Больше половины активных интернет-пользователей посещают магазины не отходя от компьютера. Как свидетельствуют данные опроса Synovate Comcon, половина из них предпочитают не только выбирать, но и покупать товары через Интернет. Вместе с тем правозащитники отмечают всплеск недобросовестных продавцов, которые пытаются нажиться на желании челябинцев сэкономить в кризис.
Челябинцы жалуются на низкое качество купленных смартфонов, телевизоров и мебели. Большая часть из них была приобретена в интернет-магазинах. Как отмечают правозащитники, основная проблема, с которой сталкиваются онлайн-шоперы – им не к кому обратиться с претензией, так как магазина фактически не существует. «Тенденция нехорошая: бывает, что с подобными проблемами звонят по два раза за день, – рассказал председатель ЧРО общества защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» Руслан Закиров. – Люди, покупая на каком-то сайте, не знают местонахождения и даже названия организации. Недавно мы разбирали такую ситуацию: товар выслали, но не тот который надо. Посылка была отправлена от физлица, а сайт на английском языке. Найти магазин практически невозможно». Эксперты также отмечают, что даже если фирма указывает адрес, стоит проверить не подставной ли он.
При выборе интернет-магазина первое на что стоит обратить внимание – это известность торговой марки, а также наличие точек продаж или официального пункта выдачи товаров. Еще один важный момент – цена. Если она существенно ниже средней по рынку, стоит насторожиться. Это может быть откровенным мошенничеством или купленный товар окажется контрафактным. С последним часто сталкиваются покупатели дорогих смартфонов. Гаджет «не для продажи в России» может не работать с отечественной сим-картой, а фирменный сервисный центр производителя откажется его обслуживать.
Также важна форма оплаты – если требуется 100% предоплата, товар может не дойти до покупателя. «Лучше всего если вам привозят товар, дают возможность осмотреть, и тогда вы отдаете деньги, получая взамен накладные и чек», – подчеркивает замначальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Татьяна Пашевина.
Экономным покупателям рекомендуют обратить внимание на акции крупных магазинов «найди тот же товар, но дешевле, и получи скидку». Вот здесь-то и можно использовать выгодный прайс сомнительных магазинов. Однако лучше внимательно прочитать условия спецпредложений. Если же все соблюдено, но магазин отказывается предоставлять скидку, можно обратиться в Роспотребнадзор или антимонопольную службу.
Часть обращений в Роспотребнадзор связана с нежеланием магазинов возвращать покупателю деньги в случае возврата товара. «Есть статья 25 закона «О защите прав потребителей», которая предполагает именно обмен товара надлежащего качества, если он не подошел по цвету, форме и размеру. Зачастую граждане жалуются на то, что ему не возвращают деньги. Такого не предусмотрено законом – только обмен. И только, если нет соответствующего цвета или размера, производится возврат средств», – рассказала Татьяна Пашевина. Если же товар оказался нерабочим, магазин может произвести ремонт или вернуть деньги. Причем, все это не будет делаться сиюминутно, а в специально оговоренные сроки. Любые претензии в адрес продавца Роспотребнадзор рекомендует фиксировать на бумаге, чтобы в дальнейшем доказать факт обращения.
Согласно опросу Synovate Comcon, 48% онлайн-шоперов предпочитают выбирать и покупать товар онлайн, 33% только выбирают в Интернете и приходят за покупкой в магазин. Каждый пятый предпочитает посмотреть желаемый товар в магазине, чтобы затем заказать его через Интернет. И лишь 16% признались, что им удобно выбирать и покупать оффлайн.
Фото: Фото Alexstr с сайта Shutterstock.com