теперь им премии начисляются лишь при условии положительного решения суда и вступления его в силу. Поэтому бизнесу надо быть готовым к перспективам судебного разбирательства, но это не значит, что решение будет принято обязательно против него.
Олег Михайлов признается, что в объеме всех дел его компании на протяжении последнего десятилетия дела о незаконном возмещении НДС занимали менее пяти процентов. «Это всегда долгое – от полугода до двух лет – разбирательство, которое финансово невыгодно как юристам, так и предпринимателям. Поэтому так высок процент добровольного пересмотра сумм возмещения НДС со стороны бизнеса. Но мотивация для таких действий, конечно, достаточно дикая. Она подтверждает вечную российскую истину: вор не тот, кто ворует, а тот, кто попался».
Управляющий консалтинговой компанией «Лигал Эксперт» Ольга Попова не совсем согласна с выводом Олега Михайлова о положительных для бизнеса перспективах судебного разбирательства. «Защищаться в суде сегодня чрезвычайно сложно. Контролирующие органы теперь легко устанавливают фирмы-однодневки второго уровня. Суду достаточно заявлений руководителей или учредителей этих фирм, что они ничего не продавали, ничего не предпринимали, и их счета-фактуры становятся для суда недостоверными. А это открывающаяся перспектива для штрафов и пени в объеме полной суммы НДС на руководителя пострадавшей компании, банкротство и уголовная ответственность, – предупреждает эксперт. – Найти достоверную информацию о контрагенте возможно, но уверенным в ней на 100% быть нельзя. Бизнесу рекомендуют быть очень внимательным, проверять контрагентов вплоть до выезда на указанные адреса, смотреть личные документы руководителей или учредителей... Но, во-первых, это не свойственная бизнесу функция. Он должен искать новые ниши и товары, проводить постоянный ценовой и качественный аудит в своем сегменте, расширять географию присутствия бизнеса. Когда же при этом еще и сыском заниматься? Во-вторых, контрагент имеет полное право не предоставлять документы о предыдущем движении товара, о тех самых контрагентах второго уровня, которые могут повернуть ход судебного разбирательства вспять».
Оба эксперта Chel.ru приходят к однозначному выводу об опасности выплеснуть с водой и ребенка. Явным злодеям, осознанно обналичивающим средства, становится это делать все более проблематично, и они прекрасно знают о перспективах уголовной ответственности. Но также усложняется жизнь и для вполне добросовестного бизнеса, не имеющего злого умысла, а просто, может быть, недостаточно информированного... Результаты такого положения вещей уже налицо. Достаточно пройтись по главным улицам Челябинска и посчитать количество появившихся в этом году витрин и окон торговой и офисной недвижимости, заклеенных многометровыми буквами «Аренда».